ЗА-РЯ-ЖАЙ!
ЗА-РЯ-ЖАЙ!
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ЗА-РЯ-ЖАЙ!
На нашем тесте - автоматические зарядные устройства.
Миша КОЛОДОЧКИН
Если вы помногу мотаетесь на собственной "старушке" по городку, в особенности прохладной зимой, то всякий раз к вечеру аккумулятор будет малость "подсаживаться", а через неделю-другую и совсем откажется крутить прохладный стартер... Чтоб этого не вышло, батарею необходимо временами заряжать.
Знатоки "аккумуляторного" дела автоматикой фактически не пользуются - они без помощи других устанавливают подходящий ток заряда, держут под контролем плотность электролита и его температуру, смотрят за напряжением на клеммах батареи. Обычному обладателю подобные премудрости неизвестны - ему бы "просто зарядить" подсевший аккумулятор, не вдаваясь в физику процесса. Потому из обилия зарядных устройств он-то наверное изберет "автомат" - пусть, дескать, электроника соображает. Попробуем оценить, как отлично она с этим совладевает.
"Портреты" 3-х участников экспертизы и короткие анкетные данные приведены в таблице. 1-ые воспоминания таковы: минчанин - самый "дубовый", тот, что важничает японскими корнями - самый прекрасный, петербуржец - самый малогабаритный. Отметим, что белорус и россиянин снабжены подробными инструкциями с указаниями технических черт.
ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ
Употребляют несколько главных методов заряда аккумуляторных батарей - при неизменном токе, при неизменном напряжении, заряд ступенчатым током и комбинированный заряд (см. рис.). Средняя величина тока при верно избранном значении напряжения численно должна составлять приблизительно 0,1 от емкости батареи - для аккума на 55 А.ч это около 5,5 А. Зарядка считается завершенной, когда плотность электролита добивается определенной величины - см. табл. В обслуживаемых батареях косвенным признаком окончания зарядки считается обильное газовыделение ("кипение" электролита). Заметим, что напряжение на клеммах аккума при всем этом может достигать 15,5-16 В. После отключения зарядного устройства это напряжение падает на несколько вольт.
1-ое задание было легким - зарядить аккумулятор 6СТ-55А1, плотность электролита в каком составляла 1,23 г/смз, а напряжение на клеммах - 12,5 В. (Батареи ставились на подзаряд после заливки электролита плотностью 1,27 г/смз и часовой пропитки.) Схожая работа на проф оборудовании при зарядке неизменным током 5,5 А занимает приблизительно 4 часа.
С первых же минут стало ясно, что уход в мастера нашим участникам не угрожает - ожидаемый средний ток они выдать не смогли. "Минчанин" начал работу с рубежа 4,5 А, но уже через час погрузился на отметку 3,3 А. "Петербуржец" стартовал еще скромнее - с 2,3 А, а через час "снизился" до 1,8 А. "Супер" оказался совсем рахитом - исходный ток 1,85 А через час свалился до 1,5 А. Что ж, если даже стартовые токи такие низкие, то откуда взяться приличному среднему току? Недаром аннотация к "Сонару" советует при зарядке массивных батарей подключать несколько зарядных устройств параллельно...
Понятно, что при таких темпах зарядка растянется на несколько суток. В особенности огорчил красавчик "Компус", но, может быть, ему просто не приглянулась русская батарея? Повторяем опыт с "подсевшими" батареями "Баннер" и "Фаворит" - нет, больше 2 А не выдавить. Неподалеку удрал и питерский "Сонар" - даже в стопроцентно разряженную батарею "Варта" он подал ток всего 3,5 А, при этом уже через полчаса уменьшил его в три раза. Еще через некое время прибор внезапно растерял к батарее всякий энтузиазм и отключился...
После схожих неудач перспективу получить зачет по итогам стажировки сохранил только "минчанин" - его приличные габариты и хороший исходный ток внушали некий оптимизм. Но для этого предстояло сделать "неосуществимое" - зарядить глубоко разряженную батарею А41670 "Америкен" (плотность - ниже 1,1 г/смз, напряжение - 10,7 В). О времени речь уже не шла - ожидали только результата. Через 12 часов, достигнув плотности 1,225 г/смз, "белорус" посчитал задачку выполненной и закончил зарядку. Заряженность батареи составила 70-75%. Хорошо, сойдет - заработал "удовлетворительно".
