ДЕВЯНОСТО ВОСЬМОЙ СВОИМИ СИЛАМИ?
"ДЕВЯНОСТО ВОСЬМОЙ" СВОИМИ СИЛАМИ?
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
"ДЕВЯНОСТО ВОСЬМОЙ" СВОИМИ СИЛАМИ?
Стоит тратиться на качественный бензин, если при помощи чудодейственного средства "Октан-бустер"
можно довести до "кондиции" горючее поординарнее?
Александр БУДКИН. Фото Сергея Иванова и Вадима Крючкова
ЭКСПЕРТИЗА. Ну что ж, займемся алхимией, получая подходящий нам бензин конкретно в бензобаке, ведь различных баночек, флакончиков и канистрочек в продаже навалом.
Сейчас испытанию подвергнутся 6 "октан-бустеров" (см. фото), приобретенных нами в столичных магазинах. Цена практически всех укладывается в 20-30 руб. Один флакон "бустера" изготовители советуют добавлять к 15-20 галлонам бензина (60-80 л.).
Невзирая на идентичные наименования препаратов, сулящих увеличение октанового числа, механизм их деяния вероятен двойственный: или прямое увеличение октанового числа методом внедрения 1-го из антидетонаторов (табл. 1), или внедрение компонент, снижающих слой нагара в камере сгорания, что в конечном счете уменьшает склонность мотора к детонации.
Оценка присадок проводилась по трем характеристикам. 1-ый - увеличение октанового числа, определенного исследовательским способом. 2-ой - эффективность моющего деяния присадок по степени растворения в бензине асфальтенов - искусственных загрязнителей нефтяного происхождения (они близки по свойствам нагару в движке). И в конце концов, 3-ий параметр - стабильность консистенции, по другому говоря, ее стойкость против повторного осаживания на элементах мотора.
До того как дискуссировать результаты тестов, создадим очень важную обмолвку. Приведенные данные не могут служить основанием для конкретного вердикта: этот бустер на первом месте, этот на втором и т.д., так как эффективность деяния каждого из препаратов находится в зависимости от группового и фракционного состава бензина. Другими словами, соответствие использованного в тестах бензина ГОСТ 2084-77 не может считаться достаточным условием для окончательных выводов. Цель нашей экспертизы - дать общее представление о способностях схожих присадок.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Обратимся к табл. 2, где для сопоставления приведены характеристики начального бензина. Под понятием "моющие характеристики" тут имеется в виду оптическая плотность раствора асфальтенов в бензине (см. выше), определенная на голубом светофильтре, а под "стабильностью раствора" - отношение оптических плотностей, определенных на голубом и красноватом светофильтрах. Но это, быстрее, для профессионалов.
1-ое, что оказывается на виду, - ни одна из испытанных присадок не обладает всеохватывающим действием. Или увеличивается октановое число, но ухудшаются моющие характеристики, или напротив - увеличиваются моющие характеристики и понижается октановое число. 2-ое: чем больше полезный эффект по одной из 2-ух позиций (стабильность не в счет), тем заметнее ухудшение другой. Почему стабильность "не в счет"? Поэтому, что она определяет, сколь долгим будет эффект от моющих параметров, а на этом можно акцентировать внимание только при равном либо близком значении первых 2-ух характеристик. 3-ий вывод - его нам указали спецы: эффективность деяния всех присадок, не считая четвертой - "октан газ бустера", - фактически схожа и эквивалентна увеличению октанового числа бензина на 1-4 единицы. Эффект этот окажется тем выше, чем ужаснее бензин: скажем, поднять АИ-91 до АИ-93 может быть, из АИ-95 сделать АИ-98 - непонятно, но вот перевоплотить А-76 в АИ-91 уже точно не получится. Прокол с "октан газ бустером" мог произойти по таковой причине: препараты покупались в магазинах и их стопроцентной подлинности гарантировать нельзя - во флаконе мог оказаться обыденный бензин.
РЕЗЮМЕ. Присадки, повышающие октановое число (так именуемые "октан-бустеры") предусмотрены никак не для того, чтоб "сберегать" на бензине. Их предназначение в другом: если вам вдруг покажется, что после очередной заправки вы услышали детонацию, сможете залить в бак полфлакона, глядишь, минут через пятнадцать--двадцать тревожащие вас звуки пропадут. Большего от этих препаратов не просите.
