ТОСОЛ Либо АНТИФРИЗ ?
"ТОСОЛ" Либо "АНТИФРИЗ"?
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
"ТОСОЛ" Либо "АНТИФРИЗ"?
Мы уже провели экспертизу высоковольтных проводов, свеч зажигания, крышек распределителя, подступили к "подкапотной химии". Сейчас - охлаждающие воды, коими пользуются все, не считая разве что хозяев "порше" и "запорожцев".
Александр БУДКИН
Вопросов, на которые предстояло ответить нашей экспертизе, предостаточно: "все ли российские "тосолы" схожи?", "чем отличаются российские от дорогих привезенных из других стран?", "все ли завезенные из других стран антифризы идиентично неплохи и неплохи ли они вообщем?" и т.д.. С той либо другой периодичностью подобные вопросы появляются практически у всей моторизованной части нашего общества. Как, вобщем, и другие. Стоит сейчас переплачивать свои кровные ради того, чтоб позже, Бог даст, сберечь на ремонте. А вдруг не даст - напрасно Энциклопедия грузовых автомобилей растрачивали?
В экспертизе было задействовано 6 охлаждающих жидкостей (дальше ОЖ): две российские - от "Агат-Авто" (фото 1) и от "Техно-21" (фото 2), две южноамериканские - от Prestone (фото 3) и от Техасо (фото 4), британская British Petroleum (фото 5) и Quaker State (фото 6). Все препараты были приобретены на рынках либо в магазинах. Цены на завезенные из других стран ОЖ колеблются в спектре 90-160 руб. за канистру, зависимо от ее объема и от того, где брать. Два российских "Тосола" и ОЖ от Техасо продаются стопроцентно готовыми к применению. Другие препараты - это концентраты, которые нужно разбавлять дистиллированной водой в определенной пропорции. Так можно получить ОЖ с разной температурой замерзания.
Невзирая на значимость таких характеристик, как температура кипения и температура замерзания, на их мы тщательно останавливаться не будем. Тут у всех ОЖ оказались близкие значения. Исключение - "Тосол" от "Техно-21", показавший температуру замерзания минус 33°С при норме минус 40°С и температуру кипения 107°С при норме 108°С. Тривиальная причина - недостающая концентрация этиленгликоля, о чем свидетельствует плотность этого продукта - 1,066 г/смз при норме 1,100-1,150 г/смз. Под понятием "норма" тут и дальше имеется в виду ГОСТ 28084-89, регламентирующий требования к ОЖ.
Основное внимание мы решили уделить сопоставлению коррозионной активности всех ОЖ по отношению к металлам и резинам, используемым в нашей стране в качестве конструкционного материала. Какие конкретно марки металлов и сорта резин следует использовать, снова же регламентирует ГОСТ 28084-89, так что особенного выбора у нас не было.
РЕЗУЛЬТАТЫ. 1-ый и важнейший вывод, который можно сделать смотря на таблицу: все испытанные ОЖ могут применяться по собственному прямому предназначению и подделкой не являются. Тут бы, кажется, и вздохнуть с облегчением, но... единственным продуктам, который стопроцентно удовлетворил требования нашего ГОСТа, оказался один из 2-ух наших же "тосолов" от "Агат-Авто". Его характеристики нередко достигали "критичной" отметки, но никогда не опустились ниже. Со всеми остальными ОЖ хоть в чем либо, но появлялись "проколы". Почему же тогда можно "вздохнуть с облегчением"? Дело в том, что даже в старенькые русские времена, невзирая на существование упомянутого тут ГОСТа, задававшего требования к абстрактной охлаждающей воды, как эталонному продукту, "тосолы" представляли собой составы, которые выпускались по своим техническим условиям (ТУ) и которые можно было использовать в качестве ОЖ. Потому даже "Тосол" от "Техно-21", "проваливший" 5 характеристик ГОСТа (включая температуры кипения и замерзания), не мог бы считаться "нехорошим", если б... на его канистре было обозначено, что ГОСТу он соответствует.
