В ГАРАЖЕ ДЕВЯТКА , В УМЕ - Импортная машина
В ГАРАЖЕ "ДЕВЯТКА", В УМЕ - Импортная машина
Животрепещуще!
АНКЕТА
В ГАРАЖЕ "ДЕВЯТКА", В УМЕ - Импортная машина
Автомобиль - одна из самых дорогостоящих покупок. Такую обычно планируют заблаговременно, готовятся, накапливают Энциклопедия грузовых автомобилей, выбирают марку, модель...
В одной из наших анкет (ЗР, 1998, № 4) мы попросили читателей поделиться этими планами. Число ответов затмило все ожидания - только за два месяца, апрель и май, почта доставила в адресок редакции 140 тыщ заполненных анкет! Картина, представшая нашим очам, очень увлекательна и назидательна; к огорчению, полный анализ очень объемен и навряд ли уместится на журнальных страничках. Потому, как обычно, мы познакомим вас с тем, что показалось более значимым.
Как это ни обыденно, 1-ый вопрос, с которого начинается подготовка к приобретению машин, - Энциклопедия грузовых автомобилей. Понятное дело, обладателям со стажем проще, чем новеньким, собравшимся приобрести собственный 1-ый автомобиль: у их уже есть "старенькое" транПодвесканое средство, которое можно реализовать. А поэтому скопление нужной суммы идет не с нуля. К заключенному в кавычки слову "старенькый" мы еще вернемся, а пока отметим, что 2-ой источник пополнения копилки у подавляющего числа автомобилистов также банален - заработная плата. Для начала соотнесем эти две составляющие: марку "старенького" автомобиля и заработную плату его обладателя. "Да что вы! - возмутится представитель социологической науки, - нужно добавить сюда заработную плату второго жена и поделить на число членов семьи!" Замечание дельное, но в этом случае личный доход важнее: по нему легче найти соц статус автомобилиста.
Посмотрите на диаграмму I. Да-да, обладатели машин - не самая бедная часть нашего общества. Но как верно различается средний доход обладателей "жигулей" и "волг", с одной стороны, и ЗАЗов с ИЖами и УАЗами - с другой! Вобщем, "иномарочники" зарабатывают еще более. А вот и 1-ый феномен: выясняется, что лучше многих устроились в этой жизни... обладатели корейских машин. Разъясняется это достаточно легко: ни в каком объявлении о продаже вы не встретите "кореянки" старше 1990 года, а около 40% этих автомобилей куплены новыми. Для тех же "германцев" и "японцев" толика новых не превосходит 6%, большинству автомобилей уже "исполнилось" 10 лет, и поэтому они в массе дешевле.
Сейчас построим диаграмму II, где свяжем среднемесячный доход с тем, "наш" либо "не наш" подразумевается приобрести автомобиль. Числа уверяют - более высокооплачиваемые из всех категорий хозяев предпочтут иномарки.
Установилась пора перейти к общей структуре предпочтений (диаграмма III). Сходу заметим - для русских заводов она неутешительна: только 41,4% связывает надежды с классическими русскими марками. "Немцы", "корейцы" и "жители страны восходящего солнца" могут рассчитывать даже на большее - в сумме 42,7%. Любопытно, что сравнимо большая толика - 7,6% автомобилистов - нацелена на машины "отверточной сборки" - подобные начинания, судя по всему, имеют перспективу.
Мы не задавали отдельного вопроса о том, будет покупка совершена на рынке новых либо старых машин, но на данный момент просто восполнить эту информацию. Поглядите на диаграмму IV, отражающую примерную цена запланированного приобретения. Ровно третья часть опрошенных рассчитывает затратить менее $6 000; в их число войдут, естественно, фактически все, кто собирается приобрести неновую русскую машину. С импортными машинами - другое дело. Новые в большинстве собственном дороже 10 тыс. баксов, а таковой суммой располагают только около 16% респондентов. Сравним это с данными диаграммы III: выходит, что приблизительно 80% (может быть, соотношение еще поближе к 100%) покупателей забугорных машин направят свои стопы на рынок автомобилей "б/у".
