ДО РАЗВОДА НЕ ДОШЛО
ДО РАЗВОДА НЕ ДОШЛО
ЭКОНОМИКА
ОПЫТ
ДО РАЗВОДА НЕ ДОШЛО
Создание СП "АвтоЗАЗ-Дэу"
на Украине ассоциировали с браком
по расчету: бедная запорожская жена вышла за богача корейца, чтоб стать светской дамой.
Леонид САПОЖНИКОВ. Фото создателя
ПОД Несчастной ЗВЕЗДОЙ
Сватались к ЗАЗу и другие, западные женихи, но только кореец готов был вложить 150 миллионов баксов в домашний бюджет (читай: в уставный фонд СП). Предки жены, сиречь украинские власти, не сомневались, что жених раскошеливается ради ее прекрасных глаз. И были неприятно удивлены, поняв в конце концов, что он не подарил эти Энциклопедия грузовых автомобилей, а тоже желает распоряжаться ими с учетом собственных интересов.
Как досадно бы это не звучало, интересы оказались принципно различными. Так как "АвтоЗАЗ" на 81 процент принадлежит государству, украинскую сторону тревожили, сначала, платежи в бюджет и занятость 18 тыщ работников. Одна внушительная киевская газета добавила третьим пт "личный энтузиазм" чиновников, дипломатически назвав это "догадкой"... "Дэу" же интересует прибыль - во-1-х, во-2-х и в-3-х.
При таком раскладе обоюдные претензии и ссоры неминуемы. Тем паче, что союз, похоже, был заключен под несчастной звездой. Грянул экономический кризис в Корее, потом - в Рф. Как следствие, резко подешевели "лады", а поставку модернизированных "таврий" на русский рынок пришлось отложить: при стоимости практически 3 тыс. баксов они там не необходимы. Ну и на рынке Украины спрос на авто СП оказался намного ниже ожидаемого: заместо 70 тыщ в прошедшем году выпустили 25, из которых продали только половину...
Дела в СП накалились до таковой степени, что председатель совета директоров Сотников и генеральный директор мистер Че стали разговаривать только в письменной форме через секретарей, хотя кабинеты - рядом. Дело быстро катилось к разводу. Представители "Дэу" востребовали отставки Сотникова, ставшего в их очах воплощением зла. Украинскому премьеру, взявшему на себя роль миротворца, пришлось согласиться. Ибо после ухода "Дэу" суровых инвесторов было бы очень тяжело приманить на Украину.
Из-под пера премьера вышло распоряжение с традиционной русской формулировкой "об укреплении управления". Правда, кем "укрепят" кресло председателя совета директоров, оставалось неясным целый месяц. Автозавод, естественно, все это время не работал - как говорится, не до того... В конце концов, в верхах из 5 претендентов избрали Олега Папашева. Чтобы не ущемлять достоинство партнеров, корейцы сделали симметричный жест: поменяли мистера Че на посту генерального директора. Итак, мир в семье восстановлен.
Навечно ЛИ?
Ответ на этот вопрос в очень большой степени находится в зависимости от властей Украины. Не так давно парламент (Верховная Рада) с подачи левых депутатов принял поправку к закону о стимулировании производства автомобилей. Сущность ее сводится к тому, что если инвестор не стопроцентно делает обязательства, он должен компенсировать все налоговые льготы, которые были ему предоставлены. Звучит прекрасно, но на поверку - это ловушка для инвестора. Ведь в СНГ, где от обязанностей просто отрешаются даже на муниципальном уровне, бизнесмен чуть ли способен обязательно их делать. Поправка принята пока в первом чтении, но если дело пойдет далее, интернационального скандала не избежать.
Кабинет министров не ставит СП палки в колеса, и уже за это спасибо. Но часто в его решениях, как в русские времена, идейные предрассудки довлеют над экономикой. Компания "Дэу" обязалась в течение 10 лет не вывозить за границу прибыль СП, а реинвестировать ее тут, на месте, в развитие производства. В чем все-таки тогда энтузиазм "Дэу"? В правительстве, похоже, не задавались таким вопросом. И уж подавно не готовы уважать этот энтузиазм, как принято у цивилизованных партнеров. Различное, привыкшие к кредитам МВФ, склонны рассматривать корейские инвестиции как еще одну "халяву". Но корейцы никак не благотворители. Компания желает сделать на Украине бессчетные предприятия-смежники "АвтоЗАЗ-Дэу". Поставит оборудование, создаст рабочие места - дайте только площади, которые все равно пустуют. И каждый получит свое: бюджет - платежи, СП - высококачественные и сравнимо дешевенькие комплектующие, рабочие - заработную плату. А "Дэу", естественно, прибыль - но это звучит для тех, в ком бродит древняя идейная закваска, кощунственно. 1-ое же конкретное предложение о производстве стартеров было отвергнуто.
