ДИСКИ В КОЛОДКАХ
ДИСКИ В КОЛОДКАХ
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ДИСКИ В КОЛОДКАХ
ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ -
ЭТО Не только лишь Заглавие, Да и ИНДЕКС
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ, Миша КОЛОДОЧКИН
"Алло, это автосалон? Скажите, сколько стоит автомобиль ВАЗ?"
Забавно, правда? Даже самая обходительная дама на том конце провода не выдержит, так как и "классика", и "самары", и "нивы" - все это ВАЗ. Но приблизительно такие же "умные" вопросы мы время от времени задаем при выборе запчастей. К примеру, фронтальных тормозных колодок.
Естественно, приобрести просто "колодки" куда легче, чем искать какого-то определенного производителя, да еще разбираться в надписях на упаковках. Но на то и экспертиза - нас интересует, как ведут себя разные составы фрикционной консистенции колодок при испытаниях, а такие сведения понадобятся всем. Модель автомобиля при всем этом особенной роли не играет - пусть это будет, к примеру, "Moskvich 2141".
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Тесты фрикционных параметров и износостойкости проводили на щите СТН-НАМИ в натурном узле тормозного механизма автомобиля "Moskvich 2141". Вал с инерционными массами и установленным на нем тормозным диском разгоняли до данной частоты вращения, после этого затормаживали при данном давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма. При всем этом определяли зависимость тормозного момента от давления в тормозном цилиндре, от приведенной скорости движения, (соответственной началу торможения), также от температуры диска тормоза. Износостойкость определяли микрометром по уменьшению толщины колодки за цикл испытаний. Крепкость соединения фрикционной накладки с колодкой инспектировали на особом щите типа СГП-1.
Программка ИСПЫТАНИЙ
1. Притирка колодок. Режим: скорость - 60 км/ч, давление в приводе - 5,0 МПа. Притирка считается законченной после приработки 90% площади накладки.
2. Измерение толщины колодок.
3. Тесты "прохладных" тормозов - температура не выше 100°С.
3-1. Режим неизменной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, Р=vario=2,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0 МПа.
3-2. Режим неизменного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40, 60, 80, 100, 120, 140 км/ч.
4. Тесты в нагревном цикле (типа "Гирлинг"). Режим - 25 торможений с интервалом 45 с. Р=5,0 МПа, V=100 км/ч.
5. Проверка восстановления эффективности.
5-1. Режим неизменной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, Р=vario=2,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0 МПа.
5-2. Режим неизменного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40, 60, 80, 100, 120, 140.
6. Измерение толщины колодок.
7. Определение прочности соединения каркаса колодки с накладкой. Методика - согласно ГОСТ Р ИСО 6312. Испытывались по две новые колодки каждого наименования.
Ознакомившись с программкой и методикой испытаний, можно перебегать к их результатам. Вашему вниманию предлагаются 5 графиков и на каждом из их семь разноцветных кривых - по числу испытанных комплектов. Поначалу изучаем поведение колодок в "прохладном" состоянии (рис. 1 и 2, слева), потом по рис. 3 оцениваем тесты в нагревном цикле, а в конце вновь возвращаемся к рис. 1 и 2: графики, расположенные справа, демонстрируют, что свойства большинства колодок после нагрева необратимо поменялись.
Вообщем говоря, в "прохладном" состоянии колодки пребывают недолго, но к их поведению в этот период необходимо относиться осторожно. Итак вот, лучше других реагируют при всем этом на движение тормозной педали изделия ЕзАТИ и ТИИР-260: на скорости 80 км/ч при любом давлении в приводе они "схватывают" лучше собственных коллег. Отстающих тоже двое - ДАФМИ и ТИИР-205.
А на различных скоростях? Тут лучше других смотрятся колодки СТС, показавшие "независимость нрава" - их тормозной момент во всем спектре скоростей оказался не только лишь неизменным, да и высочайшим. Худшие - изделия ДАФМИ.
Нагревный цикл типа "Гирлинг" - это безжалостно... Температура колодок после 25-го торможения подпрыгнула на сотки градусов. Меньше других нагрелись изделия ТИИР-205 (ровно 400°С), а самыми "жаркими" оказались СТС (приблизительно 470°С). Что касается эффективности торможения, то в протяжении всего цикла лидировали колодки СТС - только в последнее мгновение их догнали ТИИР-205. Ужаснее других... вобщем, не будем лупить лежачего - и так все видно.
Колодки остыли, "успокоились" - но их нрав необратимо поменялся. При всем этом домом встали изделия СКАР - их достаточно неиндивидуальные характеристики практически не поменялись, а на педаль они начали реагировать ужаснее, чем в "прохладном" виде. Зато все другие колодки стали тормозить лучше!
