СЛЕПИТЬ ВСЕГДА!
СЛЕПИТЬ ВСЕГДА!
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
СЛЕПИТЬ ВСЕГДА!
ПОХОЖЕ,
ПОД ТАКИМ Лозунгом ПРОДАЮТ ЛАМПЫ ГОЛОВНОГО СВЕТА
ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ
Перегорела лампа фары? Нет заморочек: выбирай "всепогодные", "гоночные", "супермощные" и т. д. А обычные есть? Те, что и дорогу отлично освещают, и встречных не слепят? Попробуем разобраться.
Разъяснять, что в автомобиле свет бывает ближним и далеким, никому не нужно. Последний неплох для езды по пустынной дороге, когда чем далее видно, тем лучше. Благодать завершается с возникновением встречного автомобиля. Разъезд при свирепо бьющих в лицо лучах небезопасен - заместо дороги глаза лицезреют только калоритные сполохи. Ну и едущему впереди водителю слепящие кролики в зеркалах заднего вида навряд ли понравятся. Вот и приходится перебегать на ближний, куда более демократичный свет. В Рф для него принята асимметричная система - "Европейский луч". Световой пучок "обрезан" по высоте особым экраном под нитью накала. При всем этом глаза встречного водителя остаются выше светотеневой границы, в тени - в их попадает только отраженный, мерклый свет (см. набросок). Зато ничто не мешает подсветить свою полосу - асимметричные фары "пробивают" правую сторону дороги и обочину на 30 процентов далее левой.
На современных загруженных магистралях приходится ездить в большей степени с ближним светом. Потому все главные свойства освещения связаны конкретно с ним. И почти все находится в зависимости от источника - лампы. Часто встречающийся сейчас тип - двухнитевая галогенная Н4 (см. ЗР, 2001, № 5, 6). О таких и речь пойдет.
Невзирая на кажущуюся простоту, лампа - изделие сложное. Так, при сертификации эталона цоколь инспектируют по 20 характеристикам, а пробирку с "внутренностью" - по 20 трем. Но потребителю принципиально другое. Он должен быть уверен, что приобретенная в магазине лампа будет светить "как следует" и обеспечит ему комфортабельную и неопасную езду. Для этого она должна соответствовать образцу, предписанному Правилами ЕЭК ООН № 20. Вот мы и решили это проверить, приобретя в магазинах Москвы и протестировав двенадцать образцов ламп различных производителей.
Сведения об участниках - по тексту на упаковках и данным, обозначенным на цоколе.
Световые свойства лампы оценивались в согласовании с Правилами ЕЭК ООН № 20 (применительно к фарам с лампой Н4) по освещенности, создаваемой фарой типа 8702.3711 автомобиля GAZ 3102, в основных контрольных точках В50L, H, 75R и 50R экрана (см. набросок), также по наибольшей освещенности и освещенности в точке Н в режиме далекого света. При измерениях была применена методика НИИАЭ. На лампу подавалось напряжение 13,5 В, сразу регилась мощность, потребляемая каждой нитью, геометрические характеристики тела накала оценивались по качеству светотеневой границы.
Итоги (см. табл.) очень неутешительны. Экзамен выдержали только четыре участника экспертизы под номерами 3, 4, 5 и 9. Все другие с треском провалились из-за несоответствия геометрических характеристик конструкции, неидеальной технологии производства отдельных частей и самой сборки, низкого свойства примененных материалов. Непосредственно это выразилось в последующем.
Фактическая мощность "Тунгсрам" 130/90W приблизительно 60/50W, нить близкого света расфокусирована на 5 мм;
"Тунгсрам" 60/55W: пробирка помутнела и покосилась - она изготовлена не из кварцевого жаропрочного стекла;
"Нарва" 60/55W: разрыв в цепи близкого света;
фактическая мощность "Нарвы" 130/90W составляет приблизительно 54/54W, пробирка негерметична - помутнела через пару минут после подачи напряжения;
фактическая мощность "Дженерал лайт" 130/90W примерно 60/60W, пробирка практически одномоментно помутнела;
"Дженерал лайт" 60/55W: помутнела пробирка, из-за несоответствия геометрических характеристик очень размыта светотеневая граница;
фактическая мощность "Супер лайт" 100/90W составила 80/60W, из-за несоответствия экрана близкого света Правилам ЕЭК ООН № 37 светотеневая граница нехорошая.