Очередной предрассудок либо, если угодно, миф касается российских поставщиков. Принято веровать, что их продукция дешевле. Но это, вообщем говоря, не так. Технологи "АвтоЗАЗа" поведали, что если штамповать элементы кузова из холоднокатаного листа "Запорожстали", до 40% уйдет в брак. Из листа Новолипецкого металлургического комбината - 20%. И в конечном итоге самым дешевеньким оказывается ввезенный лист из словацкого городка Кошице...
Перспектива СП почти во всем зависит, естественно, и от него самого. На данную тему я поговорил с новым председателем совета директоров.
ОПРОВЕРГНУТЬ КИПЛИНГА
- Киплинг произнес: Запад есть Запад, Восток есть Восток, и совместно им не сойтись. В вашем лице, Олег Хайруллович, СП получило шанс опровергнуть это. Упрощают ли вам восточные гены взаимопонимание с корейцами?
- Не исключено. Но отыскивать общий язык принуждает сначала работа.
- Какую ошибку проекта вы желали бы поправить, если можно было бы возвратиться на несколько лет вспять?
- Мы очень оптимистично составили бизнес-план и вкладывательную программку. Поступили по социалистическому принципу: выдали хотимое за действительное. И не учли принципиальных причин, уменьшающих реальный спрос. Стиль СП омрачен нехорошим качеством "таврий" последних лет выпуска. Потребители не убеждены в том, что "Дэу" пришла сюда навечно, а означает, будут сервис и запчасти... На данный момент мы должны стараться вселить в людей такую уверенность, а для этого нужно сначала сделать нормальную дилерскую сеть.
- В прошедшем году авто парк Украины вырос на 270 тыщ. Толика вашего СП - около 5 процентов. Зато "лады" составили более половины. Означает ли это, что вазовские дилеры - ваш основной соперник на украинском рынке?
- Числа молвят, что сейчас - да. Но "очень забавные" цены русских автомобилей - это временно. И позже, дилеры ведь очень различные. С официальными, работающими открыто, по-европейски, мы отлично ладим и не сделали против их ни 1-го шага. Они делают нормальную конкурентную среду. Вредны так именуемые сероватые дилеры, ввозящие старые машины в обход законов.
- Сколько машин даст завод в 2000 году?
- Сделать можем 100 тыщ. А сколько создадим - обусловит спрос.
- Не считая "Таврии", как и раньше будете выпускать "Ланос", "Нубиру" и "Леганзу"?
- В сегодняшней ситуации правильно - одну из этих 3-х. Какую конкретно, пока не готов ответить.
- Откажетесь ли, в конце концов, от "отверточной" сборки?
- В 2000 году хотят ввести у себя сварку и расцветку кузовов корейских машин.
- Будут ли посреди упомянутых 100 тыщ "опели"?
- Полностью возможно. Непременное роль компании "Опель" - одно из критерий украинской стороны, поставленных перед "Дэу" в самом начале. "Опель" хочет сделать у нас мощности для мелкоузловой сборки 15 тыщ машин в год с возможностью роста до 25 тыщ. Идет речь о новейшей "Астре". 1-ая должна быть выпущена через девять месяцев после подписания соглашения. Оно еще не подписано: "Опель", естественно, желает придти на размеренно работающее предприятие.
... Перед отъездом из Запорожья вызнал свежайшую новость: корейцы уже не укладывают чемоданы, а, напротив, вызвали к для себя жен. Означает, заинтересованы в Украине, хоть ее, как и Россию, разумом не осознать. Научится ли она осознавать саму себя - куда идет, чего желает? Не дает ответа...
Для справки:
Олегу Хайрулловичу Папашеву 48 лет. Родился на Львовщине в семье доктора. Отец - казах, мама - украинка. Закончил Запорожский машиностроительный институт. На автозаводе - ровно четверть века. Начал с разработки "Таврии" в роли рядового конструктора, с 1991 года - главный конструктор "АвтоЗАЗа". Уже сначала
80-х слыл на заводе основным поборником компьютеризации. Перед тем, как стать в СП первым лицом, был заместителем технического директора.