Фаворитом по эффективности торможения на 80 км/ч остался ТИИР-260, совершенно малость уступили ему ЕзАТИ и ТРАНСМАСТЕР. Худшим, как ранее говорилось, оказался СКАР. А вот при неизменном давлении, но на различных скоростях наилучшим снова стал СТС. Отстающие - все те же: СКАР и ДАФМИ.
После исследования кривых перейдем к цифрам (см. таблицу).
Средний износ колодки, приведенный к одному торможению, - любознательный показатель. Но его удалось измерить только у 4 комплектов колодок из 7 - другие после нагрева... возросли в размерах! Разбухли, стало быть. Не жутко, но другие-то не разбухают...
Меньше всего износились ТИИР-260, а самыми "мягенькими" оказались СКАР. Хотелось бы напомнить, что изнашивается не только лишь колодка, да и диск тормоза, а поэтому к приобретенным цифрам необходимо отнестись соответственно...
В испытаниях на усилие отрыва проверялись по два эталона новых колодок, потому и в таблице приведены по два показателя - через дробь. С фаворитами все ясно - это оба комплекта ТИИР и ДАФМИ. А вот показатель типа "2,5/5,2" принуждает задуматься: двойной разброс, да еще на грани выхода из допуска - это, как говорится, не есть отлично.
Что ж, досье исследованы - пора расставлять оценки. Начнем с того, что все выставленные на испытаниях колодки обеспечивают эффективность торможения согласно нормативным документам. К тому же крепкость соединения колодки с накладкой у всех изделий соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН №90 - усилие отрыва не должно быть ниже 2,5МПа. Таким макаром с формальной точки зрения "зачет" получают все.
Что касается неформальных оценок, то больше других нам приглянулись комплекты колодок ТИИР-260 и СТС - в обоих есть к чему придраться, но в целом они смотрятся достойно. А меньше других... вобщем, и так все ясно. Экстремальных оценок - как прельщающих, так и бранных - мы старались избегать. А все, кто имеет собственное суждение, сами и вынесут вердикт.
1. ТИИР-260
Изготовитель / Наша родина, Ярославль
Стоимость / 180 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - отличные / самые высочайшие. Крепкость - хорошая. Износостойкость - наилучшая из всех. Оценка: отлично.
2. СТС СТД-123
Изготовитель / Наша родина, Москва
Стоимость / 140 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - отличные/хорошие. Крепкость - высочайшая. Износостойкость - удовлетворительная. Оценка: отлично.
3. ЕзАТИ Т-226
Изготовитель / Наша родина, Егорьевск
Стоимость / 120 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / отличные. Крепкость - средняя, нестабильная. Износостойкость - средняя. Оценка: отлично.
НАША СПРАВКА
Цифро-буквенные индексы - ТИИР-260, ЕзАТИ
Т-226 и др. - обозначают тип фрикционной консистенции, применяемой в колодках. Потому в предложении "набор колодок ТИИР" инфы не больше, чем, скажем, в словосочетании "автомобиль ВАЗ"...
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК
НА ВЕЛИЧИНУ ИЗНОСА И УСИЛИЕ ОТРЫВА
Тип испытаний
Величина износа, мм х10-3 Усилие отрыва (кол. 1/кол. 2), МПа
ТИИР-260 1,75 7,0/6,0
СТС СТД-123 3,48 6,0/5,6
ЕзАТИ Т-266 2,16 2,5/5,2
ТИИР-205 * 7,0/7,0
ДАФМИ Д2АМ * 7,0/6,7
TRANSMASTER (DBB) Т-779 * 3,5/5,2
СКАР 4,80 3,08/4,2
*Измерения провести не удалось, так как после нагревного цикла колодки "разбухли" из-за недостаточной твердости.
Рис. 1. Результаты испытаний эффективности колодок зависимо от давления в приводе до и после нагревного цикла.
Рис. 2. Результаты испытаний эффективности колодок зависимо от скорости до и после нагревного цикла.
Рис. 3. Результаты испытаний эффективности колодок во время нагревного цикла.
4. ТИИР-205
Изготовитель / Наша родина, Ярославль
Стоимость / 160 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / хорошие. Крепкость - наилучшая из всех. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: отлично.
5. ДАФМИ Д2АМ
Изготовитель / Украина, Днепропетровск
Стоимость / 180 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные/удовлетворительные. Крепкость - хорошая. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.
6. TRANSMASTER (DBB) Т-779
Изготовитель / Наша родина, Москва
Стоимость / 200 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные/отличные. Крепкость - удовлетворительная. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.
7. СКАР
Изготовитель / Наша родина, Ярославль
Стоимость / 130 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / удовлетворительные. Крепкость - удовлетворительная. Износостойкость - худшая из всех. Оценка: удовлетворительно.
