ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ .
ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ...
ТЕХНИКА
Технологии
Сборка
ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ...
МАКСИМ САЧКОВ
Редчайший пресс-релиз обходится без сообщения: новенькая модель просторней предшествующей. Салон и багажник приметно вместительней, а габариты практически не возросли. Достигнуть этого, очевидно, нелегко. Не достаточно нарисовать симпатичный кузов со стильным салоном и комфортными креслами, поместить под капот движок с коробкой, поставить все это на колеса. Необходимо, чтоб узлы и агрегаты ужились вместе, а главное, с людьми: комфорт - важный аспект при проектировании машины.
Уложить кубики в кузов, "примирить" дизайнерские фантазии, конструкторскую идея и технологические требования - задачка бюро сборки. Это - центр, в который сходятся пути огромного количества более "узеньких" профессионалов.
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ
Пойдем от "печки". При помощи рекламщиков компания "нащупала" образ машины, которая будет нужна через пару лет. К примеру, высочайший универсал среднего класса с приводом на переднюю либо обе оси. Уже отныне начинается работа компоновщиков.
Сперва подбирают аналоги. Естественно, не запамятывают о соперниках и собственных моделях-предшественницах. Удачные решения можно повторить, а старенькые "грабли" обойти. Кстати, в выборе сборки важную роль играют фирменные традиции. К примеру, большая часть БМВ и "мерседесов" как и раньше построены по традиционной схеме - с задними ведущими колесами. Разумеется, конструкторы считают, что нет смысла отходить от испытанной десятилетиями концепции, тем паче, что современные мультирычажные подвески и электрические ассистенты водителя существенно уменьшают недочеты заднеприводной сборки.
Итак, выбраны размещение мотора и тип привода. Но работа компоновщиков только начинается. Ранее кальки со схемами одноклассников накладывали на 1-ые очертания кузова. Перебирая 10-ки изображений, равномерно прорисовывали контуры грядущего автомобиля. Сейчас на помощь пришли современные компьютерные программки с необъятными базами данных. Скооперировать на дисплее изображения всех машин нетрудно.
В конце концов, контуры грядущего автомобиля нанесены на координатную сетку. Но габариты, база, колея пока не константы - они еще будут не один раз изменяться.
ПЛАНИРОВКА ЖИЛПЛОЩАДИ
Сейчас начинается самое главное: компоновщики садятся за так именуемую схему вместимости - более тщательно проработанный чертеж с основными размерами автомобиля и расположением пассажиров в салоне.
Конструкторам помогают виртуальные человечки, живущие в трехмерной компьютерной программке. В большинстве случаев употребляют манекены европейских эталонов - ростом 155, 171 и 188 см. Некие компании "рождают" собственных компьютерных людей, похожих по комплекции со среднестатистическими жителями определенной страны. К примеру, в Стране восходящего солнца манекены низкие и субтильные.
Компьютерных человечков рассаживают по местам, как дорогих гостей - всем должно быть комфортно. Гласить они, к огорчению, не могут (во всяком случае, пока), потому посадку держут под контролем по антропометрическим углам (в суставах конечностей).
Поначалу располагают водителя, подгоняя сидение и управляющую колонку. Он в машине - главный: ему рулить, жать педали, держать под контролем дорожную ситуацию. С пассажирами возни гораздо меньше. Но их тоже нельзя стеснять, даже если автомобильчик маленький, а впереди рослый шофер. Естественно, конструкторы идут на компромиссы. Чтоб не воровать полезное место в багажнике, ездоков стараются высадить более вертикально (если, естественно, позволяет высота салона), мудрят с подушкой сидения. Ведь чем поглубже посиживает пассажир, тем меньше ему требуется места для ног.
Кстати, сегодня в моде универсальность, потому багажнику - повышенное внимание. Нередко ради его вместимости даже геометрию задней подвески корректируют.
Но вернемся в салон. О головах ездоков не запамятовали? На мониторе - виртуальный купол, позволяющий отследить перемещения самой высшей части тела. Естественно, нужно бросить зазор меж головными уборами и элементами салона (потолком, поручнями и т. д.). Тут тоже приходится идти на компромиссы: на цилиндры и папахи современные авто, обычно, не рассчитаны.