Подводим неутешительные итоги. Слабые "автоматы" типа "Сонар" и "Компус Супер" больше напоминают игрушки, ежели суровые приборы. Очень разряженные батареи им не по зубам - нужна посильная помощь "белоруса". А проще всего не страдать и отнести севшую батарею в мастерскую - стремительно и дешево.
Редакция благодарит аккумуляторную лабораторию при НИИАЭ за помощь
в подготовке статьи.
Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-4,5ХЛ3.1. Изготовитель - минский электротехнический завод им. В. И. Козлова
Зарядное устройство для аккума COMPUS SUPER 4 А. Артикул 945-912. Разработчик - Япония.
Изготовитель - компания "Прайм Электрик"
Устройство зарядное СОНАР УЗ 2.201. Изготовитель - ТОО "Деметра", Санкт-Петербург
Разные методы заряда аккумуляторных батарей: а - при неизменном токе; б - при неизменном напряжении; в - ступенчатым током; г - комбинированный заряд.
Наш совет
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ - рекомендация проф "аккумуляторщиков". Приобретая новый, заправленный электролитом аккумулятор, не смущяйтесь инспектировать его по всем статьям. Сперва сдерите с него защитную упаковочную пленку, какой бы прекрасной она ни была, и удостоверьтесь, что корпус не поврежден - такое случается достаточно нередко. Потом попросите торговца измерить плотность электролита - она не должна быть ниже номинальной более чем на 0,02 г/смз, что соответствует приблизительно 80-процентной заряженности батареи. Последнюю проверку следует провести с нагрузочной вилкой - ее вольтметр должен показать 12,5-12,9 В при отключенной нагрузке, а при включенной - не опускаться в течение 10 секунд ниже 11 В. Такую батарею можно смело ставить под капот, позабыв на долгое время про зарядные устройства... Счастливого пути!
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ЗА-РЯ-ЖАЙ!
На нашем тесте - автоматические зарядные устройства.
Миша КОЛОДОЧКИН
Если вы помногу мотаетесь на собственной "старушке" по городку, в особенности прохладной зимой, то всякий раз к вечеру аккумулятор будет малость "подсаживаться", а через неделю-другую и совсем откажется крутить прохладный стартер... Чтоб этого не вышло, батарею необходимо временами заряжать.
Знатоки "аккумуляторного" дела автоматикой фактически не пользуются - они без помощи других устанавливают подходящий ток заряда, держут под контролем плотность электролита и его температуру, смотрят за напряжением на клеммах батареи. Обычному обладателю подобные премудрости неизвестны - ему бы "просто зарядить" подсевший аккумулятор, не вдаваясь в физику процесса. Потому из обилия зарядных устройств он-то наверное изберет "автомат" - пусть, дескать, электроника соображает. Попробуем оценить, как отлично она с этим совладевает.
"Портреты" 3-х участников экспертизы и короткие анкетные данные приведены в таблице. 1-ые воспоминания таковы: минчанин - самый "дубовый", тот, что важничает японскими корнями - самый прекрасный, петербуржец - самый малогабаритный. Отметим, что белорус и россиянин снабжены подробными инструкциями с указаниями технических черт.
ВСПОМНИМ ТЕОРИЮ
Употребляют несколько главных методов заряда аккумуляторных батарей - при неизменном токе, при неизменном напряжении, заряд ступенчатым током и комбинированный заряд (см. рис.). Средняя величина тока при верно избранном значении напряжения численно должна составлять приблизительно 0,1 от емкости батареи - для аккума на 55 А.ч это около 5,5 А. Зарядка считается завершенной, когда плотность электролита добивается определенной величины - см. табл. В обслуживаемых батареях косвенным признаком окончания зарядки считается обильное газовыделение ("кипение" электролита). Заметим, что напряжение на клеммах аккума при всем этом может достигать 15,5-16 В. После отключения зарядного устройства это напряжение падает на несколько вольт.