Вероятнее всего, последние три лампы сделаны в одной из арабских государств для внутреннего рынка и не соответствуют Европейскому эталону. А вот лампа "Филипс" 130/100W хоть и изготовлена на совесть, но создана для автоПодвескаа (на ней надпись - Rally) и не годится на европейских дорогах общего использования. Все это обозначено на цоколе, но понятно только тем, кто знает британский.
Сейчас о неких особенностях взятых на экспертизу ламп. Немного окрашенные в желтоватый цвет и обозначенные как "всепогодные" навряд ли улучшат видимость в тумане, при снегопаде либо в дождик - тут главную роль играет не цвет, а особое светораспределение. В главных фарах головного света, в отличие от противотуманных, оно не предвидено.
Лампы, не пропускающие уф-излучение, на большинстве русских автомобилей не необходимы, потому что эту функцию делает стеклянный рассеиватель самой фары. Так стоит переплачивать?
Сейчас давайте посчитаем, где и как нас околпачили. Совсем ясно, что нам всучили очевидную подделку - компании "Тунгсрам" и "Нарва" известны высочайшим качеством продукции и выпустить таковой низкопробный продукт просто не могли. Более того, почти всегда нам продали бракованные изделия. Напомним: мощность у 4 ламп много ниже заявленной.
Поистине, семь раз отмерь... И это при покупке всего только лампочки. А если умножить эту цифру на полное количество запчастей, то Остап Бендер с его (их не 100! - прим. ред.) сравнимо добросовестными методами отъема средств покажется ничтожным дилетантом.
Положение главных контрольных точек экрана на многообещающем изображении дороги.
Главными контрольными точками являются: В50L, соответственная положению глаз водителя встречного автомобиля, и Н - точка горизонта.
* UV Blоck (STOP) - стекло пробирки из специального материала, не пропускающего ультрафиолетовые лучи. Это требование внесено в Евростандарт (Правила ЕЭК ООН № 37) в 2000 г. По внешнему облику лампы не отличаются от обыденных. Нужны только в фарах с пластмассовым рассеивателем - последний пропускает уф-излучение.
1. Tungsram.
H4, 12V, 130/90W
Штрих-код / 69
Стоимость / 30 руб.
2. Tungsram.
H4, 12V, 60/55W,
Штрих-код / 69
Стоимость / 26 руб.
3. Osram.
H4, 12V, 60/55W, НВ-2,
Germany
Штрих-код / 40
Стоимость / 80 руб.
4. Osram.
H4, 12V, 60/55W, Germany
Штрих-код / 40
Стоимость / 61 руб.
5. Philips. H4, 12V, 60/55W
allweather (всепогодная - прим. ред.),
UV Block*, Germany
Штрих-код / 87
Стоимость / 75 руб.
6. Philips. H4, 12V,
130/100W, Rally, Don't use in Europe (не использовать в странах Европы - прим. ред.), UV Block, Germany
Стоимость / 270 (!) руб.
7. Narva.
H4, 12V, 60/55W,
Штрих-код / 40
Стоимость / 25 руб.
8. Narva.
H4, 12V, 130/90W,
Штрих-код / 40
Стоимость / 40 руб.
9. Teslamp. H4, 12V, 60/55W,
изготовлено в Чехии,
всепогодная, UV STOP
Штрих-код / 85
Стоимость / 80 руб.
10. General Light.
H4, 12V, 130/90W,
Стоимость / 20 руб.
11. General Light.
H4, 12V, 60/55W,
Стоимость / 20 руб.
12. Super Light.
H4, 12V, 100/90W,
Стоимость / 20 руб.