Что-то пассажиры засиделись - попросим их на выход. Трехмерные человечки могут без помощи других покидать машину, если им, естественно, ничто не препятствует. Ну, а если компоновщики просчитались, придется заносить конфигурации в схему вместимости: скажем, корректировать дверные просветы.
Схему компоновщики передают в дизайн-центр. Живописцы делают вид грядущего автомобиля, привязываясь к готовым размерам (ЗР, 2003, № 4). Время от времени строгие технари идут на уступки творческим личностям - в угоду эффектному дизайну заносят в сборку маленькие конфигурации.
СОБИРАЕМ ПЛАТФОРМУ
Формы и размеры кузова определены, планировка салона проработана - пора трудоустраивать главные агрегаты и узлы.
Из отделов, работающих над движками, коробками передач, подвеской, в бюро сборки поступают чертежи агрегатов и узлов. Современные способы проектирования позволяют свести к минимуму бумажную волокиту. Заводские компы объединены в сеть. Допустим, моторист, договорившись с компоновщиком, перенес генератор - сразу прибор "переедет" и на общей схеме.
Сейчас задачка компоновщика - поселить все агрегаты и системы снутри кузова. Естественно, схему вместимости вновь корректируют, но стараются не заносить суровых конфигураций, а главное - не ущемлять будущих жителей салона. Иногда приходится приметно двигать мотор, чтоб уместить коробку, которую по тем либо другим причинам нельзя сделать более малогабаритной. Правда, время от времени проще вмешаться в конструкцию агрегата, чтобы не очень поменять сборку. Кстати, с ростом надежности узлов и агрегатов необходимость в их нередком обслуживании, тем паче ремонте, отпадает. Потому, уплотняя "железо" ради комфорта, все почаще поступаются ремонтопригодностью.
Игра в кубики всегда занимала у компоновщиков много времени. Но компы здорово облегчили жизнь: они позволяют не только лишь переставлять узлы и агрегаты, крутить на дисплее трехмерное изображение. Машина (в этом случае электронно-вычислительная) высвободила конструкторов от излишних расчетов. Она, зная ход подвески, просчитает ее кинематику, обусловит размеры колесных ниш, проверит характеристики управляющего управления.
Шасси, точнее, платформу делают поначалу для базисной комплектации, но компоновщик предугадывает и модификации. Если будет версия с кондюком, нужно найти место под компрессор, шланги и радиатор. В перспективе вэдовый вариант - рассчитывайте на установку соответственных агрегатов.
К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ
Компоновщик всегда в гуще событий. Рядом дизайнер и моторист, агрегатчик и электронщик. Дают подсказку и испытатели, ведь у их самый обеспеченный опыт общения с живым, а не виртуальным автомобилем.
Сейчас предстоят тесты на Законодательство для пассажиров и пешеходов. Крэш-тест пока компьютерный, да и он может показать, что, к примеру, капот недостаточно "мягок". Виной тому радиатор, в который упирается деталь. Компоновщику придется вступить в переговоры с сотрудниками, работающими над охлаждающей системой. Если они не уступят, придется "править" кузов.
Впереди - дорожные тесты, корректировка и доработка деталей, окончательная доводка, сертификация. Позже официальная презентация и, в конце концов, выход в свет. "Нужно же, какой просторный салон! И багажник огромный", - произнесут придирчивые журналисты и балованные покупатели... Означает, компоновщики поработали на славу.
Проектируя мелкие авто, спецы делают подвеску очень малогабаритной, чтоб сберечь место в салоне и багажнике. Задние рессоры устанавливают практически вертикально, а недлинные пружины рядом с ними.
Современные компьютерные программки позволяют работать с отдельными участками компоновочной схемы шасси.
Компьютерный манекен обживает заднее сидение "Калины".
"Купол" указывает положения головы пассажиров различного роста.
Трехмерная схема вместимости. Чтоб найти размеры колесных ниш, компьютер должен "прокачать" подвеску.
Заднемоторная сборка "Порше-GT3" принудила конструкторов помудрить над расположением многих узлов.
Под капотом меньше свободного места. В угоду компактности жертвуют ремонтопригодностью, увеличивая межсервисные интервалы и ресурс деталей.