ЭКОНОМИКА
ОПЫТ
ДО РАЗВОДА НЕ ДОШЛО
Создание СП "АвтоЗАЗ-Дэу"
на Украине ассоциировали с браком
по расчету: бедная запорожская жена вышла за богача корейца, чтоб стать светской дамой.
Леонид САПОЖНИКОВ. Фото создателя
ПОД Несчастной ЗВЕЗДОЙ
Сватались к ЗАЗу и другие, западные женихи, но только кореец готов был вложить 150 миллионов баксов в домашний бюджет (читай: в уставный фонд СП). Предки жены, сиречь украинские власти, не сомневались, что жених раскошеливается ради ее прекрасных глаз. И были неприятно удивлены, поняв в конце концов, что он не подарил эти Энциклопедия грузовых автомобилей, а тоже желает распоряжаться ими с учетом собственных интересов.
Как досадно бы это не звучало, интересы оказались принципно различными. Так как "АвтоЗАЗ" на 81 процент принадлежит государству, украинскую сторону тревожили, сначала, платежи в бюджет и занятость 18 тыщ работников. Одна внушительная киевская газета добавила третьим пт "личный энтузиазм" чиновников, дипломатически назвав это "догадкой"... "Дэу" же интересует прибыль - во-1-х, во-2-х и в-3-х.
При таком раскладе обоюдные претензии и ссоры неминуемы. Тем паче, что союз, похоже, был заключен под несчастной звездой. Грянул экономический кризис в Корее, потом - в Рф. Как следствие, резко подешевели "лады", а поставку модернизированных "таврий" на русский рынок пришлось отложить: при стоимости практически 3 тыс. баксов они там не необходимы. Ну и на рынке Украины спрос на авто СП оказался намного ниже ожидаемого: заместо 70 тыщ в прошедшем году выпустили 25, из которых продали только половину...
Дела в СП накалились до таковой степени, что председатель совета директоров Сотников и генеральный директор мистер Че стали разговаривать только в письменной форме через секретарей, хотя кабинеты - рядом. Дело быстро катилось к разводу. Представители "Дэу" востребовали отставки Сотникова, ставшего в их очах воплощением зла. Украинскому премьеру, взявшему на себя роль миротворца, пришлось согласиться. Ибо после ухода "Дэу" суровых инвесторов было бы очень тяжело приманить на Украину.
Из-под пера премьера вышло распоряжение с традиционной русской формулировкой "об укреплении управления". Правда, кем "укрепят" кресло председателя совета директоров, оставалось неясным целый месяц. Автозавод, естественно, все это время не работал - как говорится, не до того... В конце концов, в верхах из 5 претендентов избрали Олега Папашева. Чтобы не ущемлять достоинство партнеров, корейцы сделали симметричный жест: поменяли мистера Че на посту генерального директора. Итак, мир в семье восстановлен.
Навечно ЛИ?
Ответ на этот вопрос в очень большой степени находится в зависимости от властей Украины. Не так давно парламент (Верховная Рада) с подачи левых депутатов принял поправку к закону о стимулировании производства автомобилей. Сущность ее сводится к тому, что если инвестор не стопроцентно делает обязательства, он должен компенсировать все налоговые льготы, которые были ему предоставлены. Звучит прекрасно, но на поверку - это ловушка для инвестора. Ведь в СНГ, где от обязанностей просто отрешаются даже на муниципальном уровне, бизнесмен чуть ли способен обязательно их делать. Поправка принята пока в первом чтении, но если дело пойдет далее, интернационального скандала не избежать.
Кабинет министров не ставит СП палки в колеса, и уже за это спасибо. Но часто в его решениях, как в русские времена, идейные предрассудки довлеют над экономикой. Компания "Дэу" обязалась в течение 10 лет не вывозить за границу прибыль СП, а реинвестировать ее тут, на месте, в развитие производства. В чем все-таки тогда энтузиазм "Дэу"? В правительстве, похоже, не задавались таким вопросом. И уж подавно не готовы уважать этот энтузиазм, как принято у цивилизованных партнеров. Различное, привыкшие к кредитам МВФ, склонны рассматривать корейские инвестиции как еще одну "халяву". Но корейцы никак не благотворители. Компания желает сделать на Украине бессчетные предприятия-смежники "АвтоЗАЗ-Дэу". Поставит оборудование, создаст рабочие места - дайте только площади, которые все равно пустуют. И каждый получит свое: бюджет - платежи, СП - высококачественные и сравнимо дешевенькие комплектующие, рабочие - заработную плату. А "Дэу", естественно, прибыль - но это звучит для тех, в ком бродит древняя идейная закваска, кощунственно. 1-ое же конкретное предложение о производстве стартеров было отвергнуто.