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ДИСКИ В КОЛОДКАХ
ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ -
ЭТО Не только лишь Заглавие, Да и ИНДЕКС
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ, Миша КОЛОДОЧКИН
"Алло, это автосалон? Скажите, сколько стоит автомобиль ВАЗ?"
Забавно, правда? Даже самая обходительная дама на том конце провода не выдержит, так как и "классика", и "самары", и "нивы" - все это ВАЗ. Но приблизительно такие же "умные" вопросы мы время от времени задаем при выборе запчастей. К примеру, фронтальных тормозных колодок.
Естественно, приобрести просто "колодки" куда легче, чем искать какого-то определенного производителя, да еще разбираться в надписях на упаковках. Но на то и экспертиза - нас интересует, как ведут себя разные составы фрикционной консистенции колодок при испытаниях, а такие сведения понадобятся всем. Модель автомобиля при всем этом особенной роли не играет - пусть это будет, к примеру, "Moskvich 2141".
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
Тесты фрикционных параметров и износостойкости проводили на щите СТН-НАМИ в натурном узле тормозного механизма автомобиля "Moskvich 2141". Вал с инерционными массами и установленным на нем тормозным диском разгоняли до данной частоты вращения, после этого затормаживали при данном давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма. При всем этом определяли зависимость тормозного момента от давления в тормозном цилиндре, от приведенной скорости движения, (соответственной началу торможения), также от температуры диска тормоза. Износостойкость определяли микрометром по уменьшению толщины колодки за цикл испытаний. Крепкость соединения фрикционной накладки с колодкой инспектировали на особом щите типа СГП-1.
Программка ИСПЫТАНИЙ
1. Притирка колодок. Режим: скорость - 60 км/ч, давление в приводе - 5,0 МПа. Притирка считается законченной после приработки 90% площади накладки.
2. Измерение толщины колодок.
3. Тесты "прохладных" тормозов - температура не выше 100°С.
3-1. Режим неизменной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, Р=vario=2,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0 МПа.
3-2. Режим неизменного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40, 60, 80, 100, 120, 140 км/ч.
4. Тесты в нагревном цикле (типа "Гирлинг"). Режим - 25 торможений с интервалом 45 с. Р=5,0 МПа, V=100 км/ч.
5. Проверка восстановления эффективности.
5-1. Режим неизменной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, Р=vario=2,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0 МПа.
5-2. Режим неизменного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40, 60, 80, 100, 120, 140.
6. Измерение толщины колодок.
7. Определение прочности соединения каркаса колодки с накладкой. Методика - согласно ГОСТ Р ИСО 6312. Испытывались по две новые колодки каждого наименования.
Ознакомившись с программкой и методикой испытаний, можно перебегать к их результатам. Вашему вниманию предлагаются 5 графиков и на каждом из их семь разноцветных кривых - по числу испытанных комплектов. Поначалу изучаем поведение колодок в "прохладном" состоянии (рис. 1 и 2, слева), потом по рис. 3 оцениваем тесты в нагревном цикле, а в конце вновь возвращаемся к рис. 1 и 2: графики, расположенные справа, демонстрируют, что свойства большинства колодок после нагрева необратимо поменялись.
Вообщем говоря, в "прохладном" состоянии колодки пребывают недолго, но к их поведению в этот период необходимо относиться осторожно. Итак вот, лучше других реагируют при всем этом на движение тормозной педали изделия ЕзАТИ и ТИИР-260: на скорости 80 км/ч при любом давлении в приводе они "схватывают" лучше собственных коллег. Отстающих тоже двое - ДАФМИ и ТИИР-205.
А на различных скоростях? Тут лучше других смотрятся колодки СТС, показавшие "независимость нрава" - их тормозной момент во всем спектре скоростей оказался не только лишь неизменным, да и высочайшим. Худшие - изделия ДАФМИ.
Нагревный цикл типа "Гирлинг" - это безжалостно... Температура колодок после 25-го торможения подпрыгнула на сотки градусов. Меньше других нагрелись изделия ТИИР-205 (ровно 400°С), а самыми "жаркими" оказались СТС (приблизительно 470°С). Что касается эффективности торможения, то в протяжении всего цикла лидировали колодки СТС - только в последнее мгновение их догнали ТИИР-205. Ужаснее других... вобщем, не будем лупить лежачего - и так все видно.
Колодки остыли, "успокоились" - но их нрав необратимо поменялся. При всем этом домом встали изделия СКАР - их достаточно неиндивидуальные характеристики практически не поменялись, а на педаль они начали реагировать ужаснее, чем в "прохладном" виде. Зато все другие колодки стали тормозить лучше!
