СЧИТАЕМ ОТПУСКНЫЕ
СЧИТАЕМ ОТПУСКНЫЕ
РЫНОК
/КАЛЬКУЛЯТОР
СЧИТАЕМ ОТПУСКНЫЕ
БЮДЖЕТ Авто ПУТЕШЕСТВИЯ
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
СЕДЛАЕМ Жеребца
Очень серьезно подходить к подготовке техники не стоит - несколько тыщ км для современного автомобиля - менее чем часть межсервисного пробега. И все таки отчаливать в отпуск на неисправной машине либо когда на носу еще одно ТО легкомысленно. Только приводите машину в порядок не в последний момент, без спешки, когда просто пасть жертвой брака либо халтуры.
Домкрат, отменная запаска и символ аварийной остановки у вас, очевидно, есть. Готовясь к далекой дороге, самое время проверить содержимое аптечки. Если лекарства просрочены, приобретите новый ящичек за 80-130 рублей либо раздельно препараты в ближнем аптечном киоске. В последнем случае сэкономите 20-30%. Нелишне обновить либо, как минимум, проверить огнетушитель - не дай боже, пригодится!
Чтоб не блуждать по незнакомым дорогам и не приставать к прохожим с вопросами, купите карту. Книжечки с подробными планами одной области и ее городов стоят 25-50 рублей, а толстые авто атласы Рф и приделов - от 50 до 400 рублей.
Для неких автомобилей в дороге пригодятся масло и "Тосол". Их количество находится в зависимости от аппетита и состояния определенного мотора. Но если путь недальний, а мотор здоровый, эти издержки можно минимизировать (не везти же с собой масла на полную заправку!). Если убеждены, что заморочек с топливом не будет - не включайте цена запасного горючего в расходную ведомость.
При сравнимо маленьких городских пробегах многие автовладельцы возят в багажнике только штатный набор инструмента. Магазины рядом, различного рода сервисные мастерские на каждом шагу, на последний случай можно вызвать эвакуатор либо попроситься на буксир. Отправляясь в далекую дорогу, лучше дополнить малый набор инструмента (подробнее ЗР, 2000, № 11) и приобрести нужные запчасти, которые недолго поменять в полевых критериях.
БЕРЕМ В Припас
В "бардачок" положите мелочь (набор типовой для всех машин). Набор цилиндрических предохранителей обойдется в 10-20 рублей, а современные ножевые - 30-50 целковых. Кстати, обладателям "волг" не помешает прихватить и парочку антикварных пластинок на 30 и 60 А по 3-5 рублей любая.
Неплохо бы уложить в вещевой ящичек и запасные лампочки. Для фар довольно одной галогенной (двухнитевая типа Н4) - шанс, что сразу перегорят обе, невелик. А восполнить припас можно в любом попавшемся на пути магазине автозапчастей. Исключение для хозяев "шестерок" - им придется возить еще лампочку для оптики далекого света (однонитевая типа Н1). При выборе подходящей "галогенки" лучше не сберегать - доброкачественные Н4 стоят 80-150 "древесных", Н1 - на 20-30 рублей дешевле (ЗР, 2001, № 6; 1999, № 7).
Для задних габаритов и подфарников количество запасных ламп лучше удвоить, в особенности 21-ваттных, сигнализирующих о торможении автомобиля, движении задним ходом и повороте. Они дешевые (5-15 рублей) и места занимают малость.
Чтоб не нагружать себя поисками веревки, запаситесь ремнем генератора. Для "Жигулей" он стоит 35-100 целковых, для "самар" - на 5-10 рублей дешевле, поликлиновой для "10-ки" - 150-300 рублей. Цены на подобные Ремонт и эксплуатация для "волг" с карбюраторным мотором - 30-80 рублей (кстати, столько же попросят за ремни для ИЖа, "Москвича", "Оки"), а обладателям машин с ЗМЗ-406 придется заплатить раз в 5 больше.
Ремень газораспределительного механизма есть смысл возить с собой только обладателям "самар" и "десяток" с восьмиклапанными моторами. На других моделях при обрыве поршень лупит по клапану, потому подмена привода мотор не воскресит.
Большая часть дефектов приходится на системы зажигания и питания. Всем путникам хорошо иметь в припасе свечки, хотя бы для проверки искры. Завезенные из других стран либо российские - решайте сами: цены за набор колеблются от 60 до 500 рублей. Карбюраторным моторам понадобится крышка "трамблера" и бегунок. Эта парочка вытянет из кармашка 50-200 рублей. Обладатель "Жигулей", ИЖа и "Москвича" даст еще 50-100 целковых за контактную группу.