2-ой принципиальный вывод, который можно сделать, смотря на таблицу: совершенно точно утверждать, что хоть какой фирменный продукт будет заранее очень неплохим либо очень нехорошим при работе со всеми нашими конструкционными материалами, нельзя. Приятный тому пример: российский припой ПОС-35 пришелся не по душе ОЖ от Quaker State и British Petroleum. В случае с последним коррозия оказалась выше требований ГОСТа практически в 5 раз. Но в то же время данный факт не может служить основанием для полного недоверия, ведь такие же фирменные ОЖ от Prestone и Техасо (обе южноамериканские) оказали коррозионное воздействие на тот же припой вчетверо наименьшее, чем того просит наш ГОСТ. Очередной пример. Только-только упоминавшиеся хорошим словом ОЖ от Prestone и Техасо отработали с алюминием АК-62М на границе требований ГОСТа (в требования уложились), тогда как попавшая только-только в немилость ОЖ от British Petroleum отдала коррозию в два раза меньше, чем допустимо, а ОЖ от Quaker State показала в этой графе нули. Такие же нули выдал Prestone при проверке коррозии чугуна СЧ-25. Зато с резинами все без исключения препараты, и наши и не наши, отработали отлично.
Две последние строки в таблице - водородный показатель и щелочность охарактеризовывают способность ОЖ нейтрализовать действие кислот, которые могут создаваться при работе мотора. И если с водородным показателем все ОЖ "совладали", то со щелочностью - полная путаница: заниженное значение этого показателя у 3-х фирменных препаратов может навести на идея, что "у их" просто другие нормы. Но у оставшейся фирменной ОЖ этот показатель практически вдвое выше, чем у наших "тосолов", и в три с половиной раза, чем у его "коллег-иностранцев". Может быть, за границей этот показатель вообщем не нормируется?
ВЫВОДЫ. Сначала экспертизы мы определили несколько вопросов. Попробуем сейчас ответить на их. "Все ли российские "тосолы" схожи?" - нет, не все. Разница меж 2-мя приобретенными канистрами оказалась значимой. "Чем отличаются российские ОЖ от дорогих привезенных из других стран?" - даже по отношению к нашим конструкционным материалам наилучшие эталоны привезенных из других стран ОЖ, пожалуй, дадут фору наилучшим образчикам наших "тосолов", но, беря во внимание неясность с "кислотно-щелочным балансом", в этом вопросе недосказанность все таки остается. Если считать, что завышенная коррозия припоя - самое большее из зол, которые можно ждать от неких привезенных из других стран ОЖ, эти препараты окажутся в рейтинге чуток выше либо на уровне "не плохих" российских "тосолов". Во всяком случае застывают они не при минус 33°С и хотя бы по одному этому показателю уже выиграют у плохой российскей воды. Кстати, один из 2-ух наших "тосолов", выступавший в роли "отвратительного", возможно окажется не самым худшим из того, что могут сделать русские "предприниматели". Вывод: граждане, будьте бдительны!
Наша справка
"ТОСОЛ" Либо ВОДА. Еще не так давно самой всераспространенной охлаждающей жидкостью была вода. Ее основное преимущество перед ОЖ, содержащей этиленгликоль, - несколько бо'льшая теплоемкость: 4,2 кДж/кг.°С против 3,2-3,8 кДж/кг.°С (теплоемкость этиленгликоля - 2,9 кДж/кг.°С). Но есть у воды и недочеты: более низкая температура кипения, более высочайшая температура застывания, склонность к образованию накипи в охлаждающей системе.
При увеличении концентрации этиленгликоля в ОЖ с 26 до 66% температура ее замерзания понижается с -10 до -68°С, предстоящее повышение концентрации этиленгликоля до 98% приводит к увеличению температуры замерзания до -20°С (у незапятнанного этиленгликоля - 11,5°С), температура кипения стандартного "Тосола А40-М" должна быть не ниже 108°С (у незапятнанного этиленгликоля - 197°С).
Наша справка
О ТЕРМИНОЛОГИИ. Время от времени на рынках можно услышать: вам"Тосол" либо антифриз? В переводе на российский это значит: вам русскую охлаждающую жидкость либо ввезенную незамерзающую? Ведь конкретно как "незамерзающая жидкость" можно перевести надпись на канистре "Antifreeze". Этим словом "у их" принято именовать охлаждающую жидкость, хотя время от времени могут написать более непосредственно "Cooling Water" (охлаждающая жидкость), просто антифриз - это более общее понятие: то, что не леденеет. У нас препараты, применяемые в качестве охлаждающих жидкостей, именуются "тосолами". Потому педантичный торговец на рынке должен спрашивать: вам охлаждающую жидкость российского производства либо ввезенного?
