СВЕТИТЬ - КУДА?
СВЕТИТЬ - КУДА?
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
СВЕТИТЬ - КУДА?
Фары в мгле возможно окажутся не только лишь ассистентами.
Александр БУДКИН.
Фото Александра Барабанова и Александра Полунина
Обилие, как мы удостоверились, имеет и оборотную сторону: в магазинах много копеечных авто ламп неведомого производства. Означает, кто-то их покупает. Часто, чтоб доступная лампочка отлично светила, берут помощнее, хотя понятно, что это запрещено. Не все, правда, знают, что даже очень мощная подделка будет освещать дорогу ужаснее, чем высококачественное изделие стандартной мощности. Доказательство этому мы получили, подвергнув экспертизе несколько ламп Н4 с разной родословной.
ПОЧЕМ ЛАМПОЧКИ?
Разброс цен в магазинах и на рынках на лампы Н4 оказался более чем десятикратным. Самая дорогая - престижная лампа Super Blue (фото 3) с клеймом General Electric в одном месте и Tungsram в другом (2-ая компания принадлежит первой) - обошлась нам в 280 рублей. Большая часть этих средств, как видно, заплачена за голубоватый колер, схожий на свет дорогих газоразрядных ламп D1. Но по светотехническим чертам меж ними пропасть.
Примечание. При иных равных критериях человек идеальнее всего лицезреет дорогу при смещении плотности светового потока в желтоватую часть диапазона. Недаром противотуманки либо противотуманные очки нередко делают конкретно желтоватыми. Голубий свет при схожей освещенности действует ужаснее. Современные газоразрядные лампы класса D1, которые ставят на дорогие иномарки, освещают дорогу лучше, но не от того, что они "голубые": у этих ламп существенно выше светоотдача. Используют такие лампы лишь на машинах с автоматическими корректорами светового пучка.
Самый дешевенький эталон - лампочка в темной коробке с надписью General Light (фото 5) стандартной мощности 60/55 Вт. За эту дали 25 рублей. Еще три схожих шедевра неведомого происхождения с надписями типа "японское качество" уложились в 30-40 руб. Это лампы завышенной мощности Super Light 100/90 Вт (фото 6), Meek Light 130/90 Вт (фото 7) и General Light 200/80 Вт (фото 8) - да-да, есть и такие! Мощность в этом случае показывает не на световой поток, а на потребление электроэнергии.
Примечание. Действующие Правила ЕЭК ООН и приведенные в соответствие с ними российские эталоны не допускают внедрение ламп Н4 завышенной мощности. Другими словами лампы 60/55 Вт использовать можно, а вот 100/90 и т. д. - уже нет. И все таки их делают, в том числе известные компании. Приятный пример - лампа Tungsram 140/100 Вт с неплохими показателями светораспределения (не считая, естественно, ослепления встречных водителей). Такие лампы можно использовать на Подвескаивных автомобилях, но не на дорогах общего использования. На их нет значка европейской омологации - буковкы "Е" с цифрой, обозначающей код страны.
В средней ценовой группе лампы достаточно узнаваемых производителей: Osram 60/55 Вт за 70 руб. (фото 2), Philips 60/55 Вт за 115 руб. (фото 1) и Tungsram завышенной мощности 140/100 Вт за 80 руб. (фото 4). Последнюю использовать в автомобиле нельзя, а сопоставить с сильными, но дешевенькими лампами неведомого производства интересно. Ламп H4 российского производства в продаже отыскать не удалось.
НЕ ПРОДЕШЕВИТЕ!
Свойства головного освещения автомобиля определяются сначала светораспределением в режиме близкого света - тут больше всего сложностей (см. рис.). Наибольший световой поток должен быть ориентирован на дорогу (точки 75R и 50R на схеме), а малый - в глаза встречному водителю (точка B50L на схеме). Естественно, рассредотачиванием света в главном управляет рассеиватель, но его свойства точно согласуются с установкой нити накала в лампе, расположением в ней экрана и т. д. Потому, имея эталонный рассеиватель, просто сопоставить вместе несколько различных ламп. Эту работу по нашей просьбе сделали спецы НИИАвтоэлектроники.