Коммутаторы в ближайшее время морок не доставляют, вобщем, как и катушки зажигания. Правда, о двухвыводных "бобинах" "Оки" и "Волги" с мотором ЗМЗ-406 уже пару лет молвят как о ненадежных, потому владельцам этих моделей резонно раскошелиться на 150-250 рублей. Время от времени дают сбои модули зажигания на впрысковых "самарах" и "10-ках". Если есть в резерве 1500-2000 рублей - излишним этот узел не будет.
В системе питания ответственность за многие проблемы берет на себя бензонасос, который перегревается и не вожделеет подавать горючее в карбюратор. Нередко его пыл удается охладить, но лучше все-же заплатить 200-400 рублей за замену. Электронасосы впрысковых машин работают хорошо, а о выходе из строя обычно заблаговременно оповещают владельца басистым пением. Цены кусаются - 2000-2500 рублей за узел для моделей ВАЗ и приблизительно вдвое дешевле для "Волги". Выбирайте, что лучше - брать запасной либо прихватить с собой эквивалентную сумму.
Не считая того, обладателям впрысковых моделей ГАЗ и ВАЗ следует включить в неприкосновенный припас еще несколько компонент системы управления. Единственный датчик, при отказе которого автомобиль не поедет, - положения коленчатого вала. Он нечасто выходит из строя, но лучше подстраховаться, тем паче стоимость невысока: 150-200 целковых для почитателей марки ВАЗ, на 20-30 рублей дороже для "волгарей".
ЕДЕМ!
Расходы в пути всегда преследуют отдыхающих. Во-1-х, издержки на горючее. Их размер находится в зависимости от расстояния, количества пассажиров и багажа, также стиля езды и аппетита автомобиля (подробнее ЗР, 2001, №7). 2-ая составляющая - штрафы. Данная величина переменная, подсчитать ее точно нереально, да и не учесть нельзя. Держите на всякий случай в резерве несколько сотен рублей, а если желаете сберечь - не нарушайте Правила.
Если до места отдыха 500км и поболее, предусмотрите в бюджете статью расходов на пищу. Зависимо от места расположения и уровня сервиса средний обед в придорожном кафе обойдется в 50-100 рублей. Вобщем, Различное, не доверяющие схожим заведениям либо пытающиеся минимизировать издержки в пути, могут захватить из дома сухой паек. Тогда расходы на пропитание сократятся приблизительно в 1,5-2 раза.
Поели - сейчас необходимо и подремать. Летние ночи лучше коротать не бодрствуя за рулем, а в объятиях Морфея. Только так реально избежать грустных происшествий, о которых в сводках ГИБДД кратко отмечают: "Уснул при управлении ТС". Самый дешевенький вариант - переночевать в автомобиле. Правда, здесь есть и свои минусы: не очень комфортабельно и иногда опасно. Сможете тормознуть в мотелях - их число в ближайшее время непреклонно вырастает. За машиной присмотрят, а вам предоставят удобства. Цены почти во всем зависят от свойства обслуживания и уровня мотеля. Пожалуй, малые ставки, известные калькулятору, - 100рублей за ночь, а цены в "крутых" заведениях доходят до 700-1000 рублей. В период отпусков нередко не удается отыскать свободное место в мотелях, потому приходится находить гостиницу. Ночь обойдется от 200рублей за одно место.
* * *
Пока калькулятор подсчитывает расходы на дорогу, обратимся например из реальной жизни. Трое юных людей поехали на юг на автомобиле... Вобщем, идеальнее всего об этом пути скажет калькуляция (табл.2).
Итак, издержки на троих составили 3080 рублей в одну сторону. Для сопоставления: билет на самолет стоит около 2500 рублей, на поезд - приблизительно вдвое дешевле. Выходит, поездка на автомобиле - это не только лишь романтика и свобода передвижений, да и выигрыш в финансовом плане.
Что это с калькулятором? Батюшки, да он завис. Наверняка, ему тоже пора в отпуск...
ТАБЛИЦА 1.
ПРИМЕРНАЯ
Цена
АВАРИЙНОГО НАБОРА ЗАПЧАСТЕЙ
Модель Цена, руб.
"Жигули" 440
"Самара" 635
VAZ 2110 1100
GAZ 3110 800
"Ока" 464
ТАБЛИЦА 2. Издержки НА ПУТЕШЕСТВИЕ
МОСКВА-СОЧИ (VAZ 21093i)
Расходы Цена, руб.
Предохранители (набор) 20
Лампочки 150
Ремень генератора 180
Ремень ГРМ 200
Свечки зажигания (набор) 80
Датчик коленвала 180
Атлас авто дорог 100
Обеды 540
Бензин (расход 8 л/100 км) 900
Запасный припас бензина (10 л) 80
Штрафы ГИБДД 200
Ночлег 450
ИТОГО 3080