Очередной предрассудок либо, если угодно, миф касается российских поставщиков. Принято веровать, что их продукция дешевле. Но это, вообщем говоря, не так. Технологи "АвтоЗАЗа" поведали, что если штамповать элементы кузова из холоднокатаного листа "Запорожстали", до 40% уйдет в брак. Из листа Новолипецкого металлургического комбината - 20%. И в конечном итоге самым дешевеньким оказывается ввезенный лист из словацкого городка Кошице...
Перспектива СП почти во всем зависит, естественно, и от него самого. На данную тему я поговорил с новым председателем совета директоров.
ОПРОВЕРГНУТЬ КИПЛИНГА
- Киплинг произнес: Запад есть Запад, Восток есть Восток, и совместно им не сойтись. В вашем лице, Олег Хайруллович, СП получило шанс опровергнуть это. Упрощают ли вам восточные гены взаимопонимание с корейцами?
- Не исключено. Но отыскивать общий язык принуждает сначала работа.
- Какую ошибку проекта вы желали бы поправить, если можно было бы возвратиться на несколько лет вспять?
- Мы очень оптимистично составили бизнес-план и вкладывательную программку. Поступили по социалистическому принципу: выдали хотимое за действительное. И не учли принципиальных причин, уменьшающих реальный спрос. Стиль СП омрачен нехорошим качеством "таврий" последних лет выпуска. Потребители не убеждены в том, что "Дэу" пришла сюда навечно, а означает, будут сервис и запчасти... На данный момент мы должны стараться вселить в людей такую уверенность, а для этого нужно сначала сделать нормальную дилерскую сеть.
- В прошедшем году авто парк Украины вырос на 270 тыщ. Толика вашего СП - около 5 процентов. Зато "лады" составили более половины. Означает ли это, что вазовские дилеры - ваш основной соперник на украинском рынке?
- Числа молвят, что сейчас - да. Но "очень забавные" цены русских автомобилей - это временно. И позже, дилеры ведь очень различные. С официальными, работающими открыто, по-европейски, мы отлично ладим и не сделали против их ни 1-го шага. Они делают нормальную конкурентную среду. Вредны так именуемые сероватые дилеры, ввозящие старые машины в обход законов.
- Сколько машин даст завод в 2000 году?
- Сделать можем 100 тыщ. А сколько создадим - обусловит спрос.
- Не считая "Таврии", как и раньше будете выпускать "Ланос", "Нубиру" и "Леганзу"?
- В сегодняшней ситуации правильно - одну из этих 3-х. Какую конкретно, пока не готов ответить.
- Откажетесь ли, в конце концов, от "отверточной" сборки?
- В 2000 году хотят ввести у себя сварку и расцветку кузовов корейских машин.
- Будут ли посреди упомянутых 100 тыщ "опели"?
- Полностью возможно. Непременное роль компании "Опель" - одно из критерий украинской стороны, поставленных перед "Дэу" в самом начале. "Опель" хочет сделать у нас мощности для мелкоузловой сборки 15 тыщ машин в год с возможностью роста до 25 тыщ. Идет речь о новейшей "Астре". 1-ая должна быть выпущена через девять месяцев после подписания соглашения. Оно еще не подписано: "Опель", естественно, желает придти на размеренно работающее предприятие.
... Перед отъездом из Запорожья вызнал свежайшую новость: корейцы уже не укладывают чемоданы, а, напротив, вызвали к для себя жен. Означает, заинтересованы в Украине, хоть ее, как и Россию, разумом не осознать. Научится ли она осознавать саму себя - куда идет, чего желает? Не дает ответа...
Для справки:
Олегу Хайрулловичу Папашеву 48 лет. Родился на Львовщине в семье доктора. Отец - казах, мама - украинка. Закончил Запорожский машиностроительный институт. На автозаводе - ровно четверть века. Начал с разработки "Таврии" в роли рядового конструктора, с 1991 года - главный конструктор "АвтоЗАЗа". Уже сначала
80-х слыл на заводе основным поборником компьютеризации. Перед тем, как стать в СП первым лицом, был заместителем технического директора.