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
"ТОСОЛ" Либо "АНТИФРИЗ"?
Мы уже провели экспертизу высоковольтных проводов, свеч зажигания, крышек распределителя, подступили к "подкапотной химии". Сейчас - охлаждающие воды, коими пользуются все, не считая разве что хозяев "порше" и "запорожцев".
Александр БУДКИН
Вопросов, на которые предстояло ответить нашей экспертизе, предостаточно: "все ли российские "тосолы" схожи?", "чем отличаются российские от дорогих привезенных из других стран?", "все ли завезенные из других стран антифризы идиентично неплохи и неплохи ли они вообщем?" и т.д.. С той либо другой периодичностью подобные вопросы появляются практически у всей моторизованной части нашего общества. Как, вобщем, и другие. Стоит сейчас переплачивать свои кровные ради того, чтоб позже, Бог даст, сберечь на ремонте. А вдруг не даст - напрасно Энциклопедия грузовых автомобилей растрачивали?
В экспертизе было задействовано 6 охлаждающих жидкостей (дальше ОЖ): две российские - от "Агат-Авто" (фото 1) и от "Техно-21" (фото 2), две южноамериканские - от Prestone (фото 3) и от Техасо (фото 4), британская British Petroleum (фото 5) и Quaker State (фото 6). Все препараты были приобретены на рынках либо в магазинах. Цены на завезенные из других стран ОЖ колеблются в спектре 90-160 руб. за канистру, зависимо от ее объема и от того, где брать. Два российских "Тосола" и ОЖ от Техасо продаются стопроцентно готовыми к применению. Другие препараты - это концентраты, которые нужно разбавлять дистиллированной водой в определенной пропорции. Так можно получить ОЖ с разной температурой замерзания.
Невзирая на значимость таких характеристик, как температура кипения и температура замерзания, на их мы тщательно останавливаться не будем. Тут у всех ОЖ оказались близкие значения. Исключение - "Тосол" от "Техно-21", показавший температуру замерзания минус 33°С при норме минус 40°С и температуру кипения 107°С при норме 108°С. Тривиальная причина - недостающая концентрация этиленгликоля, о чем свидетельствует плотность этого продукта - 1,066 г/смз при норме 1,100-1,150 г/смз. Под понятием "норма" тут и дальше имеется в виду ГОСТ 28084-89, регламентирующий требования к ОЖ.
Основное внимание мы решили уделить сопоставлению коррозионной активности всех ОЖ по отношению к металлам и резинам, используемым в нашей стране в качестве конструкционного материала. Какие конкретно марки металлов и сорта резин следует использовать, снова же регламентирует ГОСТ 28084-89, так что особенного выбора у нас не было.
РЕЗУЛЬТАТЫ. 1-ый и важнейший вывод, который можно сделать смотря на таблицу: все испытанные ОЖ могут применяться по собственному прямому предназначению и подделкой не являются. Тут бы, кажется, и вздохнуть с облегчением, но... единственным продуктам, который стопроцентно удовлетворил требования нашего ГОСТа, оказался один из 2-ух наших же "тосолов" от "Агат-Авто". Его характеристики нередко достигали "критичной" отметки, но никогда не опустились ниже. Со всеми остальными ОЖ хоть в чем либо, но появлялись "проколы". Почему же тогда можно "вздохнуть с облегчением"? Дело в том, что даже в старенькые русские времена, невзирая на существование упомянутого тут ГОСТа, задававшего требования к абстрактной охлаждающей воды, как эталонному продукту, "тосолы" представляли собой составы, которые выпускались по своим техническим условиям (ТУ) и которые можно было использовать в качестве ОЖ. Потому даже "Тосол" от "Техно-21", "проваливший" 5 характеристик ГОСТа (включая температуры кипения и замерзания), не мог бы считаться "нехорошим", если б... на его канистре было обозначено, что ГОСТу он соответствует.
