ФИЛЬТР НА ОДНУ Третья часть
ФИЛЬТР НА ОДНУ Третья часть
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ФИЛЬТР НА ОДНУ Третья часть
ПОЛУЧИТЬ БЫ СЕРТИФИКАТ, А ТАМ...
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ, МАКСИМ САЧКОВ
Пройти через тернии сертификации иногда очень трудно. Но если удалось, дозволительно ли расслабиться на серийной продукции? "Естественно, нет", - удивленно воскликнете вы. Как досадно бы это не звучало, конкретно на такую идея наводят результаты проверки воздушных фильтров.
В УЧЕНИИ
Какой фильтр сделать проще всего? "Обыденный "жигулевский", - скажете вы и... ошибетесь. Не обольщайтесь простотой конструкции, не надейтесь на большой опыт производства таких фильтров. Есть одна каверза: очень мала площадь поверхности относительно расхода воздуха. По другому говоря, им приходится фильтровать воздух для мотора очень огромного рабочего объема по отношению к своим размерам. Вот поэтому один из основных характеристик - коэффициент пропускания пыли 1% - этим фильтрам обеспечить очень тяжело. Даже маленькое послабление, скажем, до 1,5-2% достигается еще легче, но эталон жесток - вытащи да положь 1%.
Для проверки употребляют стандартную кварцевую пыль, в какой находятся частички различных размеров: 5, 10, 20 мкм. Оговаривается удельная поверхность пыли, определяющая мелкость ее помола, - 5600 см2/г и запыленность воздуха, при которой проводятся тесты, - 0,4 г/мз.
Оценивают несколько характеристик. После проверки геометрии и анализа конструкции изделие ставят на щит, где инспектируют, как оно работает.
Требования к фильтру полностью явны: создавать малое сопротивление сгустку воздуха, практически не пропускать пыли и выдерживать определенный срок службы. Эти характеристики и инспектируют. При номинальном расходе воздуха оценивают сопротивление воздухоочистителя с незапятнанным элементом - утраты давления (разрежение) не должны превосходить 2,5кПа либо 255мм вод. ст. Потом глядят, сколько пыли прошло мимо фильтра. Для этого за ним в потоке ставят так именуемый абсолютный фильтр из ткани Петрянова - той, что употребляется в респираторах и противогазах. По количеству пыли, задержанной на этом последнем рубеже, и рассчитывают коэффициент пропускания пыли. Для получения сертификата изделия должны показать тот зловредный 1%. "На десерт" инспектируют, на сколько хватает фильтра: через сколько часов работы его сопротивление достигнет максимально допустимого - 50кПа (500мм вод. ст.). Испытуемые должны выдержать более 1,4 часа (при обозначенной выше запыленности). Вот, пожалуй, и вся теория.
Дискуссии о качестве чистки и иных нужных свойствах фильтров стоит заводить только после того, как изделие будет признано условно работоспособным. Разумеется, если фильтр развалился на части еще по пути к прилавку, а меж фильтрующей шторой и торцевым уплотнителем пролезает рука, ставить изделие на испытательный щит (про движок даже не говорим) нет смысла. Вот поэтому попавшийся нам "шедевр" (см. одно из фото) инспектировать не стали.
И еще. Хотя это уже не разумеется, не каждый обычный фильтр будет исправно трудиться на произвольно взятом автомобиле. Дело в том, что действующий ОСТ 37.001.491-90 предписывает для фильтров высоту (59-63)±1,5 мм. По другому говоря, все, что укладывается в спектр 57,5-64,5 (разброс - более 10% высоты фильтра), считается нормой.
К счастью, все испытанные нами фильтры, не считая очевидно поддельного, о котором шла речь выше, имели размер больше номинальной высоты корпуса воздухоочистителя (60мм). Но проверка высоты реальных корпусов на различных автомобилях показала, что случаются и "зашкаливания" аж до 63мм. Выходит, встречаются машины, где фильтры высотой 62мм будут посиживать с зазором. В общем, обладателю машины хорошо убедиться, что высота корпуса на его автомобиле не больше 60-61мм (для этого можно закрыть в нем пирамидку, слепленную из пластилина, до ее обмятия).
В БОЮ
На войне, как на войне: производители соперничают вместе, борясь за каждый рубль розничной цены. Ведь ни для кого не тайна, что большая часть хозяев вазовских машин настроены на покупку подешевле. В общем, те же спецы НАМИ, что проводили когда-то сертификационные тесты неких из представленных изделий, сейчас, проверяя продукцию из магазина, получили совершенно другие результаты.
