НА ГАЗОВОМ ФРОНТЕ - ПЕРЕМЕНЫ
НА ГАЗОВОМ ФРОНТЕ - ПЕРЕМЕНЫ
РЫНОК
Кандидатура
НА ГАЗОВОМ ФРОНТЕ - ПЕРЕМЕНЫ
Дачно-летний сезон и рост цен на бензин увеличивают энтузиазм автомобилистов к более дешевенькому горючему - сжиженному газу.
Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
На газовых заправочных станциях посреди экономичных хозяев "жигулей" и "газелей" все почаще попадаются и хозяева недешевых импортных машин.
Сейчас 10-ки компаний предлагают свои услуги по монтажу и ремонту авто газового оборудования. Набор российскей и ввезенной (читай, итальянской) аппаратуры достаточно разнообразен, но устойчивый энтузиазм проявляется к трем-четырем. При выборе газобаллонной системы обычно руководствуются своим опытом, советами знакомых, советами профессионалов. Может быть, предлагаемая тут информация также окажется полезной для тех, кто желает сделать ставку на газ.
Анализ рынка (диаграмма 1) выявил такую картину. Большая часть компаний устанавливают две-три системы, посреди которых непременно есть оборудование Новогрудского завода газовой аппаратуры (НЗГА, Белоруссия), именуемое в народе "новогрудкой", или совместные изделия Пермского объединения ИНКАР и столичной компании САГА (САГА-6) либо, в конце концов, итальянской "Ловато" (Lovato Autogas). Позиции второго эшелона занимают газовые системы Рязанского завода (РЗАА), поотставших в последние годы титулованных итальянцев "Каргаз" (KARGAS, L. Renzo) и еще неких изготовителей.
Все системы включают однообразный набор девайсов: газовый баллон с блоком заправочно-расходной арматуры, трубопровод и электрический клапан подачи водянистого газа к движку, газовый редуктор-испаритель, который подает горючее уже в газообразном виде от редуктора к смесителю, установленному во впускном тракте мотора. Добавим к этому электрические согласующие устройства для автомобилей с впрыском горючего и коммутаторы, переключающие питание мотора с бензина на газ. Комплектующие от различных изготовителей приметно различаются качеством, что, естественно, отражается на стоимости оборудования.
В полном согласовании со собственной ценой (она - меньшая) находятся потребительские характеристики газобаллонного оборудования НЗГА. Заботы свежеиспеченным обладателям "новогрудки" может доставить редуктор - за многие годы завод так и не обучил его накрепко сохранять регулировки. Ну и другие агрегаты этой системы вроде бы застыли на отметке 15-летней давности. Упрямая приверженность производителя издавна освоенной конструкции сопровождается, как свидетельствуют потребители, неспешным, но неуклонным понижением свойства. Сейчас новогрудская система держит первенство в рейтинге популярности только благодаря низкой стоимости. Некие компании даже предлагают "тюнинг", имплантируя в "новогрудку" заместо родного редуктор "Ловато".
Приметно усилились позиции аппаратуры САГА-6, качество которой обеспечено в большой степени авиационными эталонами изготовителя (ЗР, 1999, № 1). Бывалые автомобилисты, приверженцы газа, отмечают размеренную работу редуктора, надежную плотность соединений и ресурс системы - итог внедрения коррозионностойких сплавов и долговременных диафрагм. Имея опыт оснащения тыщ российских и привезенных из других стран автомобилей, компания вышла у нас в фавориты по универсальности - САГА-6 устанавливают (естественно, в различной комплектации) и на вазовские "копейки", и на инжекторные "тойоты". По цены САГА-6 занимает "золотую середину" меж "новогрудкой" и ввезенной техникой.
Представляет технический энтузиазм газобаллонное оборудование компании "Автосистема" (см. ЗР, 1999, № 4). Широкого распространения посреди личных хозяев "Автосистема" не получила, может быть, поэтому, что ее разработчики ориентировались на заказчиков от автопредприятий, но эта аппаратура полностью применима и для хоть какого автолюбителя. Цены на нее, по нашим меркам, умеренные.
Очень презентабельна до недавнешнего времени была газовая аппаратура итальянского производства. На данный момент (спасибо послекризисному курсу бакса) она стоит недешево. Дизайн и оформление у агрегатов известного "Ловато" "со товарищи" смотрятся лучше, чем у русских аналогов, но по техническому уровню "итальянцы" кое в чем (к примеру, в конструкции отдельных узлов редуктора) уступают "россиянам". Преимущество итальянских систем - в широком выборе газовых баллонов, смесителей и электрических устройств управления. Правда, последнее в наших критериях может вдруг обернуться и недочетом, беря во внимание недоступность и дороговизну запчастей к "заокеанской" автоэлектронике. Итальянское оборудование оснащается смесителями различных конструкций под инжекторные моторы. Сейчас импортеры этой аппаратуры рассчитывают на русских хозяев импортных машин, для которых карбюраторные движки - позавчерашний денек, а относительно высочайшая цена - не препятствие.
