СГОРЕЛ НА РАБОТЕ
СГОРЕЛ НА РАБОТЕ
С чаплинских времен (а может, и ранее) обозначилась неувязка "малеханького человека" - его не замечают, иногда презирают, но в конечном итоге не могут без него обойтись. Такими малеханькими человечками в бортовой сети автомобиля являются предохранители - о их сейчас и речь.
ЧЕЛОВЕЧЕК - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО
Древнейшие цилиндрические предохранители уже практически стопроцентно сдали позиции своим преемникам - плавким плоским предохранителям штекерного типа (время от времени их именуют штыревыми). Все же, обязанности "малеханьких человечков" не поменялись - безропотно посиживать на рабочем месте, пропуская через себя номинальные токи, и впору жертвовать собой, если сопротивление нагрузки почему-то уменьшилось. Несколько поменялись только нормативы - при удвоенном токе нагрузки штекерный "человечек" должен сгореть за время от 0,15 до 5 с, а при тройном - от 0,08 до 0,5 с. Не считая того, при токе 100 А не обязано иметь место оплавление и обугливание изолятора. Определено также падение напряжения на выводах предохранителя - менее 150 мВ при токах до 15 А, 130 мВ при 20 А, 125 мВ при 25 А и 115 мВ при 40 А. Вот, фактически, и все.
Любознательный факт - даже заранее бракованные предохранители могут на практике не вызвать ни мельчайших приреканий со стороны юзера! Тем, кто в этом колеблется, предлагаем ознакомиться с плодами испытаний 7 комплектов "человечков", обретенных нами в разных торговых точках Москвы.
Экспертизу проводили спецы по авто электронике и электрическому оборудованию столичного испытательного центра "Идеал". Полутонов в их оценках не было - или "отлично", или "плохо". Комменты по каждому набору предохранителей приведены рядом с надлежащими фото. Верхние снимки отражают "магазинный" вид изделий, а нижние - то, что осталось после испытаний.
Для тех, кому не охото вникать в сущность, сообщаем: изделия № 5, 6, 7 к эксплуатации недопустимы. А любителей подробностей приглашаем прочесть все до конца.
ГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ...
Таким макаром, налицо смешная ситуация. Самое время вспомнить один из законов Мерфи: "Прибор, защищаемый быстродействующим плавким предохранителем, сможет защитить этот предохранитель, перегорев первым".
Забавно? Да, если не думать о том, что в роли такового прибора в один прекрасный момент может выступить ваш свой автомобиль... Неплохой предохранитель должен сгорать впору и не должен сгорать не впору - это понятно, но... Если изготовитель наших "малеханьких человечков" по каким-то причинам не может уложиться в требуемые эталонами "ворота", то он расслабленно ограничивается только 2-ой частью этих требований, выпуская заранее несгораемые изделия. А если электрическое оборудование вашего автомобиля полностью исправно, то никаких претензий к этому браку у вас никогда и не возникнет. Мотор заводится, фары загораются, "дворники" работают, вентилятор жужжит - ну кому придет в голову в таковой ситуации сетовать на "непрофессиональность" предохранителя? Для чего грешить на охрану, если на вас никто не нападает?
И все таки не стоит полагаться на "авось". Естественно, проверить исправность новых предохранителей в момент покупки фактически нереально, но зато в наших силах по последней мере не получать заведомое барахло... По итогам нашей экспертизы мы советуем использовать псковские, польские и чешские наборы предохранителей, старательно обходя стороной "южную африку" и "венский лес", какой бы соблазнительной ни казалась их стоимость. И пусть торговец сколько угодно уверяет нас, что они все "из одной бочки" - мы-то знаем, что это не так.
А тем, кто задумывается по другому, предлагаем повнимательнее присмотреться к фотографиям предохранителей, которые не прошли наши тесты. Как говорится, вам это нужно?
1 Заявленная торговая марка и обозначение
AVAR (Flat Fuses)
Приблизительная стоимость - 20 руб.
Полное заглавие псковского набора - "Предохранители авто плоские AVAR (Flat Fuses)". Как это нередко бывает, сказать про доброкачественное изделие нечего. Десятичасовой прогон при обычном токе замечаний не вызвал, падение напряжения - в норме. При двойном токе все сгорели резвее чем в секунду - напомним: норма составляла от 0,15 до 5 с. То же - при тройном: ожидать полсекунды не потребовалось. При подаче тока 100 А обугливания не появляется. Короче - можно смело брать.