В особенности увлекательны оказались так именуемые фильтры большой фильтрации, с синтетическим нетканым материалом заместо картонной шторы. Четверка представителей этой "породы" поразила незаурядными возможностями к вредительству. Наилучший из их пропускал мимо 20-30% пыли заместо 1% (инспектировали два различных эталона), а худший - 62%! Другими словами задерживалось в фильтре... меньше половины. Интересно и то, что по мере работы эти изделия не засоряются, как бумажные, а, напротив, "разрабатываются" - как будто дыры в их становятся больше и сопротивление только понижается.
На этом фоне неважные результаты неких картонных фильтров смотрятся не как отклонение от эталона, а быстрее как разновидность нормы. На эту же идея наталкивает и разброс результатов у 1-го производителя. Скажем, чешский "Манн" и синтетический "Полистон" проверялись два раза (различные эталоны), показав по неким характеристикам разброс практически в полтора раза. Есть дублеры и посреди других участников теста. Так "Невский фильтр" попался нам под различными торговыми марками, и различия в показателях оказались существенны - плюс-минус два лаптя. Если же ассоциировать наилучшего и худшего во всем тесте - разброс по основному показателю практически на два порядка, при том, что разница в стоимости меньше 100рублей, а меж нехорошим и неплохим ее фактически нет. Так, может, склад ума пора поменять?
Бескаркасные фильтры требуют более толстой и крепкой бумаги и особенной ее укладки - со "ступенями" на сгибах, без острых углов. Таковой фильтр проще утилизировать: после сжигания "железок" не остается. Только наш клиент навряд ли оценит это преимущество.
1. FRAM CA 660PL.
Изготовитель / Испания
Упакован в картонную коробку. Картонная штора с внутренним каркасом из железной сетки, высота - 61 мм. Фаворит по всем характеристикам, но в неких корпусах может не работать из-за малой высоты.
Штора из толстой бумаги, уложена очень плотно и умеренно, выступы наращивают рабочую поверхность, сгиб - ступенью: меньше возможность микроразрывов, но изготовка обходится дороже.
2. CHAMPION W106.
Изготовитель / Италия
Упакован в картонную коробку. Картонная штора, концы обжаты металлической полосой, каркас отсутствует, высота - 63 мм. Один из фаворитов.
3. EKOFIL (EKO-01.01).
Изготовитель / Наша родина
Без упаковки, информация на картонной ленте вокруг фильтра. Картонная штора с внутренним каркасом из железной сетки, высота - 63 мм. Сетка каркаса трется по сгибам шторы. В нормативы уложился, что в данной компании заслуживает рукоплесканий.
4. MANN FILTER C2443/1.
Изготовитель / Чехия (по германской лицензии)
Упакован в картонную коробку. Картонная штора, концы обжаты металлической лентой. Внутренний каркас из перфорированной железной ленты (стык завальцован), высота - 65 мм. Сделан в Чехии по лицензии компании MANN (Германия). Самый крепкий каркас, очень мягенькие уплотнения большой высоты, что обеспечивает фильтру плотность в любом корпусе. Один эталон с честью выдержал все тесты, 2-ой таковой же отдал маленькую осечку. Оценка - меж отлично и отлично.
5. В-4201 (ОАО "Дифа").
Изготовитель / Наша родина
Без упаковки. Картонная штора с внутренним каркасом из железной сетки, предочиститель, высота - 65 мм. В норматив по пропуску пыли и сроку службы практически уложился. Оценка - меж отлично и удовлетворительно.
6. ЛААЗ.
Изготовитель / Наша родина
Некогда поставлявшийся на сборочный поток фильтр из ОАО "Автоагрегат" (Ливны Орловской области). Внутренний каркас из просеченной вытянутой железной ленты, предочиститель, высота - 64 мм. Требования эталона этот эталон воспринял с прохладцей, хотя специалисты молвят, что итог не обычный для известного производителя. Больше чем на удовлетворительно не тянет.
7. "Невский фильтр".
Изготовитель / Наша родина
Те же внутренний каркас, предочиститель, высота - 65 мм. Эталоны не уважает. Итог - меж удовлетворительно и плохо.
8. "Спектрол АЭР" ("Спектр-Авто").
Изготовитель / Наша родина
Упакован в целофан, информация на картонной ленте вокруг фильтра. Картонная штора с внутренним каркасом из железной сетки, предочиститель, высота - 61-62 мм (в неких корпусах может не уплотняться). Превысил предел по пропуску пыли более чем в 2 раза, зато прошел по ресурсу. Оценка - как у № 7.
