Меж САБАНТУЕМ И САБОТАЖЕМ
Меж САБАНТУЕМ И САБОТАЖЕМ
САБВУФЕР - БОЛЬШОЙ ДИНАМИК Либо НЕЧТО Особое?
Как в известном мульте - Чебурашка есть, а слова нет. Грустно, ведь по сути автомузыка без сабвуфера - это и не музыка совсем...
НИЗЫ НЕ МОГУТ, НО Желают
Арию Каварадосси в опере исполняет один солист, а вот, скажем, Мефистофеля - совершенно другой. Обе арии сходу может осилить разве что пародист - будет чуть-чуть забавно, но все равно плохо. Так и динамики - никакой из их не умеет отменно перекрывать всю полосу частот. А все, что ниже 60 Гц, вообщем не достаточно кто воспроизводит, ну и слышат тоже не все. Вобщем, в этом спектре быстрее не внемлют, а ощущают...
Если честно, мы малость лукавим. Обеспечив передний звук правильной установкой избранной акустики, мы тем уже достигнули высочайшего свойства звучания, при этом безо всяких сабвуферов. Но почему бы не сделать из неплохого звука очень неплохой? Вот для этого-то динамикам кто-то должен посодействовать - этот "кто-то" и есть сабвуфер.
А что же все-таки это такое?
ИЗ ЖИЗНИ САБВУФЕРОВ
Сабвуфер - это, грубо говоря, таковой большой-пребольшой динамик. У него все огромное - и диффузор, и рабочий ход. В то же время сабвуфер - не совершенно динамик, ибо способен звучать только при безупречном акустическом оформлении. Этакая черепаха без панциря - черепаху покупаете в магазине, а панцирь сколачиваете сами.
Для чего нужен этот панцирь? А потом, чтоб при каждом ходе диффузора сабвуфер издавал звук, перемещая огромное количество воздуха в определенном направлении. Если же просто подключить его "на улице", то получится так называемое акустическое замыкание: поначалу поток воздуха движется в одну сторону, но при оборотном ходе диффузора здесь же пробует возвратиться, вроде бы повисая в центре. Конкретно это и происходит, обычно, в малограмотно установленных системах, когда дорогой сабвуфер беспомощно пробует сотрясать обивку сидений.
Разомкнуть такое замыкание можно различными методами. Проще всего отгородить обратные потоки воздуха друг от друга этакой стеной - к примеру, задней полкой салона. Но такие решения применимы далековато не всегда - для их даже выдуманы особые сабвуферы, именуемые free air (свободный воздух). По-русски это произносят приблизительно так - "фриаирные динамики". Большая часть же "обычных" сабвуферов не удовлетворяется объемом багажника и нуждается в особом "домике".
СТРОИМ ДОМИК
Время от времени клиент не желает даже мыслить об установке сабвуфера - его останавливает идея о неизбежности установки большого и безобразного ящика, который займет полмашины. Эти ужасы, мягко говоря, устарели, так как для схожих целей издавна употребляют разные незаполненные ниши кузова, коих в автомобиле хватает. Понятно, что классические прямоугольные формы при всем этом преображаются в сложнейшие футуристические конструкции - как закрытого типа, так и фазоинверторного.
Что такое фазоинвертор? Если ящик закрытого типа не имеет никаких щелочек и дырочек для связи с наружным миром, то фазоинвертор, напротив, содержит "окно в Европу", при этом строго определенных размеров. Над тем, каким образом все это работает, лучше не думать: акустика - вещь внутри себя. Главное - осознать, что от конструкции такового ящика наисильнейшим образом зависит нрав звучания, его стиль. А поэтому необходимо поначалу обусловиться с своими музыкальными пристрастиями, потом попробовать выложить их установщику и только позже, в самую последнюю очередь, интересоваться брэндом устанавливаемого сабвуфера и конструкцией "домика".
Последнее очень принципиально. Если все прошлые составляющие нашего "оркестрика" можно было, при должном старании и желании, установить на машину без помощи других, то сабвуфер просит только проф подхода: любые пробы подключить его "как-нибудь" следует пресекать на корню. Естественно, если вы ощущаете внутри себя потребности находить, экспериментировать, пробовать углубляться в расчеты, предложенные Тилем и Смоллом, - ради бога, но если вами управляет желание сберечь время и Энциклопедия грузовых автомобилей - идите к установщику! Это будет резвее и дешевле.
ПОЧЕМ?
