ЗАРЯЖАЕТ И КОМПЕНСИРУЕТ
ЗАРЯЖАЕТ И КОМПЕНСИРУЕТ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/Вам И ВАШЕЙ МАШИНЫ
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
ЗАРЯЖАЕТ И КОМПЕНСИРУЕТ
Зарядные устройства серии "Сонар" петербургской компании "Деметра" всегда отличали маленькие габариты и низкая стоимость - если 1-ое чуть-чуть смущало, то 2-ое завлекало наверное. Новое изделие СОНАР ЗУ-4-20 "вылезло" из обычной ниши - пред нами внушительная увесистая конструкция, за какую придется выложить настолько же внушительную сумму - около 3000 руб. Да-да, за эти Энциклопедия грузовых автомобилей можно приобрести несколько новых аккумов.
Разумеется, что новый "зарядник" предназначен сначала не частникам: чтоб оправдать свою стоимость, такое устройство должно "пахать" днями и заряжать все, что заряжается. Потому потребителю гарантируется зарядный ток до 18 А и возможность общения с аккумами емкостью до 250 А.ч - такие числа внушают почтение. Изделие снабжено стрелочными вольтметром и амперметром - им обычно доверяют больше, чем прекрасным светодиодикам. Вобщем, есть и светодиоды - они держут под контролем наличие сетевого напряжения, докладывают о режиме заряда, напоминают о окончании работы и указывают на неправильное подключение "Сонара" к аккуму. Наибольший зарядный ток устанавливают тумблером.
Разработчики заложили в свое изделие метод трехступенчатой зарядки. Поначалу батарею заряжают неизменным током - это длится до того времени, пока напряжение на клеммах не достигнет величины 14,7 В. В этот момент индикатор "Заряд" меняет свечение с красноватого на зеленоватое, а устройство перебегает в режим "неизменного напряжения". По окончании зарядки зажигается индикатор "Готов" - при всем этом врубается режим "хранения аккума". Выходное напряжение понижается до отметки 13,7 В, а величина зарядного тока миниатюризируется до уровня, компенсирующего ток саморазряда.
Общее воспоминание от изделия многозначное. С одной стороны все изготовлено "на уровне": предусмотрен даже особый измерительный вход, позволяющий "Сонару" держать под контролем настоящее напряжение на клеммах аккума, не обращая внимания на вероятные утраты в силовых проводах. Поставил разряженную батарею в примыкающее помещение за стенкой, а сам сидишь поодаль да на индикаторы временами поглядываешь. Автоматика сама все сделает и нечего ей мешать. А вот с другой стороны не оставляет чувство того, что драгоценное изделие собрано "из того, что было". Красивые клеммы с покрытием и старый галетный тумблер, кнопка включения "а-ля компьютер" и корпус времен строительства БАМа - все это прозрачно намекает на то, что новый "Сонар" оснащался по принципу "с миру по нити". Вобщем, можно возлагать, что при маленьком объеме выпуска качество изделия будет контролироваться подабающим образом.