ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО Охото .
ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО Охото...
ТЕРМОДАТЧИКИ ВПРЫСКОВЫХ ВАЗОВ
Наши сатирики, похоже, издавна ездят на других машинах. По другому они дали подсказку бы нам с эстрады, какую лексику стоит употребить в адресок создателей технического творения, уступающего по потребительским свойствам своим дальним праотцам из прошедшего века. Вправду, и "победы", и "жигули", и даже "запорожцы" в какой-то момент поддавались "уговорам" в хоть какой мороз. Тут подогреем, там покрутим, здесь нальем - но непременно победим! А вот, скажем, VAZ 21103 приговорен еще до рождения - при -28°С ему, согласно ТУ, положен бюллетень. Хоть какой сервис имеет право отказать в помощи - дескать, посмотри на указатель температуры, браток! И... приезжай, когда потеплеет.
Если честно, последняя зима показала, что трудности с запуском часто начинаются и при более умеренных морозах: за бортом всего-то минус 20, а под капотом - ни единой вспышки. Остается одно - выдвигать собственные теории "незапуска" и "готовить сани летом". Тем, кто невзирая ни на что же желает ездить на Вуале круглый год, посвящается экспертиза ДТОЖ - датчиков температуры охлаждающей воды. Время до последующей зимы есть еще...
ИЩЕМ Последнего
При чем здесь датчик? Может быть, что и ни при чем, но давайте порассуждаем. Если представить, что по некий причине контроллеру докладывают неправильную информацию о температуре, то не поможет никакая хитроумная прошивка - "мозги" будут глупо "богатить" либо, напротив, "забеднять" смесь вопреки реальным потребностям мотора. А температурой управляет как раз упомянутый ДТОЖ. И если прошивку готовили под один датчик, а на практике в систему остывания вкручен совершенно другой, то как раз и получится ерунда. Как бы, разумно.
Скажем больше. Проведенный нами прошедшей зимой "разбойнический" опыт с замершим "Шевроле-Нивой" (ЗР, 2003, № 4) завершился к всеобщему ликованию запуском мотора! А ведь всего-то и сделали, что сдернули с датчика кабель и вставили в его ответную часть... неизменный резистор! Короче, применили внушение - произнесли "мозгам", что на улице издавна весна. Те обрадовались и - все завертелось...
Что ж, идем в магазин и получаем в различных местах несколько датчиков - трем калужским по стоимости 70 руб. за штуку составили компанию три иноземца, продаваемые по 800 "рэ" под условным именованием "Джи-Эм" (GM). Потом обращаемся в испытательный центр "Идеал" с просьбой замерить сопротивление датчиков в интервале температур от - 40 до +128°С. А там поглядим...
ИЩЕМ ИСТОЧНИК Познаний
Где вы приобрели это барахло? Таковой вопрос услышишь после хоть какой экспертизы. Но поспешим успокоить калужан - речь не о их.
- Все калужские датчики (№ 1-3) ведут себя фактически идиентично, - объясняют специалисты. - Отличия черт друг от друга в хоть какой точке не превосходят толикой процента. А вот оставшиеся три датчика (№ 4-6) "а-ля Джи-Эм" - это что-то... Их нельзя использовать не только лишь на ВАЗах, да и вообщем нигде - разброс характеристик где-то превосходит 200%! Ни один контроллер с этим не управится.
Очень любопытно... А к калужским претензии есть?
- Во всяком случае, они укладываются в свои собственные ТУ, - разводят руками специалисты. - Завод инспектирует их характеристики в 2-ух контрольных точках - при 20 и 128°С. Вобщем, другие точки можно взять в долг в литературе...
Само собой - вот и книжка подходящая: "Движок VAZ 2111. Управление по техническому обслуживанию и ремонту". Составлено спецами департамента развития АО "АвтоВАЗ". Находим страницу с приблизительными значениями сопротивления датчика при различных температурах (кстати, марка датчика не указана) и заносим их в нашу итоговую таблицу. Ага - выходит, что разница меж требованиями создателей управления и показаниями полностью исправных датчиков доходит до 20%. Не много ли?
Звоним в Калугу - по нашей просьбе нам отправляют рекомендованную ВАЗом таблицу с номиналами сопротивлений при различных температурах. Сначала нас интересует прохладная погода - надлежащие данные приводим в табл. 2. Нет, в "ворота" "калужане" укладываются - просто, на наш взор, эти ворота очень широкие... К примеру, если сопротивление датчика составляет 33 кОм, то чему равна температура - 20 либо -25°С?