Кстати, о ценах. Цена неплохого сабвуфера составляет приблизительно 100-300 баксов, но еще столько же придется доплатить за акустическое оформление, звукоизоляцию и остальные работы. Недешево, но по другому не получится. Из определенных брэндов отметим "Фокал" (Fokal), "Джей-Эль Аудио" (JL Audio), "Бостон Акустикс" (Boston Acoustics), "Эм-Тэ-Икс" (MTX), также "Алпайн" (Alpine) и "Кларион" (Clarion). Экономные сабвуферы free air делают, скажем, "Урал" и "Дакс" (Dax) - идет речь о ценах 50-70 баксов. Есть и совершенно дешевые модели. Но зацикливаться на определенном брэнде не стоит - тем паче, что модели "на все случаи жизни" создают далековато не все компании. Разве что "Фокал" да "Джей-Эль Аудио"...
Что касается электрики, то сабвуферу, естественно, нужен отдельный усилитель - подойдет, к примеру, цифровой класс D. Годится и мостовая схема из 2-ух каналов. Естественно, если предстоит установить несколько сабвуферов - повысить отдачу, снизить частоту - задачка несколько усложнится, но не станет нерешаемой.
А вообще-то - не спешите. Преимущество сабвуфера в том и заключается, что его установка не востребует кардинальной перестройки всего ранее сделанного. Вот только до его необходимости необходимо, как говорится, дозреть. Так что ездите расслабленно, услаждайтесь своим передним звуком и...
...И накапливайте деньги!
Представитель новейшей серии ML от американской компании "Эс-Пэ-Эль" (SPL by Soundsream) существует в 2-ух типоразмерах - 10 и 12 дюймов и рассчитан на применение в фазоинверторных либо закрытых корпусах. Из особенностей дизайна отметим громоздкую литую корзину с 2-мя рядами "ребер" жесткости и остывания, магнит весом практически 5 кг и дюралевый диффузор с увеличенным резиновым гофром. Кстати, они особенно упакованы - в особые древесные ящики-сундуки с блестящими ручками. Стоимость - от 105 до 125 долл.
Три тенора... нет, три сабвуфера! Слева -"Тип Е" (Type-E) от "Алпайн". Он существует в 2-ух обличьях - десятидюймовом SWE-1041 и двенадцатидюймовом SWE-1241. Стоимость - соответственно 90 и 109 долл. В центре - "Шеф" (Boss) W107. Полипропиленовый диффузор, длинноходовый подвес - стоимость 50 долл.
А справа - очередной "Шеф" (Boss RT-12). Его именуют хитом продаж: стоимость - 28 долл.
Суперплоский сабвуфер от "Планетки Аудио" (Planet Audio P10 NEO) отличается оборотным расположением магнита. Высота - всего 10 см, стоимость - 110 долл.
САБВУФЕР - БОЛЬШОЙ ДИНАМИК Либо НЕЧТО Особое?
Как в известном мульте - Чебурашка есть, а слова нет. Грустно, ведь по сути автомузыка без сабвуфера - это и не музыка совсем...
НИЗЫ НЕ МОГУТ, НО Желают
Арию Каварадосси в опере исполняет один солист, а вот, скажем, Мефистофеля - совершенно другой. Обе арии сходу может осилить разве что пародист - будет чуть-чуть забавно, но все равно плохо. Так и динамики - никакой из их не умеет отменно перекрывать всю полосу частот. А все, что ниже 60 Гц, вообщем не достаточно кто воспроизводит, ну и слышат тоже не все. Вобщем, в этом спектре быстрее не внемлют, а ощущают...
Если честно, мы малость лукавим. Обеспечив передний звук правильной установкой избранной акустики, мы тем уже достигнули высочайшего свойства звучания, при этом безо всяких сабвуферов. Но почему бы не сделать из неплохого звука очень неплохой? Вот для этого-то динамикам кто-то должен посодействовать - этот "кто-то" и есть сабвуфер.
А что же все-таки это такое?
ИЗ ЖИЗНИ САБВУФЕРОВ
Сабвуфер - это, грубо говоря, таковой большой-пребольшой динамик. У него все огромное - и диффузор, и рабочий ход. В то же время сабвуфер - не совершенно динамик, ибо способен звучать только при безупречном акустическом оформлении. Этакая черепаха без панциря - черепаху покупаете в магазине, а панцирь сколачиваете сами.
Для чего нужен этот панцирь? А потом, чтоб при каждом ходе диффузора сабвуфер издавал звук, перемещая огромное количество воздуха в определенном направлении. Если же просто подключить его "на улице", то получится так называемое акустическое замыкание: поначалу поток воздуха движется в одну сторону, но при оборотном ходе диффузора здесь же пробует возвратиться, вроде бы повисая в центре. Конкретно это и происходит, обычно, в малограмотно установленных системах, когда дорогой сабвуфер беспомощно пробует сотрясать обивку сидений.