ТЕХНИКА
Технологии
Сборка
ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ...
МАКСИМ САЧКОВ
Редчайший пресс-релиз обходится без сообщения: новенькая модель просторней предшествующей. Салон и багажник приметно вместительней, а габариты практически не возросли. Достигнуть этого, очевидно, нелегко. Не достаточно нарисовать симпатичный кузов со стильным салоном и комфортными креслами, поместить под капот движок с коробкой, поставить все это на колеса. Необходимо, чтоб узлы и агрегаты ужились вместе, а главное, с людьми: комфорт - важный аспект при проектировании машины.
Уложить кубики в кузов, "примирить" дизайнерские фантазии, конструкторскую идея и технологические требования - задачка бюро сборки. Это - центр, в который сходятся пути огромного количества более "узеньких" профессионалов.
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ
Пойдем от "печки". При помощи рекламщиков компания "нащупала" образ машины, которая будет нужна через пару лет. К примеру, высочайший универсал среднего класса с приводом на переднюю либо обе оси. Уже отныне начинается работа компоновщиков.
Сперва подбирают аналоги. Естественно, не запамятывают о соперниках и собственных моделях-предшественницах. Удачные решения можно повторить, а старенькые "грабли" обойти. Кстати, в выборе сборки важную роль играют фирменные традиции. К примеру, большая часть БМВ и "мерседесов" как и раньше построены по традиционной схеме - с задними ведущими колесами. Разумеется, конструкторы считают, что нет смысла отходить от испытанной десятилетиями концепции, тем паче, что современные мультирычажные подвески и электрические ассистенты водителя существенно уменьшают недочеты заднеприводной сборки.
Итак, выбраны размещение мотора и тип привода. Но работа компоновщиков только начинается. Ранее кальки со схемами одноклассников накладывали на 1-ые очертания кузова. Перебирая 10-ки изображений, равномерно прорисовывали контуры грядущего автомобиля. Сейчас на помощь пришли современные компьютерные программки с необъятными базами данных. Скооперировать на дисплее изображения всех машин нетрудно.
В конце концов, контуры грядущего автомобиля нанесены на координатную сетку. Но габариты, база, колея пока не константы - они еще будут не один раз изменяться.
ПЛАНИРОВКА ЖИЛПЛОЩАДИ
Сейчас начинается самое главное: компоновщики садятся за так именуемую схему вместимости - более тщательно проработанный чертеж с основными размерами автомобиля и расположением пассажиров в салоне.
Конструкторам помогают виртуальные человечки, живущие в трехмерной компьютерной программке. В большинстве случаев употребляют манекены европейских эталонов - ростом 155, 171 и 188 см. Некие компании "рождают" собственных компьютерных людей, похожих по комплекции со среднестатистическими жителями определенной страны. К примеру, в Стране восходящего солнца манекены низкие и субтильные.
Компьютерных человечков рассаживают по местам, как дорогих гостей - всем должно быть комфортно. Гласить они, к огорчению, не могут (во всяком случае, пока), потому посадку держут под контролем по антропометрическим углам (в суставах конечностей).
Поначалу располагают водителя, подгоняя сидение и управляющую колонку. Он в машине - главный: ему рулить, жать педали, держать под контролем дорожную ситуацию. С пассажирами возни гораздо меньше. Но их тоже нельзя стеснять, даже если автомобильчик маленький, а впереди рослый шофер. Естественно, конструкторы идут на компромиссы. Чтоб не воровать полезное место в багажнике, ездоков стараются высадить более вертикально (если, естественно, позволяет высота салона), мудрят с подушкой сидения. Ведь чем поглубже посиживает пассажир, тем меньше ему требуется места для ног.
Кстати, сегодня в моде универсальность, потому багажнику - повышенное внимание. Нередко ради его вместимости даже геометрию задней подвески корректируют.
Но вернемся в салон. О головах ездоков не запамятовали? На мониторе - виртуальный купол, позволяющий отследить перемещения самой высшей части тела. Естественно, нужно бросить зазор меж головными уборами и элементами салона (потолком, поручнями и т. д.). Тут тоже приходится идти на компромиссы: на цилиндры и папахи современные авто, обычно, не рассчитаны.
