ПОШЕВЕЛИВАЙ ВАЛ
ПОШЕВЕЛИВАЙ ВАЛ
РЫНОК
У ПРИЛАВКА
ПОШЕВЕЛИВАЙ ВАЛ
Сейчас пройдемся повдоль рыночных прилавков с деталями управляющего управления: от баранок до шарниров.
Максим САЧКОВ
Но, одних рулей сколько... У вас, наверняка, для хоть какого автомобиля найдется?
Практически для хоть какого из российских. Вот баранки "жигулей" и "нив" - обеспеченный выбор, не так ли? При этом все взаимозаменяемы. На первом месте по популярности - самый современный руль для VAZ 21213, дальше "седьмые" и "пятые". Желающим сберечь и почитателям старины можем предложить архаичные "копеечный" и "трешечный". Такие тонкие и жесткие управляющие колеса стояли на первых "жигулях" и "нивах", до недавнешнего времени правили "шестерками". Из привезенных из других стран - например, турецкие рули либо итальянской компании "Нарди" (ЗР, 1997, № 11). Какой вам: кожаный либо древесный?
Продукт для переднеприводных автомобилей ВАЗ - на отдельной витрине. Вот рули для "самар", такие же стояли на первых VAZ 2110. Скоро "юному растущему организму" сделали свой руль, взаимозаменяемый с предшественником. Кроме российских производителей, рули для переднеприводных моделей делают итальянцы. "Жигулевские штурвалы" на эти машины не подходят. Зато руль от "Самары" годится для Izh 2126.
К слову, если отважтесь на покупку нештатного руля, потребуйте у торговца сертификат. "Руль" должен быть не только лишь комфортным и прекрасным, да и неопасным.
Из "москвичовского" продукта - только "родной" для "Москвича-2141" и "Святогора".
Смотрим далее - руль для GAZ 3102, который, кстати, перешел и на более поздние модели 24-10 и 31029. У новейшей "Волги" GAZ 3110 - руль уникальный, пухленький, под подушку безопасности (пока, правда, без такой) - стопроцентно взаимозаменяемый с прошлыми.
Купил для "семерки" управляющую колонку, оказалась - не та...
Разумеется, вы взяли деталь для традиционных моделей первых выпусков. Различают два варианта "жигулевских" колонок: "копеечный" - для VAZ 2101, 2102, 2103, 2106 и "5-ый" - для других машин. У первой группы вал управляющего управления - цельный, у 2-ой состоит из 2-ух частей (управляющий плюс карданный). Соответственно, различные и крепления (еще их именуют бинокли): для VAZ 2101 - с недлинной трубкой, для VAZ 2105 - с длинноватой.
"Нивы" взяли в долг управляющий вал и кронштейн у "пятерки", хотя "карданчик" собственный.
Перебегаем к переднеприводным. На VAZ 2110 управляющая колонка - в духе времени и, в отличие от "самар", регулируемая. Соответственно, деталей больше, управляющие валы и крепления "восьмого" и "десятого" семейств различные.
У "Оки", кроме мелочи (к примеру, подшипника управляющего вала 2108-3401120), также сплошь уникальные Ремонт и эксплуатация.
"Москвичи": у управляющего управления "четыреста двенадцатого", следующих заднеприводных моделей нет ничего общего с "40 первым". Все запчасти и тем паче узлы собственные для каждого семейства, невзаимозаменяемые.
А на ограниченной "Волге", наверняка, ничего не спутаешь?
Не угадали - конструкция, пусть беспринципно, изменялась. На GAZ 24 - "родная" управляющая колонка со своими комплектующими. А вот узел последующего поколения, от GAZ 24-10, который перешел на "20 девятую". В его базе - конструкция GAZ 3102. Колонки в сборе невзаимозаменяемы, но многие Ремонт и эксплуатация схожи. Последняя "Волга" - GAZ 3110 - поначалу получила управляющую колонку, ничем не отличавшуюся от предшествующей. Потом появился новый узел с карданным шарниром заместо эластичной муфты.
Еще на ступень вниз - управляющий механизм...
... который может быть червячным и реечным (подробнее - ЗР, 1995, № 11). 1-ый тип устанавливают на "жигули", "нивы", заднеприводные "москвичи", "волги". Современные реечные используют на всех российских переднеприводных автомобилях: от малеханькой "Оки" до просторного "40 первого", также на заднеприводном Izh 2126. И те, и другие механизмы продаем как в сборе, так и отдельными деталями.
"Жигулевских" управляющих устройств два: VAZ 2101 и 2105. Различий малость: "копеечный" вал червя покороче; подшипник вала сошки VAZ 2101 - игловатый, VAZ 2105 - шариковый. На "нивах" устанавливают "пятерочные" управляющие механизмы, только с своими сошками: последние у VAZ 2121 и 21213 различные.
Приобретая вазовский управляющий механизм, сначала направьте внимание на качество расцветки. Часто конкретно этот узел, перебранный в гараже, пробуют реализовать как новый заводской. Фирменный управляющий редуктор залит трансмиссионным маслом, перебранный - снутри сухой. Поглядите, не изношены ли шлицы - так без усилий отличите новейшую деталь от "восстановленной". На "родных" рейках регулировочная гайка под восьмигранный ключ темнее, чем сам корпус; у "левых" все Ремонт и эксплуатация 1-го цвета, ну и качество покрытия совершенно не то, что у промышленного.
