ФЛАГМАН Прошлого дня
ФЛАГМАН Прошлого дня
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/НА ПЕРЕПУТЬЕ
ФЛАГМАН Прошлого дня
ЧТО УГОТОВАНО ЗАВОДУ ИМЕНИ ЛИХАЧЕВА?
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
В последний денек зимы с головного сборочного потока АМО "ЗИЛ" сошел 50-тысячный "Бычок" ЗИЛ-5301. Как бы, повод порадоваться, но финансовая ситуация на бывшем флагмане русского автопрома не располагает к тому, чтоб лупить в литавры.
Рассчитанный на выпуск 220 тыщ грузовых автомобилей и автобусов ЗИЛ в прошедшем году произвел 21,5 тыщи, из их около 60% "бычков". Судя по отчетам, они все проданы, а завод как и раньше в долгу, как в шелку. Сначала года была даже сокращена подача газа. Причину разъяснять нет нужды - приобретенные неплатежи коммунальным службам...
- Прошедший год мы окончили с уровнем рентабельности 3,5%, - разъясняет ситуацию генеральный директор АМО "ЗИЛ" Валерий Носов. - Завод не убыточный, но чтоб такая громада нормально работала, этот уровень нужно доводить до 12%.
Сейчас "Бычок" - самый дешевенький в собственном классе - 7-8 тыс. долл. Последующий - "АВИА-Прага" (чешский завод, принадлежащий "Дэу") идет по стоимости 22-24 тыс., а "Форд" уже зашкаливает под 40 тыс.
- Для того чтоб ЗИЛ мог нормально существовать, "Бычок" нужно бы продавать за 10 тыс., - рассуждает В. Носов, - а это для наших покупателей очень недешево.
Но даже из числа тех 7-8 тыс., которые завод мог бы выручить за свою продукцию, "живых" средств совершенно малость: около 60% уходит по бартеру за комплектующие, сырье...
- Как при первобытнообщинном строе, - с горечью гласит директор. - Мы определяем в расчетах с поставщиками, что один "Бычок", например, стоит 100 колесных дисков. За металл, шины, электрическое оборудование обязаны рассчитываться машинами. А наши поставщики при всем этом закладывают в свою продукцию нормальную прибыль - до 30% и из-за этого продают позже наши авто существенно дешевле, чем завод. Что же это все-таки за рынок?
Чтоб вырваться из железных объятий поставщиков и избавиться от бартера, ЗИЛ пробует получить кредит у столичных банков. По словам министра Евгения Пантелеева, заинтригованность уже показали Собинбанк, банк "Еврофинанс" и Столичный промышленный банк. Помощь в вербовании кредита оказывает Ассоциация русских банков. И хотя речь о сумме не очень большой (400-500 млн. руб.), переговоры идут медлительно, тяжело. Видимо, не очень веруют банкиры в будущее автозавода...
Как здесь поверить? Расположенный практически в центре столицы ЗИЛ, если гласить честно, пока существует только благодаря поддержке собственного основного обладателя - столичного правительства. Под его гарантии берутся льготные кредиты, а плата за землю (350 га только основной площадки!) не взимается. Попробуй назначить за нее нормальную стоимость - и все, продукция сходу станет убыточной. Хоть и именуется завод по-современному "акционерным обществом", на самом деле он остается гигантом социалистической промышленности. Даже на основной площадке число работающих на сборке автомобилей вдвое меньше, чем управленцев и работников вспомогательных служб. А ведь еще есть своя ТЭЦ, большой больничный комплекс, 12 филиалов в различных регионах Рф (большая часть из которых убыточно) с 45 тыщами работников. Разве можно прокормить эту армию, выпуская 20 тыщ "бычков" и еще меньше грузовиков другого класса?
Потихоньку завод решает пробы реструктуризации: уже выделен в отдельное создание "Завод домашних холодильников", начата продажа лишних площадей - автоагрегатного завода на Озерковской набережной и карбюраторного на Шаболовке (за последний выручили 7 млн. долл.), последующий на очереди - завод карданных валов. Но продажей земли длительно не проживешь. Так имеет ли все-же перспективы наш прошлый флагман?
- У ЗИЛа перспективы есть, - уверен его генеральный директор, - продукция его нужна. Я был на многих заводах в Европе, Америке, Стране восходящего солнца, но нигде мне за наше создание не было постыдно. А некие его подразделения - кузовное, сварочное - вообщем можно именовать цехами сегодняшнего века. Многие считают глупым содержать такие фабрики, как ЗИЛ: мол, от их не только лишь прибыли нет, но к тому же помощи требуют. Это не так. Завод обеспечивает средствами существования не только лишь собственных рабочих, да и их семьи, всего - около 100 тыс. человек! Закройте нас - и уже правительству придется хлопотать о всех этих людях. Просто большие фабрики в нищей стране не могут сейчас обойтись без гос помощи - это нужно осознать! Для реструктуризации долгов и наведения порядка на КамАЗе потребовалось 32 миллиардов. руб., ЗИЛу нужно в 10 раз меньше...
Генерального осознать можно. Только вот что-то не видно пока желающих инвестировать такие суммы в убыточное предприятие. Может, вправду прибыльнее на его площадях, в излуке Москвы-реки, разбить парк аттракционов, как предлагают некие экономисты, экологи и архитекторы, и получать нормальную прибыль?
Положа руку на сердечко, ЗИЛ по-человечески жаль. Наши отцы и деды делали его, делали грузовики, которые строили, вели войны, помогали стране жить, и вдруг - на месте цехов различные там качели-карусели... Это, если гласить об чувственном. А если о прагматичном, перспективах, то, может, и по правде в центре столицы место для высокоприбыльных сейчас объектов развлечений и отдыха, а не чадящих труб? Как молвят в таких случаях: время рассудит.
