ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ . К НИМ?
ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ... К НИМ?
ЭКОНОМИКА
За рубежом
ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ... К НИМ?
Венгерская авто индустрия сейчас.
Лена ВАРШАВСКАЯ, Игорь МОРЖАРЕТТО
Скажи кто-либо десяток годов назад, что последний писк мировой авто моды выпускают в Венгрии, посмеялись бы и только. Вроде известного "Наша родина - родина слонов". "Самый радостный барак соцлагеря" был государством зеленоватого горошка, гуляша и чардаша, ну, пусть еще "икарусов" (как-никак, 14 тыщ в год - серьезный объем), но престижные легковые авто...
И вот - год 2000-й: 50 тыщ " Audi ТТ", 80 тыщ "Сузуки", около 500 тыщ движков "Опель", миллион моторов "Audi" - далековато не полный перечень того, что выпускают раз в год в Венгрии сегодняшней. Такие успехи и всего за 10 лет! Не в одной же смене строя дело, есть, наверняка, и другие секреты.
ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО "ЛЬГОТЫ"
Рецепт известен и прост: освобождение от налогов. В свое время в Венгрии приняли закон для поддержки больших инвесторов. Вложил больше 10 миллионов форинтов (на данный момент это 40 млн. баксов) - не плати налог 10 лет при условии размещения в течение 5 лет производства половины девайсов. Практически как у нас! Только сумма инвестиций, подпадающая под условия игры, намного меньше.
По сути все куда поглубже. К примеру, даже более маленькие инвесторы имеют шанс получить налоговые льготы: вложившие больше 3 миллиардов. форинтов (на данный момент - $1,2 млн.), если расположат создание в слаборазвитых районах страны; вложившие от 200 млн. форинтов ($80 тыс.), если будут развивать местную инфраструктуру. Принципиально, что закон касается не только лишь автосборочных проектов, да и всех других, не только лишь зарубежных, да и внутренних инвесторов.
Первыми заинтересовались жители страны восходящего солнца. За ними - "Опель", "Audi" и "Форд".
Завлекли иноземцев не только лишь льготы. Венгрия - страна размеренная, политических потрясений нет и не предвидится. Коммунисты, возрождения которых буржуи так страшатся, тут на прошедших выборах взяли... 1,5% голосов! Инженеры - под стать европейским, рабочие квалифицированны, до Запада - рукою подать, дороги, коммуникации - на уровне. Ну, просто тепличные условия!
И выросли в их не классические венгерские огурчики-помидорчики, а авто индустрия. За эти годы общий объем инвестиций в ветвь составил практически 2 миллиардов. баксов - 10% всех инвестиций в экономику страны. Каждогодний оборот - около 3,8 миллиардов. баксов. Сотворено около 30 тыщ новых рабочих мест. Кстати, средняя заработная плата занятых в автомобилестроения выше, чем по стране (но только не асоциируйте с западноевропейской!).
МАЛОЛИТРАЖКА Заместо Русских ТАНКОВ
Рабочий "Мадьяр Сузуки" не может позволить для себя приобрести автомобиль собственного завода. Стоимость самого дешевенького "Свифта" - 7 тыс. долл., а заработная плата рядового работника - около 150 долл. за месяц. Как на нашем АвтоВАЗе! Тут Различное не выдерживают на конвейере больше 2-ух лет, уходят. Но в древнем Эстергоме, где находится завод, и его округах - безработица, заморочек с кадрами у завода нет.
В сварочном цехе - ни 1-го автомата. "УзДэуавто", например, обустроен лучше, современнее. А здесь, в центре Европы... Что ж, ручной труд прибыльнее - дешевле. Капиталисты привыкли считать Энциклопедия грузовых автомобилей. Проще поставить сотку венгерских рабочих со сварочными аппаратами, чем приобрести автоматическую линию.
В 1990 году на месте русского военного полигона начали строить сборочный завод. Инвестиции - 200 миллионов баксов. Мощность - 70 тыщ автомобилей, рассчитанных на внутренний рынок. К 1994 году выпускаемые тут авто уже наполовину состояли из венгерских компонент. Начался экПодвеска в Англию, Голландию, Германию. Жители страны восходящего солнца поверили: в бывшей соцстране можно достигнуть обычного производства, неплохого свойства. В 1997 году решили расширить создание до 100 тыщ автомобилей в год. Вложили еще 150 миллионов баксов и с 1999-го, не считая переделанного "Свифта", начали выпускать новые "Сузуки-Вэгон Эр Плюс", которых в сегодняшнем году сделают 35 тыщ. А само предприятие из совместного перевоплотился в практически чисто японское: 98% капитала принадлежит партнерам из Страны восходящего солнца.
- Ну, и что здесь ужасного? - удивляется нашему вопросу генеральный директор департамента индустрии министерства экономики Шандор Молнар. - Приход зарубежных компаний отдал мощнейший толчок малым и средним компаниям по производству девайсов. 40 две компании, например, выпускают сейчас батареи, механизмы сцепления, сидения, рессоры, приборные панели и почти все другое для "Свифта". Одиннадцать из их уже экПодвескаируют свои изделия конкретно в Японию, на фабрики "Сузуки моторс".
