И ФОРД , И ВАЗ - ИЗ Российского МЕТАЛЛА
И "ФОРД", И ВАЗ - ИЗ Российского МЕТАЛЛА
ЭКОНОМИКА
Изготовлено в Рф
И "ФОРД", И ВАЗ - ИЗ Российского МЕТАЛЛА
В апреле этого года липецкие умельцы замахнулись на невиданную доныне грубость - поставить пробную партию в 20 тонн авто листа заводу "Форда" в Германии, который выпускает "Фокус".
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
Энтузиазм "Форда" полностью понятен: в Ленинградской области, в городке Всеволожске, тоже готовятся собирать эту модель. Основная задачка - очень удешевить новинку русского рынка.
Намечая круг поставщиков дешевых девайсов для автомобилей мирового уровня, представители "Форда" уже побывали на ГАЗе. Новолипецкий комбинат (НЛМК), основанный, к слову, 300 годов назад Петром I, тоже вошел в число претендентов.
Когда пробная партия для "Форда" была на заводе, я попросил металлургов показать ее. "Мы не делим - для "Форда" либо еще для кого. Вот лежит экПодвесканая продукция. А куда она пойдет? Может, и на "Форд"..." Мне-то казалось, что продукт для всемирно известного заказчика будет тут чуть ли не под охраной. Что ж, спокойствие - признак убежденности и силы.
Прямо за КУРСОМ...
Сразу с проектом по "Форду" НЛМК начал поставки покрытого цинком листа для ВАЗа: по 350-400 тонн за месяц. Задачка - заместить ввезенный лист, который сейчас закупает Волжский автозавод. Кстати, пока таковой лист для авто кузовов делают в Рф только НЛМК и завод в Лысьве. Правда, Лысьвенский комбинат не производит металл, а покупает его в том же Липецке и только оцинковывает. Так что соперником НЛМК его не назовешь. Новолипецкий завод вообщем считается первым посреди поставщиков на все российские автозаводы. ВАЗ получает отсюда половину потребляемого им металла, КамАЗ - 50%, УАЗ - также около 50%, ГАЗ - 35%, а ЗИЛ - все 100.
- Цены на металл вырастают прямо за курсом бакса. Это очень раздражает автозаводы. Они говорят, что металл дорожает резвее, чем любые другие материалы и комплектующие, что преприятия не в состоянии брать лист по ценам Английской биржи, - пояснили мне ситуацию в бюро машиностроения НЛМК. Чтоб сделать авто лист, мы должны приобрести руду, уголь, цветные металлы... Цены на все это тоже привязаны к баксу. Ко всему иному, толика темных металлов в себестоимости автомобиля - всего-то 10%. Так что многие претензии к нам мнимы, - заключил мой собеседник.
На экПодвеска Новолипецкий комбинат вправду посылает много - две третьих собственной продукции. И это неплохой признак: ведь экПодвеска принуждает держать марку, увеличивать качество. А наш внутренний рынок совсем не дисциплинирует.
КОМУ Необходимо ЭТО КАЧЕСТВО?
Сколько существовал в Рф автопром, столько молили директора автозаводов поднять качество металла. Но... вот, в конце концов, мы можем выпускать сталь не ужаснее чем за границей - пожалуйста, заказывайте. А они не желают! Сейчас одна забота - чтоб подешевле.
Неплохой лист стоит недешево (5800 рублей за тонну). Неплохой покрытый цинком лист - вдвое дороже. Но вот неудача, многие русские автозаводы только и держатся на рынке за счет маленьких, по сопоставлению с импортными машинами, цен. Вот и выходит: готовит министерство экономики совместно с АвтоВАЗом программку по улучшению свойства металла (куда, кстати, заходит и масштабный выпуск покрытого цинком листа), а ГАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, "Москвич", УАЗ подключиться к ней не готовы.
Новое качество металла просит не только лишь "излишних" средств, да и новых технологий. Как, к примеру, быть со сваркой? Обычный лист можно соединять обычным точечным аппаратом, а покрытый цинком просит лазера. Такой есть лишь на Вуале. Кстати, Волжский завод всегда подтягивал нашу металлургию. Специально "под ВАЗ" в русское время выстроили целые цеха, закупили новейшее оборудование, внедряли многие современные технологии. То же и на данный момент: к примеру, "Северсталь" наладила выпуск нового листа для бензобаков (не освинцованного, что европейскими экологическими требованиями уже запрещено, а с дюралевым покрытием). Но сваривать этот лист (а стало быть, закупать его) в состоянии, снова же, только Волжский завод.
ЦИНКОВАЯ "МЕТКА" "10-ки"
"Не боитесь, что другие фабрики, к примеру с Украины, в конце концов вытеснят вас с рынка - ведь потребитель просит низких цен?" - пытал я новолипецких металлургов. "Нет. Для автомобиля требуется лист с очень высочайшим качеством отделки поверхности, потому спрос на более дорогой металл всегда будет".
Скоро прямо в цехе оцинковки НЛМК водрузят на постаменте кузов "10-ки" "в железе" и краской обозначат, какие в нем Ремонт и эксплуатация с покрытием (см. статью "Как защищалась сталь" на стр.150). Рабочие должны знать собственный определенный вклад в самое современное вазовское семейство. Тем паче, что в дальнейшем НЛМК планирует начать штамповку днища для "10-ки". Так что на Вуале будет больше липецких деталей. А в перспективе, если совместная программка АвтоВАЗа и министерства экономики по улучшению свойства металла будет реализована, то покрытый цинком лист на ВАЗ начнет поставлять и "Северсталь". Тогда, наверняка, кузов с мечеными деталями появится и в Череповце.
Наша справка
Покрытый цинком ЛИСТ получают 2-мя методами: гальваническим либо методом жаркого цинкования. 1-ый применяется на Лысьвенском комбинате, 2-ой - на Новолипецком. О том, какой из методов лучше, спорят металлурги в мире. Во всех странах, где есть металлургическая индустрия, используются оба вида цинкования. "В народе" гальванический способ считается более надежным.
Наша справка
СТАЛЬ ДЛЯ КУЗОВОВ в Рф делают три завода: именитая Магнитка, череповецкая "Северсталь" и Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Последний можно именовать самым современным, он построен в 1983 году. Магнитка построена еще во времена ударных строек в дальнем 1932-м, стан, что сегодня прокатывает авто лист, поставлен там в 60-х. "Северсталь", либо, как ее еще именуют, Северную Магнитку, отгрохали в Челябинске сначала 50-х годов (два стана прохладной прокатки смонтированы тут сначала 60-х и сначала 90-х годов). Любой из этих металлургических гигантов способен в одиночку покрыть потребность всего русского рынка в авто прокате. Наши автозаводы поглощают в год 1,2 млн. тонн проката, а мощность 1-го только стана на каждом из 3-х металлургических заводов - 2 млн. тонн. Так что стали нам с излишком хватит.