УКРАИНА КОРЕЙЦА НА МОСКАЛЯ?
УКРАИНА: КОРЕЙЦА НА МОСКАЛЯ?
ЭКОНОМИКА
У соседей
УКРАИНА: КОРЕЙЦА НА МОСКАЛЯ?
Флюгер украинского законодательства
оборотился с Востока на Запад.
Леонид САПОЖНИКОВ
"5 СТИРАЕМ, ВОСЕМЬ ПИШЕМ..."
Кабинет министров отменил ограничение на импорт автомобилей, принятое два года вспять в интересах СП "АвтоЗАЗ-Дэу". Сейчас разрешено ввозить машины в возрасте до восьми лет (было до 5). Корейская сторона обиделась и заявила, что вправе выйти из СП с требованием возврата инвестиций и компенсацией морального вреда. Запахло интернациональным скандалом.
"Запорожцы за ДЭУнаем", как именуют участников СП остряки, не стали бы, пожалуй, разламывать копья из-за 1-го только пятилетнего ценза - он ведь все равно не сдерживал полулегального массового ввоза старенькых машин (ЗР, 2000, № 2). Но правительство отменило и так именуемую наименьшую таможенную цена импортируемых продуктов, составлявшую для автомобилей 5000 баксов. Даже при ввозе развалюхи со свалки было надо заплатить 20-процентный НДС в размере 1000 у. е. Что, к ублажению СП, значительно удорожало на украинском рынке дешевенькие иномарки, конкурирующие с его продукцией.
Это решительно не устраивало страны ЕС, которым сбыт автостарья на Восток несет сплошные экономические и экологические выгоды. В последние годы Евросоюз не один раз винил Украину в нарушении свободы торговли автомобилями, угрожая ей санкциями. И официальный Киев сдался либо, если угодно, "сдал" корейцев, которым в самом начале были обещаны постоянные правила игры. "Не обещайте деве юной любови нескончаемой на земле", - справедливо остерегал поэт...
"Дева", скажем прямо, могла обойтись без любви правительства. Но для этого было надо, выходя на рынок с новыми моделями, сходу обеспечить их соответствующим обслуживанием. И не доверяться рекламщикам, которые, приняв хотимое за действительное, завысили покупательную способность населения более чем в полтора раза. Если б базисный "Ланос" вначале продавали не за 8200 у. е., а за 5100, как на данный момент, он не пылился бы на складах...
Но вернемся к законодательному флюгеру. Ублажив старушку Европу (которая в лице Еврокомиссии сменила в отношении Украины гнев на милость и согласилась предоставить ей статус страны с переходной экономикой), он готов повернуть в оборотном направлении: Кабинет министров готовит постановление о защите интересов российского производителя. Правительственная делегация отправилась в Польшу за опытом. Могла бы и не ездить, потому что весь "секрет" поляков - здравый смысл. Для чего вводить возрастные ограничения на импорт, вызывая раздражение ЕС и недовольство собственного народа, если можно ставками пошлин сделать ввоз старенькых автомобилей нецелесообразным? Как произнес мне польский журналист Анджей Добжыньский, его сограждане уже не везут с Запада "секонд-хэнд", так как, например, двухгодовая машина обойдется не дешевле таковой же новейшей, приобретенной в Варшаве у официального представителя...
"ЖИГУЛИ" ПО-УКРАИНСКИ
Другой жаркой темой-2000 стало на Украине возникновение ВАЗов местной сборки. А было так: ЗАО "Укрпроминвест", начинавшее с производства кондитерских изделий, получило муниципальный пакет акций Луцкого автозавода (81%) и обратилось к АвтоВАЗу с предложением делать там "девятку". В этом году будет собрано из машинокомплектов более 2500 VAZ 21093, а потом в планах - "седьмая" и "40 3-я" модели.
Аппетит приходит во время пищи. И вот уже АвтоВАЗ предложил выпускать свои авто на других предприятиях Украины, рассматривая сборку в Луцке как "небольшую часть всего проекта". Премьер Виктор Ющенко поддержал эту идею и распорядился срочно готовить ее экономическое обоснование.
Во времена СССР АвтоВАЗ получал с Украины четверть всех девайсов. Сейчас эта цифра меньше в 7 раз - 3,5%. Возродить в новых критериях былое сотрудничество - дело взаимовыгодное и великодушное. Россияне могли бы поставлять украинским партнерам машинокомплекты для сборки (на первом шаге - до 30 тыщ в год), а получать широкую палитру материалов и изделий.
Тяжело представить таковой проект без роли Запорожского автозавода. Если честно, я ждал негативной реакции СП "АвтоЗАЗ-Дэу": ведь ВАЗы как-никак соперники и "Таврии", и "Ланоса". Но доверительный разговор с одним из управляющих СП развеял эти опаски.
- Рынок вазовских автомобилей на Украине все равно существует, - произнес он, - так почему бы нам не получить выгоду, используя свободные мощности?