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/НА ПЕРЕПУТЬЕ
ФЛАГМАН Прошлого дня
ЧТО УГОТОВАНО ЗАВОДУ ИМЕНИ ЛИХАЧЕВА?
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
В последний денек зимы с головного сборочного потока АМО "ЗИЛ" сошел 50-тысячный "Бычок" ЗИЛ-5301. Как бы, повод порадоваться, но финансовая ситуация на бывшем флагмане русского автопрома не располагает к тому, чтоб лупить в литавры.
Рассчитанный на выпуск 220 тыщ грузовых автомобилей и автобусов ЗИЛ в прошедшем году произвел 21,5 тыщи, из их около 60% "бычков". Судя по отчетам, они все проданы, а завод как и раньше в долгу, как в шелку. Сначала года была даже сокращена подача газа. Причину разъяснять нет нужды - приобретенные неплатежи коммунальным службам...
- Прошедший год мы окончили с уровнем рентабельности 3,5%, - разъясняет ситуацию генеральный директор АМО "ЗИЛ" Валерий Носов. - Завод не убыточный, но чтоб такая громада нормально работала, этот уровень нужно доводить до 12%.
Сейчас "Бычок" - самый дешевенький в собственном классе - 7-8 тыс. долл. Последующий - "АВИА-Прага" (чешский завод, принадлежащий "Дэу") идет по стоимости 22-24 тыс., а "Форд" уже зашкаливает под 40 тыс.
- Для того чтоб ЗИЛ мог нормально существовать, "Бычок" нужно бы продавать за 10 тыс., - рассуждает В. Носов, - а это для наших покупателей очень недешево.
Но даже из числа тех 7-8 тыс., которые завод мог бы выручить за свою продукцию, "живых" средств совершенно малость: около 60% уходит по бартеру за комплектующие, сырье...
- Как при первобытнообщинном строе, - с горечью гласит директор. - Мы определяем в расчетах с поставщиками, что один "Бычок", например, стоит 100 колесных дисков. За металл, шины, электрическое оборудование обязаны рассчитываться машинами. А наши поставщики при всем этом закладывают в свою продукцию нормальную прибыль - до 30% и из-за этого продают позже наши авто существенно дешевле, чем завод. Что же это все-таки за рынок?
Чтоб вырваться из железных объятий поставщиков и избавиться от бартера, ЗИЛ пробует получить кредит у столичных банков. По словам министра Евгения Пантелеева, заинтригованность уже показали Собинбанк, банк "Еврофинанс" и Столичный промышленный банк. Помощь в вербовании кредита оказывает Ассоциация русских банков. И хотя речь о сумме не очень большой (400-500 млн. руб.), переговоры идут медлительно, тяжело. Видимо, не очень веруют банкиры в будущее автозавода...
Как здесь поверить? Расположенный практически в центре столицы ЗИЛ, если гласить честно, пока существует только благодаря поддержке собственного основного обладателя - столичного правительства. Под его гарантии берутся льготные кредиты, а плата за землю (350 га только основной площадки!) не взимается. Попробуй назначить за нее нормальную стоимость - и все, продукция сходу станет убыточной. Хоть и именуется завод по-современному "акционерным обществом", на самом деле он остается гигантом социалистической промышленности. Даже на основной площадке число работающих на сборке автомобилей вдвое меньше, чем управленцев и работников вспомогательных служб. А ведь еще есть своя ТЭЦ, большой больничный комплекс, 12 филиалов в различных регионах Рф (большая часть из которых убыточно) с 45 тыщами работников. Разве можно прокормить эту армию, выпуская 20 тыщ "бычков" и еще меньше грузовиков другого класса?
Потихоньку завод решает пробы реструктуризации: уже выделен в отдельное создание "Завод домашних холодильников", начата продажа лишних площадей - автоагрегатного завода на Озерковской набережной и карбюраторного на Шаболовке (за последний выручили 7 млн. долл.), последующий на очереди - завод карданных валов. Но продажей земли длительно не проживешь. Так имеет ли все-же перспективы наш прошлый флагман?
- У ЗИЛа перспективы есть, - уверен его генеральный директор, - продукция его нужна. Я был на многих заводах в Европе, Америке, Стране восходящего солнца, но нигде мне за наше создание не было постыдно. А некие его подразделения - кузовное, сварочное - вообщем можно именовать цехами сегодняшнего века. Многие считают глупым содержать такие фабрики, как ЗИЛ: мол, от их не только лишь прибыли нет, но к тому же помощи требуют. Это не так. Завод обеспечивает средствами существования не только лишь собственных рабочих, да и их семьи, всего - около 100 тыс. человек! Закройте нас - и уже правительству придется хлопотать о всех этих людях. Просто большие фабрики в нищей стране не могут сейчас обойтись без гос помощи - это нужно осознать! Для реструктуризации долгов и наведения порядка на КамАЗе потребовалось 32 миллиардов. руб., ЗИЛу нужно в 10 раз меньше...
Генерального осознать можно. Только вот что-то не видно пока желающих инвестировать такие суммы в убыточное предприятие. Может, вправду прибыльнее на его площадях, в излуке Москвы-реки, разбить парк аттракционов, как предлагают некие экономисты, экологи и архитекторы, и получать нормальную прибыль?
Положа руку на сердечко, ЗИЛ по-человечески жаль. Наши отцы и деды делали его, делали грузовики, которые строили, вели войны, помогали стране жить, и вдруг - на месте цехов различные там качели-карусели... Это, если гласить об чувственном. А если о прагматичном, перспективах, то, может, и по правде в центре столицы место для высокоприбыльных сейчас объектов развлечений и отдыха, а не чадящих труб? Как молвят в таких случаях: время рассудит.