Оценка: (отлично).
2 Заявленная торговая марка и обозначение
TESLA
Приблизительная стоимость - 50 руб.
Если честно, чешский набор был приобретен, выскажемся так, не в самом фешенебельном магазине, а поэтому сомнения насчет его работоспособности появлялись. Все же обошлось без приключений - ни одного замечания (не считая цены) изделия не вызвали. Кстати, исключительно в этом наборе находился предохранитель с номиналом 40 А - все другие изготовители ограничились 25 либо 30 амперами. Дорого, но если охото приобрести конкретно забугорный набор, то почему бы не тормознуть конкретно на "Тесле"?
Оценка: (отлично).
3 Заявленная торговая марка и обозначение
LEMAR-NEON
Приблизительная стоимость - 40 руб.
Полноправный иноземец польского происхождения. Кстати, если встречать "по одежде", то этот, пожалуй, смотрится лучше всех. Вобщем, "проводы" тоже оказались успешными - никаких приреканий "шляхтич" не вызвал. Падение напряжения - в норме, сгорают впору, а при прохождении тока 100 А не обугливаются. А в качестве приятного и полезного дополнения - пинцет для оперативной подмены предохранителей (не утратить бы только...). Таким и должно быть ввезенное изделие.
Оценка: (отлично).
4 Заявленная торговая марка и обозначение
CAR FUSES AUTO SICHERUNGEN
Приблизительная стоимость - 30 руб.
Издалече упаковка походила на ввезенную, но надпись "Предохранители авто CAR FUSES AUTO SICHERUNGEN" породила сомнения. После вскрытия выяснилось, что пред нами... очередное обличье псковского "Авара" - разве что нет номинала на 7,5 А. Что касается технических черт, то они оказались фактически такими же, как у "однополчанина", - полное соответствие нормативным требованиям, в общем - обычные предохранители. Кстати, в набор заходит "прищепочка-пинцетик", облегчающая их подмену.
Оценка: (отлично).
5 Заявленная торговая марка и обозначение
10 PC AUTO PLUG IN FUSES
Приблизительная стоимость - 20 руб.
По привычке изучаем штрих-код - повеяло притчами венского леса... А вот сказкам про австрийское происхождение веровать не охото - кривоногие предохранители не внушали никакого доверия с самого начала. Пессимизм оправдался стопроцентно - даже обычный ток выдержали только три "заступника". При двойном токе впору не сгорел ни один, ну и тройной ток не вызвал никаких чувств. Правда, при 100 амперах шипящие раскаленные изделия потихоньку начинают перегорать, но нам такие "подачки" уже не необходимы.
Оценка: (плохо)
6 Заявленная торговая марка и обозначение
ТХ
Приблизительная стоимость - 15 руб.
Исследование нанесенного на упаковку штрих-кода привело к выводу о наличии у незнакомца родственников в... ЮАР! Даже если это правильно, то везти такое из страны Нельсона Манделы очевидно не стоило. Уже при номинальном токе предохранители стали дурачиться - на изделиях с номиналом 7,5 и 10 А от перегрева разболтались штыри, а на других расплавились корпуса. На 30-амперном предохранителе, не считая того, отмечено завышенное падение напряжения - 170 мВ заместо положенных 115. При тройном токе отказались впору сгорать предохранители на 15 и 30 А.
Оценка: (плохо)
7 Заявленная торговая марка и обозначение
PV
Приблизительная стоимость - 15 руб.
Изделие подозрительно похоже на предшествующее - и логотипом, и южноафриканским штрих-кодом. Разве что качество еще ужаснее... Судите сами: во время десятичасового прогона при номинальном токе поплавились все корпуса, зато при двойном токе не сработал ни один предохранитель - через 60 с тесты закончили! При тройном токе - та же история: только 15-амперник изволил сдаться через 1,4 с! Даже при 100 А (!!!) изделия размышляют, сгорать им либо нет... В общем, если уже приобрели, то выбросьте сходу.
Оценка: (плохо)