СТРАСТИ ПО АКЦИЗАМ
СТРАСТИ ПО АКЦИЗАМ
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РЕГИОНАХ Тормознуло
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ
Как растолковал исполнительный директор Русского топливного союза Григорий Сергиенко, ранее акцизные сборы тяжким грузом висели на шейке у нефтеперерабатывающих компаний - на это уходила львиная толика их обратных средств. Вобщем, место для маневра оставалось: производители просто продавали часть бензина "влево", избегая таким макаром выплаты налогов да к тому же получая дополнительную выручку. Налоговики мириться с этим, понятно, не могли и выдумали новейшую авансово-зачетную схему взимания акцизов. Сущность ее в том, чтоб переложить уплату налоговых сборов с заводов-изготовителей на розничную сеть, другими словами, на АЗС. Казалось, схема применима для всех, включая нефтеперерабатывающие предприятия, которые только и ожидали, чтоб освободиться от акцизного бремени. Но выяснилось, никак не все так просто.
"На пальцах" это смотрится так: завод реализует оптовику некоторое количество бензина, который в итоге попадает на АЗС. Никто из всей этой цепочки акциз не платит, не считая последнего торговца - конкретно он включает его в стоимость бензина. А позже туда-сюда начнут курсировать ведомственные бумажки, и тяготы по выплате акцизного сбора умеренно распределятся меж всеми. Все бы замечательно, но лишь на весь этот картонный процесс отводится 10 дней по окончании месяца, не уложились - налоговые инспекции "слупят" налог с каждого нарушившего срок. Естественно, МНС позже разберется и возвратит Энциклопедия грузовых автомобилей, но когда это случится?.. Есть и другие маленькие и большие закавыки в новеньком законе, а почему сейчас платят акциз только... заводы-изготовители. Словом, задумывались, как лучше, но работает как и раньше древняя схема, только с другими плодами.
ПОСТРАДАВШИЕ
Сейчас мучаются региональные бюджеты, в особенности же не подфартило дорожным фондам. Сейчас они заполняются за счет акцизных сборов, транПодвесканого и земляного налогов, при этом акциз, выплачиваемый местными АЗС, должен, по идее, стать основной статьей "дорожных" доходов. Как поведал гендиректор ассоциации "Радор" Александр Афанасьев, по плану Минфина РФ в этом году в бюджет региональных дорожных фондов подразумевается собрать около 40 миллиардов. "акцизных" рублей - половину всех дорожных средств. Но сделать это сумеют исключительно в 20 русских регионах, где удачно работают нефтеперерабатывающие предприятия. Там дорожные фонды будут процветать, а в других областях и республиках - извините, придется "сосать лапу".
Ах так это смотрится в цифрах. В нефтяной Башкирии, где запланировали собрать за 2003 год 1,5 миллиардов. "акцизных" рублей в дорожный фонд, исключительно в I квартале получили с акцизов 730 млн. руб.! А в Столичной области, где дорожники рассчитывали на 1 миллиардов. руб. акцизных сборов за год в том же I квартале удалось получить только 45 млн. В Псковской области еще ужаснее: из предполагаемых 300 млн. руб. в год в I квартале собрали только 2,5 млн. руб.! По имеющимся данным, такие же характеристики "акцизных" поступлений в региональные дорожные фонды сохранятся и в предстоящем. Для территорий, на которых нет нефтеперерабатывающих заводов, по воззрению А. Афанасьева, это просто трагедия.
- Если в прошедшем году мы в территориальный дорожный фонд собрали 2 миллиардов. руб., то в этом будет приблизительно 130 млн., - сетует Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. - Поступления сократились практически в 20 раз! В почти всех районах республики дорожные организации на грани остановки. И такое во всех регионах страны. Я не так давно встречался с мэром Москвы Лужковым, другими губернаторами и сейчас все совместно готовим воззвание к Президенту, Председателю Правительства и Госдуме с просьбой немедля пересмотреть порядок формирования дорожных средств. По другому страна может остаться без дорог, и до Европы мы никогда не доедем.
Словом, заморочек прибавилось у всех, не считая... налоговиков. Они свои 40% от акцизных сборов на нефтепродукты (конкретно так он делится: 60% уходит в регион, 40% - в федеральный бюджет) получают стопроцентно. Пусть из одних регионов "нефтерубли" льются рекой, а из других текут тоненьким ручейком - на общий итог это не оказывает влияние. Но живем-то мы в регионах и ездим по местным дорогам, при этом далековато не всегда трассы эти пролегают по богатой нефтью Башкирии. Как досадно бы это не звучало - почаще по Нечерноземью, где не видать ни 1-го НПЗ...