БАТАРЕЯ, ВПЕРЕД!
БАТАРЕЯ, ВПЕРЕД!
ЭКОНОМИКА
Перед запуском
БАТАРЕЯ, ВПЕРЕД!
Курский аккумуляторный завод готов к наступлению на рынок.
Лена ВАРШАВСКАЯ
Когда в новостях сказали, что трудности нашей галлактической станции вызваны отказом системы энергоснабжения, Александр Францевич Ягерь не спал всю ночь. Только наутро, узнав из информационного выпуска, что батареи ни при чем, вздохнул с облегчением: все в порядке. Продукция возглавляемого им курского аккумуляторного - на высоте.
В русское время завод с гордостью назвал себя флагманом отрасли. Наибольший по переработке свинца, монополист по стационарным аккумам, 1-ый по выпуску щелочных, наикрупнейший по численности работающих. Где только не трудились его батареи: в космосе и в шахтах, в армии и на флоте, на жд и авто транПодвескае.
Аккумов не хватало, и предприятие работало в три смены, перевыполняло планы. Не получало только подходящего оборудования. Еще в 1977 году цех авто аккумов был признан аварийным. Приняли решение строить новый, а этот пока не закрывать - кто-то же должен обеспечивать народное хозяйство батареями!
Год двухтысячный. ЗАО "Аккумулятор". Цех авто батарей. Тот, уже практически четверть века аварийный... продолжает работать. Нового все еще как бы нет! Любопытно, что за продукцию можно сделать в таких критериях?
Говорят историю. Однажды посетил "ужасный" цех коллега-американец. С страхом глядел по сторонам, а позже взял готовый к сборке электрод из поддона и вроде бы случаем уронил с полутораметровой высоты. И был потрясен: из решетки не выскочило ни одного куска пасты! Казалось бы, откуда такое качество? А это та устаревшая разработка обеспечивает большой припас надежности продукции, плюс к тому традиции не позволяют допускать брак. Кстати, лишь на этом заводе межэлементное соединение делается способом пайки, что дает стопроцентную надежность.
Только 30% курских авто батарей выпускают в современном выполнении. А создание залитых электролитом начато исключительно в прошедшем году. Старенькые охотно берут сельчане для комбайнов и тракторов, а новые пользуются популярностью у водителей грузовиков и бедных хозяев легковых машин.
И все таки генеральный директор Александр Ягерь недоволен: "И экономика, и экология, и современная техника требуют выпуска необслуживаемых авто аккумов. Их изготовка технологичнее и дешевле, эксплуатация проще".
В 1993 году завод "Аккумулятор" за 15 миллионов баксов заказал у узнаваемых американских компаний оборудование для переоснащения производства авто батарей. Рассчитывали, что году в 95-м пойдут на конвейере новые батареи для легковых автомобилей: на уровне глобальных эталонов, с наилучшими стартерными чертами, к тому же более дешевенькие, чем сегодняшние, благодаря наименьшему количеству свинца.
Поставки оборудования уже шли полным ходом, когда поменялось законодательство. И оказалось: сейчас необходимо платить таможенные пошлины практически в миллион баксов! Если это делать, пришлось бы приостановить строительство цеха под это оборудование.
Отсрочки платежей удалось достигнуть не сходу. Пригодилось дойти до самых правительственных верхов. И только в 1997 году арест с оборудования был снят, а платежи разрешили произвести позднее.
И вот, в конце концов, весть: 1-ая очередь нового цеха будет пущена сегодняшним летом. Но ликовать рано - тогда же кончается отсрочка выплат таможне.
- В этом году в Рф выпустили около 4 миллионов авто аккумов, - гласит Ягерь. - Потребность - 10-11 миллионов. Недостающие привозят из-за границы. Это либо очень дорогие батареи, либо, что почаще, подделки, продукт низкого свойства. Выходит, что наше правительство во вред своим покупателям и производителям поддерживает непонятных иноземцев.
Вобщем, курский "Аккумулятор" не пасует перед трудностями. В прошедшем году выпустил и продал более 772 тыщ авто батарей. Получил 158 миллионов рублей балансовой прибыли. Если в русские времена завод выкидывал в атмосферу 120 тонн свинца раз в год, то на данный момент - 3-4 тонны. А когда пустят новый цех и закроют аварийный, выбросы в атмосферу составят около 800 кг в год при том, что выпуск авто аккумов возрастет втрое.
Свинец сейчас - дорогостоящий недостаток. Потому тут освоили технологию переплавки свинцового лома. Приобрели немецкую установку "Варта", выстроили цех с современным фильтровальным оборудованием и сейчас потребности в свинце обеспечивают за счет вторичного сырья. Так что запуск нового производства - логичный шаг развития предприятия. Тяжелый, связанный с преодолением многих, в том числе чиновничьих, препядствий, но полностью закономерный.
Пока в необъявленном соревновании заводов, выпускающих малообслуживаемые авто батареи, впереди Тюмень и Подольск. Но пройдет всего несколько месяцев, и на рынок выйдут новые авто батареи из Курска, сделанные на сейчас уже самом современном в Рф оборудовании.
Заводская лаборатория имеет право сертифицировать батареи.
Фото Надежды Тарасовой