МЫ ПРИШЛИ Серьезно И Навечно
МЫ ПРИШЛИ Серьезно И Навечно
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКОНОМИКА
МЫ ПРИШЛИ Серьезно И Навечно
НОВЫЕ ИНВЕСТОРЫ Веруют В ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ АВТОЗАВОДОВ
Еще год-полтора вспять числилось, что российскому автопрому не отыскать стратегических партнеров, по последней мере в последнее время. Большие зарубежные компании не проявляли активного энтузиазма к нашим автозаводам, других же суровых инвесторов на горизонте не наблюдалось.
И вот в прошедшем году - сенсация за сенсацией! Приобретены контрольные пакеты ГАЗа, ПАЗа, УАЗа, и совсем не забугорными автоконцернами, а русскими металлургическими компаниями. Более того, в это дело уже вложены немалые Энциклопедия грузовых автомобилей: "Северсталь", к примеру, инвестировала в УАЗ несколько сот миллионов баксов - сумму не наименьшую, чем бытует в проекте АвтоВАЗа и "Дженерал моторс"!
Для чего металлургам авто создание, что они хотят делать с автозаводами и чего ожидают от их? Об этом корреспонденту ЗР Лене Варшавской поведал член совета директоров "Северстали", генеральный директор АО "Северстальинвест" ВАДИМ ШВЕЦОВ.
Сейчас экономика Рф способствует развитию сырьевых и перерабатывающих отраслей - у нашего АО очень высочайшая прибыльность. При всем этом мы отлично осознаем: вечно так длиться не может, ситуация будет изменяться. Из этого следует, что нужна диверсификация, другими словами организация новых производств, пусть пока и не высокодоходных, но очень удачных в дальнейшем.
Почему конкретно авто фабрики - думаю, понятно. Во-1-х, с ними мы работаем как поставщики (более того, смогли приобрести и опыт дилеров - за металл с нами расплачивались автомобилями). Так что представление о специфике их деятельности, плюсах и минусах у нас уже сложилось. Во-2-х, на мой взор, у производства автомобилей в Рф есть перспективы. Слабенькие, беря во внимание состояние компаний, рынка, мировой экономики - но есть.
Скажем, у моделей УАЗа - собственная, никем не занятая ниша: армия, село, МВД. Бесспорное преимущество этих машин - высочайшая проходимость и малая стоимость - дает заводу шанс стать выгодным. В дальнейшем году мы планируем выпустить 95 тыщ автомобилей, позже - 110 тыщ. А в перспективе довести объемы производства до проектной мощности - 140-160 тыщ в год. Ориентируемся как и раньше на корпоративные поставки. Но при всем этом убеждены: автомобиль не следует навязывать покупателям. Его нужно делать так, чтоб он их интересовал: утепленный - для севера, с нержавеющим кузовом - для регионов с мокроватым климатом... Но они все должны быть надежными, с высочайшей проходимостью. 1-ые шаги в оздоровлении предприятия уже изготовлены: проведена реструктуризация долгов государству, кредиторам, реорганизована дилерская сеть. Изучаются издержки на создание каждой модели, вводится жесткое бюджетирование, управление обратными активами. В последнее время мы должны найти, на какой модели основывать развитие предприятия. Пока склоняемся к UAZ 3162. Для начала массового ее производства, по первым прикидкам, будет нужно вложить не так много - не больше 200 миллионов рублей, в том числе и на переналадку сварочного оборудования. Неувязка не в постановке модели на сборочный поток, а в том, чтоб сделать лучше ее характеристики. Пока она сырая - нужен новый движок, другая коробка, дифференциал. При всем этом, по нашим прикидкам, цена даже самой дорогой комплектации не должна превосходить 7 тыщ баксов. Это совершенно не обычная задачка. Мы ее решаем.
УАЗу обязательно нужен дизель - без него автомобиль неэкономичен. На данный момент этим заняты конструкторы Заволжского моторного, и есть надежда, что к концу года таковой движок (в планах он числится как ЗМЗ-514) они разработают. А "Северсталь", как обладатель контрольного пакета акций ЗМЗ, будет этому содействовать.
Естественно, что для самого моторного завода создание нового дизеля должно быть выгодным, и чтоб загрузить его стопроцентно, а не на одну вторую, нужно сделать унифицированный движок для УАЗа и ГАЗа. Мы уже ведем по этому поводу переговоры с собственником Горьковского автозавода - "Сибирским алюминием". Там могут считать Энциклопедия грузовых автомобилей, и, надеюсь, мы придем к соглашению, так как предложение обоюдно прибыльно.
Фактически, новые моторы необходимы не только лишь многообещающим моделям. Обычная продукция УАЗа издавна просит модернизации. С ноября - времени прихода на завод новейшей команды - поочередно поднимали цены на авто, и на данный момент они близки к допустимому "потолку". Увеличивать и далее цена машин, не улучшая их потребительских параметров, нельзя - свалится спрос. В повестке денька как изменение самой конструкции всем знакомых "козликов" и "буханок", так и новый уровень свойства девайсов, сборки.
Одна из актуальнейших наших задач - поставщики. Мы делим их на две группы: стратегические, главные (создают главные, дорогостоящие составляющие) и рыночные (металл, пластмасса, электрожгуты и пр.). С первыми строим стратегический союз и готовы выступить в роли инвесторов. Вторых же будем кропотливо отбирать, так сказать, на конкурсной базе - на электрической бирже, по тендеру. Принципиально, к примеру, чтоб производители девайсов были аттестованы по системе ISO (тогда входной контроль выборочный - колоссальная экономия!).
Вообщем у нас существует "Программка развития поставщиков УАЗа". У автозавода сейчас нет от их зависимости - мы готовы оплачивать продукцию "живыми" средствами, так что они более всего заинтересованы в наших заказах. А раз так, мы вправе выдвигать жесткие требования к качеству. Если же автозаводы к тому же сольются, то, как говорится, комменты не требуются. Сейчас для русского автопрома это в особенности животрепещуще: если он желает выжить, нужна сначала не конкурентность, а объединение. Унификация намного удешевит создание, резко уменьшит издержки на внедрение новых моделей, их массовый выпуск. А если еще будут общими дилерская сеть, сервис, система реализации девайсов...
Снутри УАЗа мы тоже очень унифицируем создание - перейдем, скажем, на единую платформу, когда на одной раме станут собирать различные кузова. В авто проект "Северсталь" уже вложила сотки миллионов баксов. И это только начало. Мы не ждем резвой отдачи, наши инвестиции длительны. Нельзя придти в авто индустрия на немножко.
НАША СПРАВКА
В состав холдинга "Северсталь" входят "Карельский окатыш", ОЛКОН, "Стальмаг" , Череповецкий сталепрокатный завод, Ижорский трубный завод, УАЗ, "Северстальтранс", "Северсталь-Инвест", "Северстальлат", страховая компания "Шексна", "Меткомбанк". Общая цена активов компаний, контролируемых ОАО "Северсталь" на конец 2000 года, - более 2,4 млрд баксов. Выручка от реализации продукции "Северстали" и входящих в группу компаний за 2000 год - более 2,5 млрд баксов.