СВОБОДНАЯ ЗОНА "Audi"
Тут - частица Германии во всех смыслах. Зарубежный завод, где хозяева и менеджмент - немцы. Без разрешения из Ингольштадта гостям воспрещается не то что фотографировать в цехах, а даже посидеть на выпускаемых машинах, потрогать, заглянуть вовнутрь. На местность предприятия пропускают, как на скрытый объект: заполнив какие-то бумаги, проверив паПодвеска, сумки, прогнав через арку металлоискателя... В светлых, как операционный зал поликлиники, цехах над телом будущей " Audi ТТ" колдуют Различное... нет, не в белоснежных халатиках, но в более стерильных спецовках. На завод в опечатанных контейнерах приезжают комплектующие, а отсюда готовые авто отправляются прямиком в "фатерлянд". Никакого соприкосновения с фактически Венгрией, не считая разве прикосновений рук местных рабочих. Хотя... раз в год "Audi" приобретает у местных производителей комплектующие на 45 миллионов баксов, а в сегодняшнем году на целых 120 миллионов! При всем этом нигде на самой машине не указана страна-производитель - не каждый клиент знает, что "ТТ" выпускают в Венгрии и исключительно в Венгрии.
Но щегольская машина - не основная продукция завода "Audi" в Дьере. С 1994 года в этом промышленном городке (кстати, тут же размещен и влачащий жалкое существование завод грузовиков "Раба") ведется сборка движков. Германский концерн вложил в это создание 450 млн. баксов, и на данный момент с конвейеров предприятия раз в год сходит миллион бензиновых моторов. В 2000-м завод станет первым в стране по выручке, обогнав крупнейшую в Венгрии нефтяную компанию, - 3 млрд баксов!
Управление венгерского отделения "Audi" планирует выстроить очередной моторосборочный цех. Будут инвестиции - продлятся льготы. Кстати, германское предприятие до сего времени налогов в Венгрии не платит...
КТО Последующий?
Да, фактически, никто из инвесторов налогов не платит. У кого-либо время еще не подошло, кто-то предпочел опять вложить Энциклопедия грузовых автомобилей. Вот, к примеру, "Опель". Основным профилем производства, в которое было вложено 225 млн. баксов, стал выпуск 16-клапанных движков объемом 1,4 и 1,6 литра. Их поставляют во все уголки мира, где делают "корсы", "астры" и "вектры". На данный момент объем выпуска движков довели до полумиллиона. Объявлено о вложении еще 130 млн. баксов в строительство цеха по производству коробок передач. Говорится о необходимости довести долю венгерских деталей в коробках до 50%.
Сначала 90-х пришел в Венгрию и "Форд". 1-ое время выпускал бесконтактные системы зажигания, а на данный момент на предприятии в бывшей резиденции правителей - городке Секешфехерваре делает к тому же бензонасосы, и стартеры. Все это поступает на восемь автозаводов "Форда" в 5 странах. В перспективе, естественно, расширение производства.
Ну, кто еще не успел открыть свое дело в Венгрии? БМВ? Вот вам слух: молвят, что германский концерн намеревается собирать тут какую-то свою новейшую модель. Не то "трешку", не то... "двушку".
Кажется, зарубежные автоконцерны наперегонки бегут вкладывать Энциклопедия грузовых автомобилей в Венгрии. Вобщем, и правда, необходимо спешить. К 2003 году бывшая социалистическая страна станет равноправным членом Евро Общества. Тогда и - рыдали налоговые льготы. Венгрия не сумеет больше создавать особенные условия для инвесторов. И остается в качестве приманки западных финансовложений только доступная рабочая сила. Что, вобщем, тоже много.
ГОРДОСТЬ Заместо... МАСЛА?
Захлебываясь от экстаза, кидаться "перенимать опыт"? Заходясь от гнева, заклеймить капиталистическую экспансию? Давайте лучше для начала расслабленно взвесим все плюсы и минусы венгерского подхода к авто индустрии.
В активе - рост занятости. Семь с половиной миллионов баксов за месяц! Такую заработную плату получают в совокупы работники отрасли. Эти Энциклопедия грузовых автомобилей вливаются в экономику страны, стимулируя ее развитие. Отлично!
Стиль Венгрии меняется: от "страны зеленоватого горошка" - к стране, где выпускаются "ауди-ТТ". А для инвесторов из самых различных отраслей есть ли рекомендация лучше?
Еще - развивается инфраструктура отсталых районов.
В пассиве - многомиллионные прибыли уходят к иноземцам. На авто заводах, расположенных в собственной стране, венгры - не хозяева. Они - только исполнители, рабочая сила. И навряд ли ситуация поменяется: у иноземцев вначале главный энтузиазм - располагать собственные производства, а не выращивать для себя соперников.
В современном мире (в особенности мире авто!) все изменяется очень стремительно. Венгрия свое место в нем (нехорошее либо не плохое - не нам судить) уже отыскала. Успеет ли отыскать Наша родина?