Фаворитом по эффективности торможения на 80 км/ч остался ТИИР-260, совершенно малость уступили ему ЕзАТИ и ТРАНСМАСТЕР. Худшим, как ранее говорилось, оказался СКАР. А вот при неизменном давлении, но на различных скоростях наилучшим снова стал СТС. Отстающие - все те же: СКАР и ДАФМИ.
После исследования кривых перейдем к цифрам (см. таблицу).
Средний износ колодки, приведенный к одному торможению, - любознательный показатель. Но его удалось измерить только у 4 комплектов колодок из 7 - другие после нагрева... возросли в размерах! Разбухли, стало быть. Не жутко, но другие-то не разбухают...
Меньше всего износились ТИИР-260, а самыми "мягенькими" оказались СКАР. Хотелось бы напомнить, что изнашивается не только лишь колодка, да и диск тормоза, а поэтому к приобретенным цифрам необходимо отнестись соответственно...
В испытаниях на усилие отрыва проверялись по два эталона новых колодок, потому и в таблице приведены по два показателя - через дробь. С фаворитами все ясно - это оба комплекта ТИИР и ДАФМИ. А вот показатель типа "2,5/5,2" принуждает задуматься: двойной разброс, да еще на грани выхода из допуска - это, как говорится, не есть отлично.
Что ж, досье исследованы - пора расставлять оценки. Начнем с того, что все выставленные на испытаниях колодки обеспечивают эффективность торможения согласно нормативным документам. К тому же крепкость соединения колодки с накладкой у всех изделий соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН №90 - усилие отрыва не должно быть ниже 2,5МПа. Таким макаром с формальной точки зрения "зачет" получают все.
Что касается неформальных оценок, то больше других нам приглянулись комплекты колодок ТИИР-260 и СТС - в обоих есть к чему придраться, но в целом они смотрятся достойно. А меньше других... вобщем, и так все ясно. Экстремальных оценок - как прельщающих, так и бранных - мы старались избегать. А все, кто имеет собственное суждение, сами и вынесут вердикт.
1. ТИИР-260
Изготовитель / Наша родина, Ярославль
Стоимость / 180 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - отличные / самые высочайшие. Крепкость - хорошая. Износостойкость - наилучшая из всех. Оценка: отлично.
2. СТС СТД-123
Изготовитель / Наша родина, Москва
Стоимость / 140 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - отличные/хорошие. Крепкость - высочайшая. Износостойкость - удовлетворительная. Оценка: отлично.
3. ЕзАТИ Т-226
Изготовитель / Наша родина, Егорьевск
Стоимость / 120 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / отличные. Крепкость - средняя, нестабильная. Износостойкость - средняя. Оценка: отлично.
НАША СПРАВКА
Цифро-буквенные индексы - ТИИР-260, ЕзАТИ
Т-226 и др. - обозначают тип фрикционной консистенции, применяемой в колодках. Потому в предложении "набор колодок ТИИР" инфы не больше, чем, скажем, в словосочетании "автомобиль ВАЗ"...
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК
НА ВЕЛИЧИНУ ИЗНОСА И УСИЛИЕ ОТРЫВА
Тип испытаний
Величина износа, мм х10-3 Усилие отрыва (кол. 1/кол. 2), МПа
ТИИР-260 1,75 7,0/6,0
СТС СТД-123 3,48 6,0/5,6
ЕзАТИ Т-266 2,16 2,5/5,2
ТИИР-205 * 7,0/7,0
ДАФМИ Д2АМ * 7,0/6,7
TRANSMASTER (DBB) Т-779 * 3,5/5,2
СКАР 4,80 3,08/4,2
*Измерения провести не удалось, так как после нагревного цикла колодки "разбухли" из-за недостаточной твердости.
Рис. 1. Результаты испытаний эффективности колодок зависимо от давления в приводе до и после нагревного цикла.
Рис. 2. Результаты испытаний эффективности колодок зависимо от скорости до и после нагревного цикла.
Рис. 3. Результаты испытаний эффективности колодок во время нагревного цикла.
4. ТИИР-205
Изготовитель / Наша родина, Ярославль
Стоимость / 160 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / хорошие. Крепкость - наилучшая из всех. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: отлично.
5. ДАФМИ Д2АМ
Изготовитель / Украина, Днепропетровск
Стоимость / 180 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные/удовлетворительные. Крепкость - хорошая. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.
6. TRANSMASTER (DBB) Т-779
Изготовитель / Наша родина, Москва
Стоимость / 200 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные/отличные. Крепкость - удовлетворительная. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.
7. СКАР
Изготовитель / Наша родина, Ярославль
Стоимость / 130 руб.
Фрикционные характеристики (до / после нагревного цикла) - удовлетворительные / удовлетворительные. Крепкость - удовлетворительная. Износостойкость - худшая из всех. Оценка: удовлетворительно.