2-ой принципиальный вывод, который можно сделать, смотря на таблицу: совершенно точно утверждать, что хоть какой фирменный продукт будет заранее очень неплохим либо очень нехорошим при работе со всеми нашими конструкционными материалами, нельзя. Приятный тому пример: российский припой ПОС-35 пришелся не по душе ОЖ от Quaker State и British Petroleum. В случае с последним коррозия оказалась выше требований ГОСТа практически в 5 раз. Но в то же время данный факт не может служить основанием для полного недоверия, ведь такие же фирменные ОЖ от Prestone и Техасо (обе южноамериканские) оказали коррозионное воздействие на тот же припой вчетверо наименьшее, чем того просит наш ГОСТ. Очередной пример. Только-только упоминавшиеся хорошим словом ОЖ от Prestone и Техасо отработали с алюминием АК-62М на границе требований ГОСТа (в требования уложились), тогда как попавшая только-только в немилость ОЖ от British Petroleum отдала коррозию в два раза меньше, чем допустимо, а ОЖ от Quaker State показала в этой графе нули. Такие же нули выдал Prestone при проверке коррозии чугуна СЧ-25. Зато с резинами все без исключения препараты, и наши и не наши, отработали отлично.
Две последние строки в таблице - водородный показатель и щелочность охарактеризовывают способность ОЖ нейтрализовать действие кислот, которые могут создаваться при работе мотора. И если с водородным показателем все ОЖ "совладали", то со щелочностью - полная путаница: заниженное значение этого показателя у 3-х фирменных препаратов может навести на идея, что "у их" просто другие нормы. Но у оставшейся фирменной ОЖ этот показатель практически вдвое выше, чем у наших "тосолов", и в три с половиной раза, чем у его "коллег-иностранцев". Может быть, за границей этот показатель вообщем не нормируется?
ВЫВОДЫ. Сначала экспертизы мы определили несколько вопросов. Попробуем сейчас ответить на их. "Все ли российские "тосолы" схожи?" - нет, не все. Разница меж 2-мя приобретенными канистрами оказалась значимой. "Чем отличаются российские ОЖ от дорогих привезенных из других стран?" - даже по отношению к нашим конструкционным материалам наилучшие эталоны привезенных из других стран ОЖ, пожалуй, дадут фору наилучшим образчикам наших "тосолов", но, беря во внимание неясность с "кислотно-щелочным балансом", в этом вопросе недосказанность все таки остается. Если считать, что завышенная коррозия припоя - самое большее из зол, которые можно ждать от неких привезенных из других стран ОЖ, эти препараты окажутся в рейтинге чуток выше либо на уровне "не плохих" российских "тосолов". Во всяком случае застывают они не при минус 33°С и хотя бы по одному этому показателю уже выиграют у плохой российскей воды. Кстати, один из 2-ух наших "тосолов", выступавший в роли "отвратительного", возможно окажется не самым худшим из того, что могут сделать русские "предприниматели". Вывод: граждане, будьте бдительны!
Наша справка
"ТОСОЛ" Либо ВОДА. Еще не так давно самой всераспространенной охлаждающей жидкостью была вода. Ее основное преимущество перед ОЖ, содержащей этиленгликоль, - несколько бо'льшая теплоемкость: 4,2 кДж/кг.°С против 3,2-3,8 кДж/кг.°С (теплоемкость этиленгликоля - 2,9 кДж/кг.°С). Но есть у воды и недочеты: более низкая температура кипения, более высочайшая температура застывания, склонность к образованию накипи в охлаждающей системе.
При увеличении концентрации этиленгликоля в ОЖ с 26 до 66% температура ее замерзания понижается с -10 до -68°С, предстоящее повышение концентрации этиленгликоля до 98% приводит к увеличению температуры замерзания до -20°С (у незапятнанного этиленгликоля - 11,5°С), температура кипения стандартного "Тосола А40-М" должна быть не ниже 108°С (у незапятнанного этиленгликоля - 197°С).
Наша справка
О ТЕРМИНОЛОГИИ. Время от времени на рынках можно услышать: вам"Тосол" либо антифриз? В переводе на российский это значит: вам русскую охлаждающую жидкость либо ввезенную незамерзающую? Ведь конкретно как "незамерзающая жидкость" можно перевести надпись на канистре "Antifreeze". Этим словом "у их" принято именовать охлаждающую жидкость, хотя время от времени могут написать более непосредственно "Cooling Water" (охлаждающая жидкость), просто антифриз - это более общее понятие: то, что не леденеет. У нас препараты, применяемые в качестве охлаждающих жидкостей, именуются "тосолами". Потому педантичный торговец на рынке должен спрашивать: вам охлаждающую жидкость российского производства либо ввезенного?