Сейчас о ценах более непосредственно. На диаграмме 2 представлены средние издержки (по Москве, за 1-й квартал 1999 года) на газобаллонное оборудование с установкой. Различие в ценах сказывается и на окупаемости оборудования с учетом экономии горючего. Так, у нашей газовой аппаратуры она достигается за 12-
18 тыс. км пробега, а у итальянской - за 20-40 тыс. км. Так что оборудование из Рф и Белоруссии может окупиться еще до окончания гарантийного срока.
Итак, если вы установили на собственный автомобиль газовую аппаратуру и вспоминаете об этом, только когда приходит время очередной заправки баллона, то ваш выбор был верным. К огорчению, бывает и по-другому. В особенности если у вас оборудование из первого поколения. Тут заботы сначала доставляет неуравновешенный холостой ход. Это отчетливый знак недостаточной точности дозирования газа. На режимах работы мотора под нагрузкой такие системы также подают топливную смесь неоптимального состава. Конкретно это подпитывает издавна сложившееся предубеждение, что мотор после перевода на газовое горючее приметно теряет в мощности. По сути, при отрегулированной топливоподаче ее утраты составляют всего несколько процентов, что на динамике автомобиля осязаемо не сказывается.
Как достигнуть лучшего питания на всех режимах работы мотора? В перспективе - установкой микропроцессорной системы управления подачей газа, а в сегодняшней действительности - совершенствованием газодинамической системы питания, включающей редуктор и смеситель. Они - в современном выполнении - как раз и отличаются от прежних точностью и стабильностью рабочих характеристик. Конструкции смесителей совершенствуются. В особенности чувствительны к их работе инжекторные движки. В последние годы изготовители газового оборудования сделали 10-ки конструкций этого узла и продолжают разрабатывать новые. Так что скоро ими можно будет оснастить и всякую импортную машину.
Количество компаний (%) по результатам опроса 22 организаций в Москве, предлагающих установку газовой аппаратуры разных систем.
Средние цены (в рублях) на установку газового оборудования разных систем на авто ВАЗ, "Волга" и "Газель".
РЕДУКТОРЫ И СМЕСИТЕЛИ ГАЗОВЫХ СИСТЕМ
САГА-6
"Автосистема"
НЗГА
"Ловато"
РЫНОК
Кандидатура
НА ГАЗОВОМ ФРОНТЕ - ПЕРЕМЕНЫ
Дачно-летний сезон и рост цен на бензин увеличивают энтузиазм автомобилистов к более дешевенькому горючему - сжиженному газу.
Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
На газовых заправочных станциях посреди экономичных хозяев "жигулей" и "газелей" все почаще попадаются и хозяева недешевых импортных машин.
Сейчас 10-ки компаний предлагают свои услуги по монтажу и ремонту авто газового оборудования. Набор российскей и ввезенной (читай, итальянской) аппаратуры достаточно разнообразен, но устойчивый энтузиазм проявляется к трем-четырем. При выборе газобаллонной системы обычно руководствуются своим опытом, советами знакомых, советами профессионалов. Может быть, предлагаемая тут информация также окажется полезной для тех, кто желает сделать ставку на газ.
Анализ рынка (диаграмма 1) выявил такую картину. Большая часть компаний устанавливают две-три системы, посреди которых непременно есть оборудование Новогрудского завода газовой аппаратуры (НЗГА, Белоруссия), именуемое в народе "новогрудкой", или совместные изделия Пермского объединения ИНКАР и столичной компании САГА (САГА-6) либо, в конце концов, итальянской "Ловато" (Lovato Autogas). Позиции второго эшелона занимают газовые системы Рязанского завода (РЗАА), поотставших в последние годы титулованных итальянцев "Каргаз" (KARGAS, L. Renzo) и еще неких изготовителей.
Все системы включают однообразный набор девайсов: газовый баллон с блоком заправочно-расходной арматуры, трубопровод и электрический клапан подачи водянистого газа к движку, газовый редуктор-испаритель, который подает горючее уже в газообразном виде от редуктора к смесителю, установленному во впускном тракте мотора. Добавим к этому электрические согласующие устройства для автомобилей с впрыском горючего и коммутаторы, переключающие питание мотора с бензина на газ. Комплектующие от различных изготовителей приметно различаются качеством, что, естественно, отражается на стоимости оборудования.