На вид управляющие рейки "восьмерки" и "10-ки" - близнецы-братья. Но хотя деталь для VAZ 2110 (внимание, маркировка - 2108-3400012-20!) очень похожа на предшественницу, но невзаимозаменяема с ней.
С "москвичами" все очень просто: на "четыреста двенадцатом" - червячный редуктор, на "40 первом" - рейка. Ничего общего у их нет.
"Волговский" управляющий механизм не изменялся со времен начала выпуска GAZ 24 и до первых GAZ 3110. Потом "10-ки" заполучили новый узел под управляющий вал с карданным шарниром. Да и у этого механизма поменялся только вал червя.
Некие "волги" обзавелись гидроусилителями руля...
Один интегральный (его еще именуют интегрированный), другой - осевой, который находится вне корпуса управляющего механизма. Последний на сейчас выпускаемые авто уже не ставят. Во-1-х, он наименее надежен, ежели интегральный, во-2-х - в соседстве с шестнадцатиклапанным движком ЗМЗ-4062.10 ему не хватает места. Кстати, и сошки управляющих устройств различные: для машин с интегральным гидроусилителем - 3110-3401090-10, с осевым - 31029-3401090-210, без усилителя - 24-3401090.
Не найдется ли у вас маятникового механизма?
Полна коробка. Вот "маятник" "жигулей" - подходит ко всем моделям. Это "нивовский" - таковой же, но со своим рычагом (при этом на VAZ 2121 и 21213 они различные). Зато на всех "волгах", как с гидроусилителем руля, так и без, весь механизм один и тот же. На автомобилях с рейками маятниковых устройств нет.
Молвят, появились "жигулевские" маятники на подшипниках?
Пожалуйста, смотрите. Заместо пластмассовых втулок тут работают подшипники качения. Этот механизм производства ВАЗ, еще есть столичный. Рядом лежит владимирский аналог. Молвят, что конструкция на подшипниках долговечнее классической, а в стоимости различия фактически нет.
Желающим сберечь и перебрать старенькый маятник предлагаем ремкомплекты. К примеру, изготовленный в Балаково: две втулки и два уплотнительных кольца, за все - 10 рублей.
Скажите, наконечники, управляющие тяги, шарниры - это одно и то же?
Нередко этими определениями именуют одни и те же Ремонт и эксплуатация управляющего привода - рычаги, передающие усилие от управляющего механизма к управляемым колесам. К примеру, на "жигулях" боковые тяги состоят любая из 2-ух наконечников с шарнирами, соединенных особым хомутом. Средняя тяга привода - цельная, с 2-мя шаровыми шарнирами. У машин с червячным управляющим механизмом три тяги (средняя и две боковых, их еще именуют трапецией); с рейкой - две, у каждой - по наконечнику с шарниром.
Чью же продукцию посоветуете?
Для автомобилей ВАЗ наилучшие, судя по спросу, Ремонт и эксплуатация управляющего привода - родные, тольяттинские. Потом идут белебеевские от ОАО "Автонормаль", похуже раскупают владимирские, компании "Старт". Достаточно высококачественные наконечники и управляющие тяги делают несколько компаний в Челябинске. Из иноземцев, работающих на нас, можно упомянуть итальянскую фирму ОКАП (ОСАР), польскую "Кросно" (Krosno), немецкую "Лемфордер" (Lemforder). Их противоположность и по уровню цены, и по качеству - дешевенький самопал, перебранные Ремонт и эксплуатация б/у. Схожий продукт обходите стороной. Соответствующая примета восстановленных тяг - нехорошая покраска (покрытие просто сдирается) и "забитая" резьба (видно, что деталь уже ставилась).
Управляющая трапеция на всех "жигулях" однообразная. На "Ниве" внешние наконечники от VAZ 2101, другие Ремонт и эксплуатация - уникальные. Свои запчасти для "восьмерки" и "10-ки".
Для "москвичей" работает ОАО "Автоагрегат" в Кинешме. Конструкции управляющих приводов "412" и "2141" объединяют только шарниры управляющих наконечников: палец, вкладыши, пыльник.
У "волг" от GAZ 24 до 3110 все однообразное. Хотя внешние наконечники бывают и "20 четвертые", и "ноль 2-ые". Различия фактически нет, те и другие взаимозаменяемые. Если на автомобиле установлен ГУР, то управляющая трапеция уникальная, кроме внешних наконечников.
Кроме промышленного продукта, на прилавках попадаются управляющие шарниры из Чернигова. Качество хорошее, по стоимости близки к нижегородским.
Источники дополнительной инфы: ЗР, 1999, № 1; 1998, № 1, 2, 4, 8, 11, 12; 1997, № 2, 8, 11; 1996, № 9, 12; 1993, № 1.
"Бинокли" для VAZ 2105 (слева) и 2101.
"Копеечный" управляющий механизм с маленьким валом червя, справа - "5-ый". Кстати, оба уже бывшие в употреблении и восстановленные (признаки - см. текст).
Управляющие наконечники, слева вправо: внутренний "жигулевский"; внешние: для "Самары", для "Жигулей" и "Нивы", "волговский".
Маятники: столичный (вверху) и владимирский (понизу слева) на подшипниках для "жигулей", "волговский" производства ГАЗ.