Разомкнуть такое замыкание можно различными методами. Проще всего отгородить обратные потоки воздуха друг от друга этакой стеной - к примеру, задней полкой салона. Но такие решения применимы далековато не всегда - для их даже выдуманы особые сабвуферы, именуемые free air (свободный воздух). По-русски это произносят приблизительно так - "фриаирные динамики". Большая часть же "обычных" сабвуферов не удовлетворяется объемом багажника и нуждается в особом "домике".
СТРОИМ ДОМИК
Время от времени клиент не желает даже мыслить об установке сабвуфера - его останавливает идея о неизбежности установки большого и безобразного ящика, который займет полмашины. Эти ужасы, мягко говоря, устарели, так как для схожих целей издавна употребляют разные незаполненные ниши кузова, коих в автомобиле хватает. Понятно, что классические прямоугольные формы при всем этом преображаются в сложнейшие футуристические конструкции - как закрытого типа, так и фазоинверторного.
Что такое фазоинвертор? Если ящик закрытого типа не имеет никаких щелочек и дырочек для связи с наружным миром, то фазоинвертор, напротив, содержит "окно в Европу", при этом строго определенных размеров. Над тем, каким образом все это работает, лучше не думать: акустика - вещь внутри себя. Главное - осознать, что от конструкции такового ящика наисильнейшим образом зависит нрав звучания, его стиль. А поэтому необходимо поначалу обусловиться с своими музыкальными пристрастиями, потом попробовать выложить их установщику и только позже, в самую последнюю очередь, интересоваться брэндом устанавливаемого сабвуфера и конструкцией "домика".
Последнее очень принципиально. Если все прошлые составляющие нашего "оркестрика" можно было, при должном старании и желании, установить на машину без помощи других, то сабвуфер просит только проф подхода: любые пробы подключить его "как-нибудь" следует пресекать на корню. Естественно, если вы ощущаете внутри себя потребности находить, экспериментировать, пробовать углубляться в расчеты, предложенные Тилем и Смоллом, - ради бога, но если вами управляет желание сберечь время и Энциклопедия грузовых автомобилей - идите к установщику! Это будет резвее и дешевле.
ПОЧЕМ?
Кстати, о ценах. Цена неплохого сабвуфера составляет приблизительно 100-300 баксов, но еще столько же придется доплатить за акустическое оформление, звукоизоляцию и остальные работы. Недешево, но по другому не получится. Из определенных брэндов отметим "Фокал" (Fokal), "Джей-Эль Аудио" (JL Audio), "Бостон Акустикс" (Boston Acoustics), "Эм-Тэ-Икс" (MTX), также "Алпайн" (Alpine) и "Кларион" (Clarion). Экономные сабвуферы free air делают, скажем, "Урал" и "Дакс" (Dax) - идет речь о ценах 50-70 баксов. Есть и совершенно дешевые модели. Но зацикливаться на определенном брэнде не стоит - тем паче, что модели "на все случаи жизни" создают далековато не все компании. Разве что "Фокал" да "Джей-Эль Аудио"...
Что касается электрики, то сабвуферу, естественно, нужен отдельный усилитель - подойдет, к примеру, цифровой класс D. Годится и мостовая схема из 2-ух каналов. Естественно, если предстоит установить несколько сабвуферов - повысить отдачу, снизить частоту - задачка несколько усложнится, но не станет нерешаемой.
А вообще-то - не спешите. Преимущество сабвуфера в том и заключается, что его установка не востребует кардинальной перестройки всего ранее сделанного. Вот только до его необходимости необходимо, как говорится, дозреть. Так что ездите расслабленно, услаждайтесь своим передним звуком и...
...И накапливайте деньги!
Представитель новейшей серии ML от американской компании "Эс-Пэ-Эль" (SPL by Soundsream) существует в 2-ух типоразмерах - 10 и 12 дюймов и рассчитан на применение в фазоинверторных либо закрытых корпусах. Из особенностей дизайна отметим громоздкую литую корзину с 2-мя рядами "ребер" жесткости и остывания, магнит весом практически 5 кг и дюралевый диффузор с увеличенным резиновым гофром. Кстати, они особенно упакованы - в особые древесные ящики-сундуки с блестящими ручками. Стоимость - от 105 до 125 долл.
Три тенора... нет, три сабвуфера! Слева -"Тип Е" (Type-E) от "Алпайн". Он существует в 2-ух обличьях - десятидюймовом SWE-1041 и двенадцатидюймовом SWE-1241. Стоимость - соответственно 90 и 109 долл. В центре - "Шеф" (Boss) W107. Полипропиленовый диффузор, длинноходовый подвес - стоимость 50 долл.
А справа - очередной "Шеф" (Boss RT-12). Его именуют хитом продаж: стоимость - 28 долл.
Суперплоский сабвуфер от "Планетки Аудио" (Planet Audio P10 NEO) отличается оборотным расположением магнита. Высота - всего 10 см, стоимость - 110 долл.