Что-то пассажиры засиделись - попросим их на выход. Трехмерные человечки могут без помощи других покидать машину, если им, естественно, ничто не препятствует. Ну, а если компоновщики просчитались, придется заносить конфигурации в схему вместимости: скажем, корректировать дверные просветы.
Схему компоновщики передают в дизайн-центр. Живописцы делают вид грядущего автомобиля, привязываясь к готовым размерам (ЗР, 2003, № 4). Время от времени строгие технари идут на уступки творческим личностям - в угоду эффектному дизайну заносят в сборку маленькие конфигурации.
СОБИРАЕМ ПЛАТФОРМУ
Формы и размеры кузова определены, планировка салона проработана - пора трудоустраивать главные агрегаты и узлы.
Из отделов, работающих над движками, коробками передач, подвеской, в бюро сборки поступают чертежи агрегатов и узлов. Современные способы проектирования позволяют свести к минимуму бумажную волокиту. Заводские компы объединены в сеть. Допустим, моторист, договорившись с компоновщиком, перенес генератор - сразу прибор "переедет" и на общей схеме.
Сейчас задачка компоновщика - поселить все агрегаты и системы снутри кузова. Естественно, схему вместимости вновь корректируют, но стараются не заносить суровых конфигураций, а главное - не ущемлять будущих жителей салона. Иногда приходится приметно двигать мотор, чтоб уместить коробку, которую по тем либо другим причинам нельзя сделать более малогабаритной. Правда, время от времени проще вмешаться в конструкцию агрегата, чтобы не очень поменять сборку. Кстати, с ростом надежности узлов и агрегатов необходимость в их нередком обслуживании, тем паче ремонте, отпадает. Потому, уплотняя "железо" ради комфорта, все почаще поступаются ремонтопригодностью.
Игра в кубики всегда занимала у компоновщиков много времени. Но компы здорово облегчили жизнь: они позволяют не только лишь переставлять узлы и агрегаты, крутить на дисплее трехмерное изображение. Машина (в этом случае электронно-вычислительная) высвободила конструкторов от излишних расчетов. Она, зная ход подвески, просчитает ее кинематику, обусловит размеры колесных ниш, проверит характеристики управляющего управления.
Шасси, точнее, платформу делают поначалу для базисной комплектации, но компоновщик предугадывает и модификации. Если будет версия с кондюком, нужно найти место под компрессор, шланги и радиатор. В перспективе вэдовый вариант - рассчитывайте на установку соответственных агрегатов.
К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ
Компоновщик всегда в гуще событий. Рядом дизайнер и моторист, агрегатчик и электронщик. Дают подсказку и испытатели, ведь у их самый обеспеченный опыт общения с живым, а не виртуальным автомобилем.
Сейчас предстоят тесты на Законодательство для пассажиров и пешеходов. Крэш-тест пока компьютерный, да и он может показать, что, к примеру, капот недостаточно "мягок". Виной тому радиатор, в который упирается деталь. Компоновщику придется вступить в переговоры с сотрудниками, работающими над охлаждающей системой. Если они не уступят, придется "править" кузов.
Впереди - дорожные тесты, корректировка и доработка деталей, окончательная доводка, сертификация. Позже официальная презентация и, в конце концов, выход в свет. "Нужно же, какой просторный салон! И багажник огромный", - произнесут придирчивые журналисты и балованные покупатели... Означает, компоновщики поработали на славу.
Проектируя мелкие авто, спецы делают подвеску очень малогабаритной, чтоб сберечь место в салоне и багажнике. Задние рессоры устанавливают практически вертикально, а недлинные пружины рядом с ними.
Современные компьютерные программки позволяют работать с отдельными участками компоновочной схемы шасси.
Компьютерный манекен обживает заднее сидение "Калины".
"Купол" указывает положения головы пассажиров различного роста.
Трехмерная схема вместимости. Чтоб найти размеры колесных ниш, компьютер должен "прокачать" подвеску.
Заднемоторная сборка "Порше-GT3" принудила конструкторов помудрить над расположением многих узлов.
Под капотом меньше свободного места. В угоду компактности жертвуют ремонтопригодностью, увеличивая межсервисные интервалы и ресурс деталей.