Результаты, приведенные в таблице, сладкоречиво молвят о способностях попавших на тест образцов. Четыре последних наглядно показывают беспомощности дешевенькой лампочки. Три из их вообщем не дают светотеневой границы как такой. А даже самая наилучшая из горе-лампочек (General Light 60/55 Вт) освещает дорогу в режиме близкого света в 3-5 раз ужаснее, чем доброкачественные изделия. Худшая - Super Light 100/90 Вт - светит в лицо встречному водителю посильнее (!), чем на дорогу (точки В50L и 75R соответственно). Освещенность в точке ослепления при всем этом более чем в 7 раз превосходит допустимый предел, а на дорогу света попадает в 4 раза меньше, чем просит эталон, и в 7-9 раз меньше, чем от качественных ламп, хотя и не таких массивных. Даже в режиме далекого света, в каком требования к светораспределению наименее жесткие, доступная 130-ваттная лампа освещает дорогу в 2-3 раза ужаснее фирменной 60-ваттной. Кульминацией опыта стал выход из строя самой сильной лампы - у нее перегорела 200-ваттная нить далекого света.
Послесловие
После знакомства с плодами экспертизы охото снова спросить: как можно продавать лампы, сертификат на которые на теоретическом уровне нереально получить легитимным методом? Как можно не осознавать, что ослепление встречных водителей не обеспечивает безопасности, даже если вам кажется, что вы лучше видите дорогу? Но с другой стороны, ни одна из ламп - даже "высококачественных" - не смогла стопроцентно уложиться в эталон (с учетом 20-процентного допуска на серийную продукцию). Спецы представили, что в нашу страну поставляется в большей степени некондиция, направленная на страны третьего мира. Может быть, мы еще не готовы платить за кондиционную фирменную продукцию?..
№1 Philips
Производитель: Германия
Мощность: 60/55 Вт
Стоимость: 115 руб.
Не самая щадящая для встречных водителей; 2-ая посреди ламп стандартной мощности по ближнему свету; наилучшая посреди стандартных по далекому свету.
№2 Osram
Производитель: Германия
Мощность: 60/55 Вт
Стоимость: 70 руб.
2-ая посреди ламп стандартной мощности по далекому свету; 3-я по ближнему; щадит встречных водителей; самая доступная из фирменных.
№3 Super Blue
Производитель: Tungsram, Венгрия
Мощность: 60/55 Вт
Стоимость: 280 руб.
Наилучший ближний свет при отсутствии тумана, дождика либо снегопада; уступает фаворитам по далекому свету; самая дорогая.
№4 Tungsram
Производитель: Венгрия
Мощность: 140/100 Вт
Стоимость: 80 руб.
Фаворит по обобщенной оценке работы в режимах близкого и далекого света; бесчеловечно слепит встречных водителей; запрещено использовать на дорогах общего использования.
№7 Meek Light
Производитель: не указан
Мощность: 130/90 Вт
Стоимость: 37 руб.
Посреди худших ламп - жесткий середняк; нехороший далекий свет; рекордное ослепление встречных; к эксплуатации запрещена.
№8 General Light
Производитель: не указан
Мощность: 200/80 Вт
Стоимость: 35 руб.
Очень слепит встречных; очень нехороший ближний свет; нить далекого света перегорела; к эксплуатации запрещена.
№5 General Light
Производитель: не указан
Мощность: 60/55 Вт
Стоимость: 25 руб.
Не делает фактически
ни 1-го норматива;
слепит встречных; наилучшая из дешевеньких подделок.
№6 Super Light
Производитель: не указан
Мощность: 100/90 Вт
Стоимость: 30 руб.
Светит в лицо встречным водителям посильнее, чем на дорогу; полный провал по всем характеристикам; худшая из всех ламп; к эксплуатации запрещена.
Наша справка
ВСЕ СОВРЕМЕННЫЕ ЛАМПЫ должны владеть защитой от уф-излучения. Это принципиально для иномарок с пластмассовыми рассеивателями. У российских автомобилей стеклянные рассеиватели, задерживающие ультрафиолетовые лучи, потому данное требование к лампам тут наименее животрепещуще.
1-ое условие, предъявляемое к характеристике светораспределения, - наличие очевидной светотеневой границы. 2-ое - значение освещенности более чем в 20 контрольных точках. На схеме показаны четыре более принципиальные из их.
Для серийной продукции допускается 20-процентное отклонение от записанной в Правилах ЕЭК ООН величины. Освещенность в режиме далекого света определяют 2-мя способами: застыл с лампой, оптимизированной под ближний свет и наивысшую освещенность в режиме далекого света.