ТРЕПЕЩИ, КАССЕТА, МИНИ-ДИСК ИДЕТ
ТРЕПЕЩИ, КАССЕТА, МИНИ-ДИСК ИДЕТ
МУЗЫКАЛНЫЙ САЛОН
ТРЕПЕЩИ, КАССЕТА, МИНИ-ДИСК ИДЕТ
Вспомните, когда в последний раз вы лицезрели на прилавке магазина катушечный магнитофон. А проигрыватель грампластинок? Вобщем, последние еще выпускают для поклонников традиционного, 1-го из первых, метода звукозаписи. Новые носители звука - компакт-кассета и компакт-диск вытеснили с рынка магнитную ленту на катушках и грампластинки. Но и они невечны, уже появился новый соперник. Не придется ли нам скоро выкинуть авто магнитолы?
Спешить пока рано, все же самое время поведать о последней тенденции в развитии авто радиоаппаратуры. Но чтоб осознать ее истоки, два слова о плюсах и недочетах настолько обычной многим автомобилистам кассеты.
Родилась она в 1963 году и сначала с трудом пробивала для себя дорогу. Выдумала ее голландская компания "Филипс". Лет через 20 компакт-кассета вытеснила с рынка бытовые катушечные магнитофоны и навечно "прописалась" в автомобилях. Главные плюсы - простота в воззвании (вспомните, как длительно приходилось подменять катушки в магнитофонах) и универсальность: ее можно слушать дома, в автомобиле, гуляя по улице и т. п. К тому же кассета недорога. Недочетов, но, у нее куда больше.
Главное - малая полоса воспроизводимых частот. К примеру, наибольшая частота звука, которую можно записать на ленте "типа I" - 14000 Гц - это меньше, чем способно воспринять ухо человека. Другими словами высочайшие нотки (кстати, и басы) просто пропадают. Сравните: у компакт-диска верхний предел аж за 20 000 Гц - большинству меломанов этого хватает.
Другой недочет - большой шум, в чем просто убедиться. Время непрерывного звучания не достаточно - обычно менее 45 минут (очень изредка 60 - за счет ухудшения свойства пленки), позже необходимо перебегать на последующую дорожку. При проигрывании на другом магнитофоне кассета время от времени звучит ужаснее, чем на том, на котором ее записали. Головки различных аппаратов настроены малость по-своему.
Положение пробовали поправить, применяя системы шумоподавления и поболее совершенную ленту ("тип II", "тип IV") - что, естественно, удорожает магнитофоны. Наверняка, потому большая часть покупателей делают выбор в пользу обычных аппаратов и ленты "тип I".
Были и длятся пробы ввести на кассетах цифровую запись сигнала, как на компакт-дисках. Упрощенно говоря, аппаратура превращает каждую нотку в цифровой код, который и записывают на ленте. При расшифровке принимаются во внимание только эти коды, а шумы практически не воспроизводятся. Цифровой сигнал позволил расширить и частотный спектр. Все же новые эталоны записи (DAT, DCC и др.) в любительской аппаратуре не прижились. Любой из их стоил трудов целой армии инженеров и огромных финансовложений...
Может, все дело в недолговечности кассеты? Если она очень неплохого свойства, то выдерживает только около 800 проигрываний - лента изнашивается. О низкокачественных вспоминать даже не охото, а если у кого-либо они до сего времени остались - выкините их поскорее, пожалейте магнитофон!
Во время хранения один слой ленты намагничивает другой, потому на старенькых кассетах иногда слышится "сторонняя" музыка. Советуют временами перематывать кассеты, но в данном случае запись усугубляется только более умеренно. От таких недочетов цифровая запись, конечно, не выручает.
Совершенно другое дело - компакт-диск (эталон записи CD - "Си-Ди"). Большой динамический спектр, малый шум, звучит больше часа, ну и практически не изнашивается. Стоит дороже, но не так, чтоб это мешало массовому распространению. Недочетов у диска меньше, больших всего два: нельзя записывать самому, неловко подменять диски одной рукою. Последнее для водителей автомобилей очень значительно, потому для их выдумали Си-Ди-ченджеры. Еще позднее, только года два вспять, подобные устройства появились в домашней аппаратуре. Пробуют ввести, пока не очень удачно, эталон CD-R, который позволяет сделать запись на диск, но только один раз: стереть ее и поменять другой нельзя.
Неуж-то нельзя освободить диск от недочетов? "Можно!" - решили на японской фирме "Сони" и изобрели мини-диск (MD). Пластмассовый корпус с железной шторкой - точь-в-точь дискета для компьютера, только внутренность другая - диск для лазерного проигрывателя. Время звучания - 74 минутки, как у "Си-Ди", хотя размер наименьший.
Назойливая реклама: "Смотрите, он просто помещается в кармашке тенниски!" Вправду, ни кассета, ни компакт-диск этим похвастать не могут. Новый носитель звука так же прост в воззвании, как кассета. Мини-диск тяжело поцарапать, стала ненужна массивная коробка. Он не так опасается больших и низких температур, как пленка в кассете. Как и на компакт-диске, просто отыскать хоть какой музыкальный кусок - перематывать, в отличие от кассеты, не нужно, доступ практически моментальный. Порядок проигрывания записей несложно запрограммировать.
