В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ Опасностью
В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ Опасностью
КЛУБ "Автовладелец"
совет безопасности
ЧЕМ МЫ ДЫШИМ
В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ Опасностью
Миша ГЗОВСКИЙ
КТО Повинет?
Мы издавна уже привыкли к тому, что автомобиль - это средство завышенной угрозы, имея в виду опасность для жизни при дорожных происшествиях. Меж тем каждодневные "дозы" выхлопов действуют более каверзно, хотя снаружи это и не смотрится настолько зловеще, как кровь на асфальте.
Объем вредных выбросов современного легкового автомобиля добивается 300 кг в год, наша же среднестатистическая легковая машина извергает их в пару раз больше. И это на фоне возрастающего числа машин! В 70-х годах по столичным улицам колесило около 100 тыщ "частников", к 1993 году их популяция достигнула 800 тыщ, сейчас перевалила за два миллиона, а по прогнозам через 5 лет преодолеет отметку в три миллиона! Средняя скорость движения в Москве свалилась до 13 км/ч.
В Рф сейчас около 150 городов, где самую большую долю вредных примесей отправляют в воздух конкретно авто (кому-то больше "подфартило" с промышленными предприятиями...).
В воздух столицы - самого загазованного русского городка - раз в год попадает до 2-ух миллионов тонн выбросов, либо более 5 тонн раз в день! Превалируют в общем объеме угарный газ СО (70%), углеводороды СН (15%) и окислы азота NOх (10%). При работе мотора в выхлопную трубу вылетает более 200 веществ и соединений, посреди которых томные металлы и бенз(а)пирен - опаснейший канцероген, вызывающий даже в маленьких концентрациях мутации, а через поколения "аукающийся" рождением больных малышей.
Металлы, в особенности свинец, аккумулируются по обочинам больших дорог: концентрация до 30 раз превосходит нормы. На особо оживленных трассах "зона поражения" распространяется на полкилометра в сторону.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Частичное решение трудности выбросов понятно: это полный отказ от этилированного бензина (не так давно его создание наконец и у нас официально воспретили) и полное оснащение автомобилей каталитическими нейтрализаторами. Все же пройдут годы, пока "безобидные" авто вытеснят чадящих старичков-долгожителей. Тут нам, к огорчению, не под силу конструктивно что-то поменять. Но, положа руку на сердечко, разве мы сами часто не усугубляем ситуацию, варварски относясь к чужому и собственному здоровью? Предлагаем несколько простых действий, способных сделать так, чтоб дышать всем стало легче (фото 1-3).
Выключайте движок в глухих пробках. По нашим замерам в салоне машины, оказавшейся в пробке, концентрация СО варьирует от 17 до 50 мг/мз. Пешеходам достается ненамного меньше - от 15 мг/мз.
Уважайте живущих вблизи! Если вправду нужно прогреть мотор (к примеру, морозным зимним днем), делайте это на удалении от жилых домов: 68 мг/мз - это небезопасно! А лучше - в движении: движку ужаснее не будет, соседи же не получат дозу 22 мг/мз (измерено в квартире!).
НАША СПРАВКА
СО - тусклый газ без аромата, препятствующий заполнению крови кислородом; в огромных дозах смертельно небезопасен.
NOх - окись азота, газ без цвета и аромата, виновник красновато-коричневого колера воздуха. Интенсивно ведет взаимодействие с углеводородами СН под воздействием солнечных лучей, в итоге чего выделяется озон O3. Последний раздражает слизистую носа и гортани, вызывая кашель и насморк, также содействует появлению астмы и бронхитов.
Бенз(а)пирен, хризен, флуорантен - углеводороды-канцерогены; даже в малых дозах очень небезопасны - содействуют появлению злокачественных опухолей.
SO2 - тусклый газ с резким запахом, смешиваясь с влагой, образует серную кислоту; виновник нарушения функции щитовидной железы, кислотных дождиков, смерти лесов.
Вместе с этим любая машина за свою жизнь поставляет в атмосферу в среднем до 8 кг резиновой пыли и 18 кг испарений из бензобака. На этом фоне не настолько значительны, но оттого более небезопасны медь и цинк, попадающие в воздух при износе тормозных колодок. А еще никель, ванадий, молибден, хром... На высоте до полутора метров в воздухе крупных городов сконцентрирована чуть не вся таблица Менделеева!