Вернемся к судьбе русских автозаводов. Как мы уже отметили, только двое из 5 будущих покупателей собираются ездить на российских машинах. Сейчас поставим вопрос чуть по другому - кто из сегодняшних хозяев больше верует родному автопрому? Оказалось, те, кто ездит на ИЖах - без малого 70% планируют приобрести российскую машину. Как вы помните, "волгари" в среднем богаче хозяев других наших автомобилей. И они же наименее всего склонны прощать автопрому его недочеты - всего 37,4% водителей "волг" не собирается пересесть на импортную машину. Не считая соответственного дохода, несложно привести последующий резон: а какая из массовых российских машин не уступит "волгам" в уровне комфорта? То-то, "выше - только звезды", звезды забугорного автостроения.
Отметим еще одну увлекательную закономерность. Из числа тех, кто уже опробовал в деле германские либо японские машины, более 5% не прочь приобрести сейчас российскую. В голову приходит только одно разъяснение этому феномину: такая толика тех, кому на "нормальную" импортную машину средств не хватило и пришлось помучиться с очень старым экземпляром. Косвенное доказательство этой догадки - наименее 1% хозяев американских и корейских машин делят желание "возвратиться к родному и знакомому". Как мы уже отметили, эти категории автовладельцев обладают более "свежайшими" машинами, да к тому же и зарабатывают существенно больше собственных коллег по рулю.
Определившись с маркой и с средствами, можно приблизительно сказать, когда, в конце концов, под окнами появится новенькая машина. Ответы на этот вопрос мы свели в диаграмму VI. Выясняется, что рынок автомобилей на данный момент достаточно динамичен - за наиблежайшие 5 лет без малого 80% сегодняшних автомобилей сменят хозяев, которые уже примерились к новым машинам. При всем этом 17,9% совершат покупку в последнее время!
Итак, перед вами картина авто парка, каким он будет через 4-5 лет. Если все сегодняшние планы реализуются, толика русских машин в нем уменьшится до 55-60%; 8-10% составят новые иномарки, другие - тоже иномарки, но уже постарше. Причину этого находить длительно не надо - будущие покупатели, нахлебавшись горя с полуфабрикатами, из всех характеристик автомобиля выделяют качество - более 60% считают его приоритетным.
Занимаясь расчетами по этой анкете, нам удалось выделить два пути нынешней русской автомобилизации. Непременно, центральным вопросом являются Энциклопедия грузовых автомобилей: доход почти во всем определяет и сегодняшнюю марку автомобиля, и предполагаемый срок его подмены, и круг будущих ценностей. Вот, скажем, очень бессчетная соц группа, в какой заработок не превосходит 1 000 руб. за месяц. Тут мы найдем достаточно старенькые машины (10-15-летние) русского производства, в большинстве случаев - заднеприводные "москвичи", "жигули" и ИЖи. И многим автолюбителям в этой группе не приходится рассчитывать в наиблежайшие годы приобрести что-то более "свежее" - 37% совсем не планируют поменять свою машину. А она уже стара, просит нескончаемых ремонтов и наладок, с аппетитом "поглощает" запчасти, масло - словом, Энциклопедия грузовых автомобилей обладателя. Те же, кто все-же собирается приобрести другой автомобиль, сначала именуют "Жигули". Ведь служить им придется так же длительно, а для иномарки запчасти куда дороже...
А вот - другой полюс. Заработная плата - более 5 000 руб. за месяц. Естественно, двух-трехлетний автомобиль, практически в половине случаев - импортная машина. В планах - импортная машина подороже, и приобрести ее предстоит в наиблежайшие год-два. Не только лишь поэтому, что престижно: ведь к тому времени сегодняшний автомобиль начнет приметно терять в стоимости - его лучше реализовать, пока разница меж ним и новым мала. О, в этой группе отлично знают законы рынка. И хотя она малочисленна, конкретно ее представители в главном планируют приобрести авто дороже $15 тыщ.
Сравнивая эти две социальные группы, невольно вспоминаешь известные российские пословицы: "По одежде протягивай ножки" и, в особенности, "У кого есть - тому и еще прибавится".
А сейчас вновь вернемся к нашему автопрому. Исследование указывает: большая часть покупателей его продукции - Различное относительно бедные, это конкретно те, кто готов мириться с затратами "менее $ 10 тыс." и непринципиальным качеством. Потому, видимо, нашим автозаводам не стоит полагаться на создание "машин-люкс" - рынок-то этому не способствует.
Кстати, как удержать оставшихся сторонников русских машин? Поднять таможенные пошлины и сделать иномарки еще дороже? Пробовали - не помогает. Можно еще заняться качеством автомобилей... Нет, пожалуй, это уже фантастика.
Редакция