Наша справка
МАРКИ БЕНЗИНА. Ассортимент авто бензинов сейчас достаточно широкий. Нам предлагают как российские марки: А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95, АИ-98, так и экПодвесканые бензины: АИ-80, АИ-92, АИ-96. Основное различие в эксплуатационных свойствах всех этих бензинов - детонационная стойкость. Она выражается октановым числом, определяемым либо по моторному способу (буковка "А" в заглавии бензина), либо по исследовательскому ("АИ"). Некие бензины вместе взаимозаменяемы, к примеру: бензин А-76 с АИ-80, бензин АИ-96 практически схож АИ-95, марки АИ-91, АИ-92 и АИ-93 также близки друг к другу (табл. 3).
Наша справка
Разработка Производства. Способом прямой перегонки нефти принципно можно получить бензин с октановым числом до 91 ед. (А-76, АИ-80 и АИ-91) без внедрения каких-то добавок. Но создание "прямогонного" бензина - непозволительная роскошь: во-1-х, из каждой тонны нефти его выйдет чуть не в два раза меньше, во-2-х, не из всякой нефти можно вообщем получить "впрямую" АИ-91. Потому в реальной практике нужного октанового числа добиваются 2-мя методами. 1-ый: подвергают "прямогонный" бензин вторичной переработке (каталитический риформинг, крекинг и т.д.), что просит значимых издержек труда, времени и средств, но позволяет получить бензин, менее вредный и для среды, и для самого автомобиля. 2-ой метод - добавляют в "прямогонный" антидетонационную присадку (антидетонатор). Приобретенный таким макаром бензин существенно дешевле, но куда вреднее. Зависимо от используемого антидетонатора он способен нанести вред не только лишь нашему здоровью, да и автомобилю (табл. 1).
Посреди всех применяемых антидетонаторов более известен тетраэтилсвинец (ТЭС), используемый аж с 1923 года. Увеличение с его помощью октанового числа обходится в 5-9 раз дешевле, чем при использовании других антидетонаторов, но наносимый им экологический вред на порядок больше. Невзирая на то, что количество этилированных бензинов (содержащих тетраэтилсвинец) сокращается, полной их подмены в ближнем времени ожидать не следует. Совершенно отрешиться от этого яда смогли, по нашим данным, только самые продвинутые страны.
В Рф толика неэтилированных бензинов составляет около половины, но ...более 85% из их - с октановым числом 76, а других (АИ-91, АИ-95 и т.п.) только 10-15%. При всем этом российские нормы зависимо от марки бензина допускают содержание в их свинца в концентрации от 0,17 до 0,37 г/л. Для сопоставления - в наших этилированных бензинах, предназначенных на экПодвеска, оно не должно превосходить 0,15 г/л, что совпадает с требованиями многих государств Европы.
Отличить этилированные бензины, как понятно, можно по цвету: А-76 окрашен в желтоватый цвет, АИ-93 - в оранжево-красный, экПодвесканые АИ-80, АИ-92 и АИ-96 - в желтый цвет.
Наша справка
ПЕРСПЕКТИВА. С января 1999 года в Рф вводится новый муниципальный эталон на бензины. Но не на все, а лишь на неэтилированные. Новый эталон регламентирует четыре марки бензина: "Нормаль-80", "Регулятор-91", "Премиум-95"и "Супер-98". 1-ый из их поменяет нынешние А-76 и АИ-80, с остальными 3-мя все и так понятно. Экологические требования к ним (по ГОСТ Р 51105-95) станут жестче: содержание ТЭС менее 0,010 г/л (не удивляйтесь, сейчас неэтилированный бензин тоже содержит ТЭС, но менее 0,013 г/л), стопроцентно запрещено внедрение железосоставляющих антидетонаторов, содержание марганца ограничено на уровне 0,5 г/л для бензина "Нормаль-80" и 0,18 г/л для "Регулятор-91". Для сопоставления: сейчас допускается концентрация железа 0,37 г/л, марганца - 0,5 г/л для всех марок бензина. Что ж, "лед тронулся".