9. BBF-010.
Изготовитель / Наша родина
На самом деле, тот же "Невский", но в другой упаковке. Этого, фактически, изготовители не скрывают. Упакован в целофан, информация на картонной ленте вокруг фильтра. Картонная штора с внутренним каркасом из железной сетки, предочиститель, высота - 64-65 мм. Превысил предел по пропуску пыли более чем в 2,5 раза, зато честно отходил положенный срок. Те же "три с минусом".
10. CONSOL.
Изготовитель / Наша родина
И снова ЗАО ПКФ "Невский фильтр" по заказу ООО "ВИАЛ-Ойл". Высота - 65 мм. Пожалуй, оценки пора ужесточать: "два с плюсом".
11. ТС 01-09-В ("Тосол-Синтез").
Изготовитель / Наша родина
Упакован в целофан, информация на картонной ленте вокруг фильтра. Указаны даже телефоны представительств в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Еще бы качество подтянуть. Картонная штора с внутренним каркасом из железной сетки, предочиститель, высота - 64-65 мм. Превысил предел по пропуску пыли более чем в 3 раза, почти во всем благодаря неплотному стыку в шторе. Срок службы непревзойденный, но оценка этому экземпляру - плохо.
12. "Полистон ЭВФ-01.01".
Изготовитель / Наша родина
Без упаковки, информация на картонной ленте вокруг фильтра. Есть данные об изготовителе - адресок и телефоны. Нетканый материал для большой фильтрации, толщина - 25 мм, каркаса нет, высота - 62,5-63 мм. Предел по пропуску пыли превышен в 20-30 раз. Оценка? Сможете поставить сами.
13. "Пласпол".
Изготовитель / Наша родина
Тоже наш. Конструкция, размеры, стоимость и качество - те же, что у предшественника.
14. "Озон".
Изготовитель / Наша родина
Очередной представитель техноэпохи. Похож во всем на 2-ух предшественников, в том числе и в работоспособности.
15. "Блиск".
Изготовитель / Наша родина
Даже делая не наилучшие фильтры, можно допустить брак. Видимо, этим разъясняется итог: пропустил 62% пыли в движок. Ни в какие ворота.
С синтетическими фильтрами случаются курьезы. Видите грязное пятно напротив воздухопоглотителя? Пыль просто "прошла навылет".
Фильтры бывают не только лишь неплохими, нехорошими и очень нехорошими; еще встречаются поддельные. К примеру, этот продавался как "фильтр ВАЗ" за 20 руб. Концы железной сетки не закреплены, сетка царапает штору, предочиститель прилегает плохо, высота - 58-62 мм (торцевые поверхности кривые). Площадь шторы очень мала, при этом сама штора порвалась ранее, чем попала к нам в руки. Тесты не проводили.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ВОЗДУШНЫХ ФИЛЬТРОВ
Норма по РД 37.001.622-95 либо ОСТ 37.001.491-90
FRAM CA 660PL
CHAMPION W106
EKO-01.01
MANN FILTER
C2443*
B-4201
(ОАО "Дифа")
ЛААЗ
"Невский фильтр"
"Спектрол-АЭР"
BBF-010 (Невский)
CONSOL
ТС 01-09 "Тосол-
Синтез"
"Полистон ЭВФ-01.01"*
"Пласпол"
"Озон"
"Блиск"
Высота фильтра, (59-63) 65 61- 64- 64- 62
мм ±1,5 61 63 63 (65) 65 64 65 62 65 65 65 (62,5- 62 62 62
63)
Сопротивление воздухо- менее 92 140
очистителя с незапятнанным 255 90 94 90 (102) 132 99 113 92 96 115 99 (146) 144 132 116
фильтром, мм вод. ст.
Средний коэффициент менее 0,81 0,87 0,91 0,84 1,10 1,63 2,06 2,26 2,68 3,15 3,20 22,75 30,29 36,20 62,14
пропуска пыли, % 1,00 (1,28) (30,50)
Длительность
работы до заслуги
предельного сопротив- более 2,43 2,00 1,82 2,10 1,17 0,83 1,08 1,60 1,85 0,75 2,28
ления 500 мм вод. ст. 1,40 (1,83)
при запыленности
воздуха 0,4 г/мз, ч
Стоимость, руб. - 120 90 60 90 35 30 35 40 40 35 40 25 30 25 25
*Фильтры проверялись два раза (эталоны из различных партий). Результаты повторной проверки - в скобках.