В полном согласовании со собственной ценой (она - меньшая) находятся потребительские характеристики газобаллонного оборудования НЗГА. Заботы свежеиспеченным обладателям "новогрудки" может доставить редуктор - за многие годы завод так и не обучил его накрепко сохранять регулировки. Ну и другие агрегаты этой системы вроде бы застыли на отметке 15-летней давности. Упрямая приверженность производителя издавна освоенной конструкции сопровождается, как свидетельствуют потребители, неспешным, но неуклонным понижением свойства. Сейчас новогрудская система держит первенство в рейтинге популярности только благодаря низкой стоимости. Некие компании даже предлагают "тюнинг", имплантируя в "новогрудку" заместо родного редуктор "Ловато".
Приметно усилились позиции аппаратуры САГА-6, качество которой обеспечено в большой степени авиационными эталонами изготовителя (ЗР, 1999, № 1). Бывалые автомобилисты, приверженцы газа, отмечают размеренную работу редуктора, надежную плотность соединений и ресурс системы - итог внедрения коррозионностойких сплавов и долговременных диафрагм. Имея опыт оснащения тыщ российских и привезенных из других стран автомобилей, компания вышла у нас в фавориты по универсальности - САГА-6 устанавливают (естественно, в различной комплектации) и на вазовские "копейки", и на инжекторные "тойоты". По цены САГА-6 занимает "золотую середину" меж "новогрудкой" и ввезенной техникой.
Представляет технический энтузиазм газобаллонное оборудование компании "Автосистема" (см. ЗР, 1999, № 4). Широкого распространения посреди личных хозяев "Автосистема" не получила, может быть, поэтому, что ее разработчики ориентировались на заказчиков от автопредприятий, но эта аппаратура полностью применима и для хоть какого автолюбителя. Цены на нее, по нашим меркам, умеренные.
Очень презентабельна до недавнешнего времени была газовая аппаратура итальянского производства. На данный момент (спасибо послекризисному курсу бакса) она стоит недешево. Дизайн и оформление у агрегатов известного "Ловато" "со товарищи" смотрятся лучше, чем у русских аналогов, но по техническому уровню "итальянцы" кое в чем (к примеру, в конструкции отдельных узлов редуктора) уступают "россиянам". Преимущество итальянских систем - в широком выборе газовых баллонов, смесителей и электрических устройств управления. Правда, последнее в наших критериях может вдруг обернуться и недочетом, беря во внимание недоступность и дороговизну запчастей к "заокеанской" автоэлектронике. Итальянское оборудование оснащается смесителями различных конструкций под инжекторные моторы. Сейчас импортеры этой аппаратуры рассчитывают на русских хозяев импортных машин, для которых карбюраторные движки - позавчерашний денек, а относительно высочайшая цена - не препятствие.
Сейчас о ценах более непосредственно. На диаграмме 2 представлены средние издержки (по Москве, за 1-й квартал 1999 года) на газобаллонное оборудование с установкой. Различие в ценах сказывается и на окупаемости оборудования с учетом экономии горючего. Так, у нашей газовой аппаратуры она достигается за 12-
18 тыс. км пробега, а у итальянской - за 20-40 тыс. км. Так что оборудование из Рф и Белоруссии может окупиться еще до окончания гарантийного срока.
Итак, если вы установили на собственный автомобиль газовую аппаратуру и вспоминаете об этом, только когда приходит время очередной заправки баллона, то ваш выбор был верным. К огорчению, бывает и по-другому. В особенности если у вас оборудование из первого поколения. Тут заботы сначала доставляет неуравновешенный холостой ход. Это отчетливый знак недостаточной точности дозирования газа. На режимах работы мотора под нагрузкой такие системы также подают топливную смесь неоптимального состава. Конкретно это подпитывает издавна сложившееся предубеждение, что мотор после перевода на газовое горючее приметно теряет в мощности. По сути, при отрегулированной топливоподаче ее утраты составляют всего несколько процентов, что на динамике автомобиля осязаемо не сказывается.
Как достигнуть лучшего питания на всех режимах работы мотора? В перспективе - установкой микропроцессорной системы управления подачей газа, а в сегодняшней действительности - совершенствованием газодинамической системы питания, включающей редуктор и смеситель. Они - в современном выполнении - как раз и отличаются от прежних точностью и стабильностью рабочих характеристик. Конструкции смесителей совершенствуются. В особенности чувствительны к их работе инжекторные движки. В последние годы изготовители газового оборудования сделали 10-ки конструкций этого узла и продолжают разрабатывать новые. Так что скоро ими можно будет оснастить и всякую импортную машину.
Количество компаний (%) по результатам опроса 22 организаций в Москве, предлагающих установку газовой аппаратуры разных систем.
Средние цены (в рублях) на установку газового оборудования разных систем на авто ВАЗ, "Волга" и "Газель".
РЕДУКТОРЫ И СМЕСИТЕЛИ ГАЗОВЫХ СИСТЕМ
САГА-6
"Автосистема"
НЗГА
"Ловато"