Главное, можно записать возлюбленную музыку и взять в дорогу. При этом не просто записать, а смонтировать: двинуть музыкальные произведения, воткнуть новое, стереть, соединить два в одно и т. п. Каждое можно сопроводить маленьким текстом - позже он высвечивается на дисплее. Способности - колоссальные!
О их еще говорить и говорить, но... автомобилисты сумеют только проигрывать мини-диск, а записывать только дома, как, вобщем, и компакт-кассету.
Неуж-то у мини-диска нет никаких минусов? Основной - запись звучит ужаснее, чем на компакт-диске. Но "Сони" поработала над недочетами, и новенькая версия метода записи - она именуется ATRAC-4.0 - намного лучше прежних. Сейчас даже меломаны путаются, пытаясь отличить проигрывание звука с мини- и компакт-дисков.
Другой недочет - высочайшая стоимость. Записывающие устройства - деки стоят на русском рынке 350-1500 баксов, зависимо от модели. Сейчас их выпускает не только лишь "Сони", да и другие известные компании: "Джей-Ви-Си" (JVC), "Маранц" (Marantz), "Айва" (Aiwa), "Денон" (Denon) и др. Видите ли, рассказ о мини-дисках - не "вести из лабораторий", аппаратура уже в продаже.
Самую большую популярность новые носители звука снискали в странах Далекого Востока, где объем продаж достаточно велик. Рассчитывают, что в сегодняшнем году половина авто аппаратуры, проданной на японском рынке, будет с мини-дисками. Тут цепная реакция, как в ядерной физике: чем больше приобретают, тем больше выпускают, а означает, падает себестоимость и прямо за ней - стоимость в магазине. А чем она ниже, тем больше приобретают, соответственно больше выпускают... см. выше. Потому цены на МD-аппаратуру быстро падают.
Получится ли "Сони" "раскрутить" новый эталон звукозаписи и достойно ответить "Филипсу"? Пока совершенно точно ответить трудно. Вероятнее всего, да. Но и старушка кассета на пенсию не спешит. В Западной Европе приблизительно 60% продаваемой авто аппаратуры - с проигрывателями для кассет, а не для дисков. Вспомните, как длительно не сдавались катушечные магнитофоны. Так и кассеты - собственных позиций на рынке без боя не уступят.
Удавалось ли когда-нибудь "Сони" ввести на рынке собственный свой эталон? Да, на данный момент в Западной Европе большая часть покупателей бытовых видеокамер предпочитают эталон "Видео-8" (Video-8), выдуманный "Сони". Тут он теснит показавшийся малость ранее эталон "Ви-Эйч-Эс" (VHS), придуманный компанией "Джей-Ви-Си". (Кстати, в Рф этого почему-либо не происходит.)
В общем, для фуррора нового начинания требуется вложить Энциклопедия грузовых автомобилей, сделать рекламу и... уверить изготовителей музыкальных записей перейти на новый носитель звука. А им, понятно, не очень охото поменять налаженное создание. Вобщем, "Сони" занимается и этим видом бизнеса.
Сейчас перейдем к тому, что предлагают русским автомобилистам. Во-1-х, ченджер мини-дисков "Сони-МDX-61", который совместим со многими магнитолами этой компании. От Си-Ди-ченджеров его отличают малые размеры (176х84х125 мм). Прибор рассчитан на 6 дисков и просто помещается в перчаточном ящике либо в локотнике, который устанавливают в импортных машинах меж фронтальными сиденьями. Это стало вероятным благодаря маленьким размерам дисков. Еще преимущество: во время работы ченджера диски можно вынимать, очевидно, кроме того, который на этот момент воспроизводится. Так как небольшому аппарату легче отыскать место "под рукою", поменять диски шофер сумеет даже во время движения.
"Сони" предлагает также проигрыватель мини-диска с приемником МDX-С670RDS наибольшей мощностью 4х35 Вт и приемник с четырехдисковым проигрывателем MDX-400RDS высшего класса без усилителя мощности. Любопытно, что последний расположен в корпусе стандартного размера - как магнитола. Сделать схожий прибор с 4-мя компакт-дисками еще никому не удалось, а с мини-дисками удается. К обоим аппаратам можно подключить еще Си-Ди- либо мини-диск-ченджер, что приметно расширит музыкальный репертуар.
В заключение отметим, что, так как рынок мини-дисковой аппаратуры только формируется, она не всюду есть в продаже, а цены в магазинах могут значительно различаться.
Дмитрий ПОСТНИКОВ
Не правда ли, мини-диск похож на компьютерную дискету?
Ченджер мини-дисков "Сони-MDX-61".
Приемник с проигрывателем мини-дисков "Сони-MDX-C670RDS". Такие аппараты именуют также MD-магнитолами.