1-ое задание было легким - зарядить аккумулятор 6СТ-55А1, плотность электролита в каком составляла 1,23 г/смз, а напряжение на клеммах - 12,5 В. (Батареи ставились на подзаряд после заливки электролита плотностью 1,27 г/смз и часовой пропитки.) Схожая работа на проф оборудовании при зарядке неизменным током 5,5 А занимает приблизительно 4 часа.
С первых же минут стало ясно, что уход в мастера нашим участникам не угрожает - ожидаемый средний ток они выдать не смогли. "Минчанин" начал работу с рубежа 4,5 А, но уже через час погрузился на отметку 3,3 А. "Петербуржец" стартовал еще скромнее - с 2,3 А, а через час "снизился" до 1,8 А. "Супер" оказался совсем рахитом - исходный ток 1,85 А через час свалился до 1,5 А. Что ж, если даже стартовые токи такие низкие, то откуда взяться приличному среднему току? Недаром аннотация к "Сонару" советует при зарядке массивных батарей подключать несколько зарядных устройств параллельно...
Понятно, что при таких темпах зарядка растянется на несколько суток. В особенности огорчил красавчик "Компус", но, может быть, ему просто не приглянулась русская батарея? Повторяем опыт с "подсевшими" батареями "Баннер" и "Фаворит" - нет, больше 2 А не выдавить. Неподалеку удрал и питерский "Сонар" - даже в стопроцентно разряженную батарею "Варта" он подал ток всего 3,5 А, при этом уже через полчаса уменьшил его в три раза. Еще через некое время прибор внезапно растерял к батарее всякий энтузиазм и отключился...
После схожих неудач перспективу получить зачет по итогам стажировки сохранил только "минчанин" - его приличные габариты и хороший исходный ток внушали некий оптимизм. Но для этого предстояло сделать "неосуществимое" - зарядить глубоко разряженную батарею А41670 "Америкен" (плотность - ниже 1,1 г/смз, напряжение - 10,7 В). О времени речь уже не шла - ожидали только результата. Через 12 часов, достигнув плотности 1,225 г/смз, "белорус" посчитал задачку выполненной и закончил зарядку. Заряженность батареи составила 70-75%. Хорошо, сойдет - заработал "удовлетворительно".
Подводим неутешительные итоги. Слабые "автоматы" типа "Сонар" и "Компус Супер" больше напоминают игрушки, ежели суровые приборы. Очень разряженные батареи им не по зубам - нужна посильная помощь "белоруса". А проще всего не страдать и отнести севшую батарею в мастерскую - стремительно и дешево.
Редакция благодарит аккумуляторную лабораторию при НИИАЭ за помощь
в подготовке статьи.
Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-4,5ХЛ3.1. Изготовитель - минский электротехнический завод им. В. И. Козлова
Зарядное устройство для аккума COMPUS SUPER 4 А. Артикул 945-912. Разработчик - Япония.
Изготовитель - компания "Прайм Электрик"
Устройство зарядное СОНАР УЗ 2.201. Изготовитель - ТОО "Деметра", Санкт-Петербург
Разные методы заряда аккумуляторных батарей: а - при неизменном токе; б - при неизменном напряжении; в - ступенчатым током; г - комбинированный заряд.
Наш совет
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ - рекомендация проф "аккумуляторщиков". Приобретая новый, заправленный электролитом аккумулятор, не смущяйтесь инспектировать его по всем статьям. Сперва сдерите с него защитную упаковочную пленку, какой бы прекрасной она ни была, и удостоверьтесь, что корпус не поврежден - такое случается достаточно нередко. Потом попросите торговца измерить плотность электролита - она не должна быть ниже номинальной более чем на 0,02 г/смз, что соответствует приблизительно 80-процентной заряженности батареи. Последнюю проверку следует провести с нагрузочной вилкой - ее вольтметр должен показать 12,5-12,9 В при отключенной нагрузке, а при включенной - не опускаться в течение 10 секунд ниже 11 В. Такую батарею можно смело ставить под капот, позабыв на долгое время про зарядные устройства... Счастливого пути!