КЛУБ "Автовладелец"
совет безопасности
ЧЕМ МЫ ДЫШИМ
В ВОЗДУХЕ ПАХНЕТ Опасностью
Миша ГЗОВСКИЙ
КТО Повинет?
Мы издавна уже привыкли к тому, что автомобиль - это средство завышенной угрозы, имея в виду опасность для жизни при дорожных происшествиях. Меж тем каждодневные "дозы" выхлопов действуют более каверзно, хотя снаружи это и не смотрится настолько зловеще, как кровь на асфальте.
Объем вредных выбросов современного легкового автомобиля добивается 300 кг в год, наша же среднестатистическая легковая машина извергает их в пару раз больше. И это на фоне возрастающего числа машин! В 70-х годах по столичным улицам колесило около 100 тыщ "частников", к 1993 году их популяция достигнула 800 тыщ, сейчас перевалила за два миллиона, а по прогнозам через 5 лет преодолеет отметку в три миллиона! Средняя скорость движения в Москве свалилась до 13 км/ч.
В Рф сейчас около 150 городов, где самую большую долю вредных примесей отправляют в воздух конкретно авто (кому-то больше "подфартило" с промышленными предприятиями...).
В воздух столицы - самого загазованного русского городка - раз в год попадает до 2-ух миллионов тонн выбросов, либо более 5 тонн раз в день! Превалируют в общем объеме угарный газ СО (70%), углеводороды СН (15%) и окислы азота NOх (10%). При работе мотора в выхлопную трубу вылетает более 200 веществ и соединений, посреди которых томные металлы и бенз(а)пирен - опаснейший канцероген, вызывающий даже в маленьких концентрациях мутации, а через поколения "аукающийся" рождением больных малышей.
Металлы, в особенности свинец, аккумулируются по обочинам больших дорог: концентрация до 30 раз превосходит нормы. На особо оживленных трассах "зона поражения" распространяется на полкилометра в сторону.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Частичное решение трудности выбросов понятно: это полный отказ от этилированного бензина (не так давно его создание наконец и у нас официально воспретили) и полное оснащение автомобилей каталитическими нейтрализаторами. Все же пройдут годы, пока "безобидные" авто вытеснят чадящих старичков-долгожителей. Тут нам, к огорчению, не под силу конструктивно что-то поменять. Но, положа руку на сердечко, разве мы сами часто не усугубляем ситуацию, варварски относясь к чужому и собственному здоровью? Предлагаем несколько простых действий, способных сделать так, чтоб дышать всем стало легче (фото 1-3).
Выключайте движок в глухих пробках. По нашим замерам в салоне машины, оказавшейся в пробке, концентрация СО варьирует от 17 до 50 мг/мз. Пешеходам достается ненамного меньше - от 15 мг/мз.
Уважайте живущих вблизи! Если вправду нужно прогреть мотор (к примеру, морозным зимним днем), делайте это на удалении от жилых домов: 68 мг/мз - это небезопасно! А лучше - в движении: движку ужаснее не будет, соседи же не получат дозу 22 мг/мз (измерено в квартире!).
НАША СПРАВКА
СО - тусклый газ без аромата, препятствующий заполнению крови кислородом; в огромных дозах смертельно небезопасен.
NOх - окись азота, газ без цвета и аромата, виновник красновато-коричневого колера воздуха. Интенсивно ведет взаимодействие с углеводородами СН под воздействием солнечных лучей, в итоге чего выделяется озон O3. Последний раздражает слизистую носа и гортани, вызывая кашель и насморк, также содействует появлению астмы и бронхитов.
Бенз(а)пирен, хризен, флуорантен - углеводороды-канцерогены; даже в малых дозах очень небезопасны - содействуют появлению злокачественных опухолей.
SO2 - тусклый газ с резким запахом, смешиваясь с влагой, образует серную кислоту; виновник нарушения функции щитовидной железы, кислотных дождиков, смерти лесов.
Вместе с этим любая машина за свою жизнь поставляет в атмосферу в среднем до 8 кг резиновой пыли и 18 кг испарений из бензобака. На этом фоне не настолько значительны, но оттого более небезопасны медь и цинк, попадающие в воздух при износе тормозных колодок. А еще никель, ванадий, молибден, хром... На высоте до полутора метров в воздухе крупных городов сконцентрирована чуть не вся таблица Менделеева!