- Еще есть один аспект, - вроде бы меж иным отмечают специалисты. - Сопротивление датчика находится в зависимости от тока, при котором его определяют...
ЗАКОН ОМА
ДЛЯ ТЕРМИСТОРА
Чего-чего? Сопротивление находится в зависимости от тока? Ну, понимаете...
- Дело в том, - улыбаются специалисты, - что термистор - это не совершенно обыденное сопротивление. Вы подключаете его к измерительному прибору, тот пропускает через него ток и... нагревает! Обыденный резистор на это не отреагирует, а термистор здесь же уменьшит свое сопротивление. Потому измерения проводят при мало вероятных токах - к примеру, 10 мкА в спектре до 100 кОм и 1 мкА при сопротивлениях выше 100 кОм. Вот почему экспресс-замеры, проведенные, как говорится, на ходу, могут давать результаты, которые не стыкуются с "книжными". При работе на автомобиле датчик подключается к шине питания через ограничительный резистор, находящийся снутри контроллера, а тестеры, выскажемся так, бывают различные... Стрелочный способен показать одно, цифровой - другое: разброс может достигать 10%. Вобщем, отсеять еще на стадии покупки очевидный брак типа датчика № 6 посодействовал бы хоть какой прибор.
Как это надоело - ходить в магазин с измерительными устройствами. Вобщем, хочешь ездить на Вуале - осваивай технику...
- Кстати, у привезенных из других стран еще одна особенность, - замечают специалисты. - Похоже, что там мерзкий термический контакт терморезистора с корпусом - этот датчик минутку соображает, до того как на режим выходит...
Минутку? Это как?
- А вот так, - вздыхают специалисты. - Подключаете вы его к прибору и видите, что в 1-ые же секунды сопротивление датчика (см. рис.) резко падает - к примеру, с 90 кОм до 70! Потом, секунд через 20, сопротивление вновь вырастает - приблизительно до 85 кОм. Ну, позже еще две-три таких "волны", потом все успокаивается. Но не ранее чем через минутку! А все из-за отвратительного термического контакта с корпусом. Терморезистор одномоментно разогревается, потом через какое-то время мощный корпус "приходит на помощь" - вот и выходит такая чехарда... У калужских схожий эффект продолжается всего несколько секунд, ну и проявляется исключительно в 3-ем знаке - никакого практического значения это иметь не может.
ЧТО ДЕЛАТЬ - Мировоззрение Стороннего
Таким макаром, экспертиза подтвердила возможность как минимум 2-ух сценариев "незапуска" прохладного мотора по вине термодатчика. В первом случае реальное сопротивление датчика возможно окажется выше требуемого - "мозги" при всем этом задумываются, что на улице холоднее, чем по сути, и переобогащают рабочую смесь. 2-ой случай - более утонченный. Если в датчике нехороший термический контакт терморезистора с корпусом, то к несовпадению сопротивления добавляется минутная "задумчивость", из-за которой "мозги" начинает просто лихорадить - поначалу им кажется, что на улице очень холодно, через несколько секунд - что очень тепло, и только через минутку ситуация сводится к первому случаю.
Остается ответить на возлюбленный вопрос россиян - что делать? Советы бессчетных обладателей тольяттинских автомобилей мы собрали в уголке "Советы дилетантов" - а кто еще может рекомендовать экспертам? Тем, кто попробует приобрести датчик в магазине, советуем ни под каким видом не брать барахло, показанное на фото справа (стр. 114). Не помешает прихватить с собой тестер, вроде бы это ни было унизительно. И - побольше оптимизма: что еще пожелать владельцам впрыскового ВАЗа последующей зимой...
Изготовитель - АО "Калужский Завод Автоприбор", Калуга.
Маркировка - 23 3828
Примерная стоимость - 70 руб.
Изготовитель - неизвестен (продавались как "GM").
Маркировка - 6898 2347
Примерная стоимость - 800 руб.
Нрав конфигурации сопротивления датчика ТОЖ зависимо от времени при нехорошем термическом контакте терморезистора и корпуса.
СОВЕТЫ ДИЛЕТАНТОВ
Возить с собой запасной термодатчик и зажигалку. Перед запуском прохладного мотора снять разъем со штатного датчика, подключить его к запасному и разогреть его корпус.
Возить с собой неизменный резистор - килоом так на 20. Деяния те же, но греть ничего не нужно.
Подключить неизменный резистор номиналом приблизительно 20 кОм через переключатель параллельно термодатчику и способом "научного тыка" выбирать лучший метод запуска мотора.