Технические способности предприятия позволяют сваривать и окрашивать вазовские кузова и даже штамповать отдельные их элементы. Неувязка в другом: после отмены несчастной малой таможенной цены авто из Тольятти значительно подешевели на украинском рынке. Достаточным ли будет при всем этом спрос на те же модели запорожской сборки? Тем паче что АвтоВАЗ пока не согласен поставлять машинокомплекты более свежайшего "десятого" семейства.
Думается, разумный компромисс будет найден. "Нам никуда друг от друга не деться", как поется в старенькой песне. И это, что ни гласи, вселяет надежду в обычных людей по обе стороны границы.
ЭКОНОМИКА
У соседей
УКРАИНА: КОРЕЙЦА НА МОСКАЛЯ?
Флюгер украинского законодательства
оборотился с Востока на Запад.
Леонид САПОЖНИКОВ
"5 СТИРАЕМ, ВОСЕМЬ ПИШЕМ..."
Кабинет министров отменил ограничение на импорт автомобилей, принятое два года вспять в интересах СП "АвтоЗАЗ-Дэу". Сейчас разрешено ввозить машины в возрасте до восьми лет (было до 5). Корейская сторона обиделась и заявила, что вправе выйти из СП с требованием возврата инвестиций и компенсацией морального вреда. Запахло интернациональным скандалом.
"Запорожцы за ДЭУнаем", как именуют участников СП остряки, не стали бы, пожалуй, разламывать копья из-за 1-го только пятилетнего ценза - он ведь все равно не сдерживал полулегального массового ввоза старенькых машин (ЗР, 2000, № 2). Но правительство отменило и так именуемую наименьшую таможенную цена импортируемых продуктов, составлявшую для автомобилей 5000 баксов. Даже при ввозе развалюхи со свалки было надо заплатить 20-процентный НДС в размере 1000 у. е. Что, к ублажению СП, значительно удорожало на украинском рынке дешевенькие иномарки, конкурирующие с его продукцией.
Это решительно не устраивало страны ЕС, которым сбыт автостарья на Восток несет сплошные экономические и экологические выгоды. В последние годы Евросоюз не один раз винил Украину в нарушении свободы торговли автомобилями, угрожая ей санкциями. И официальный Киев сдался либо, если угодно, "сдал" корейцев, которым в самом начале были обещаны постоянные правила игры. "Не обещайте деве юной любови нескончаемой на земле", - справедливо остерегал поэт...
"Дева", скажем прямо, могла обойтись без любви правительства. Но для этого было надо, выходя на рынок с новыми моделями, сходу обеспечить их соответствующим обслуживанием. И не доверяться рекламщикам, которые, приняв хотимое за действительное, завысили покупательную способность населения более чем в полтора раза. Если б базисный "Ланос" вначале продавали не за 8200 у. е., а за 5100, как на данный момент, он не пылился бы на складах...
Но вернемся к законодательному флюгеру. Ублажив старушку Европу (которая в лице Еврокомиссии сменила в отношении Украины гнев на милость и согласилась предоставить ей статус страны с переходной экономикой), он готов повернуть в оборотном направлении: Кабинет министров готовит постановление о защите интересов российского производителя. Правительственная делегация отправилась в Польшу за опытом. Могла бы и не ездить, потому что весь "секрет" поляков - здравый смысл. Для чего вводить возрастные ограничения на импорт, вызывая раздражение ЕС и недовольство собственного народа, если можно ставками пошлин сделать ввоз старенькых автомобилей нецелесообразным? Как произнес мне польский журналист Анджей Добжыньский, его сограждане уже не везут с Запада "секонд-хэнд", так как, например, двухгодовая машина обойдется не дешевле таковой же новейшей, приобретенной в Варшаве у официального представителя...
"ЖИГУЛИ" ПО-УКРАИНСКИ
Другой жаркой темой-2000 стало на Украине возникновение ВАЗов местной сборки. А было так: ЗАО "Укрпроминвест", начинавшее с производства кондитерских изделий, получило муниципальный пакет акций Луцкого автозавода (81%) и обратилось к АвтоВАЗу с предложением делать там "девятку". В этом году будет собрано из машинокомплектов более 2500 VAZ 21093, а потом в планах - "седьмая" и "40 3-я" модели.
Аппетит приходит во время пищи. И вот уже АвтоВАЗ предложил выпускать свои авто на других предприятиях Украины, рассматривая сборку в Луцке как "небольшую часть всего проекта". Премьер Виктор Ющенко поддержал эту идею и распорядился срочно готовить ее экономическое обоснование.
Во времена СССР АвтоВАЗ получал с Украины четверть всех девайсов. Сейчас эта цифра меньше в 7 раз - 3,5%. Возродить в новых критериях былое сотрудничество - дело взаимовыгодное и великодушное. Россияне могли бы поставлять украинским партнерам машинокомплекты для сборки (на первом шаге - до 30 тыщ в год), а получать широкую палитру материалов и изделий.
Тяжело представить таковой проект без роли Запорожского автозавода. Если честно, я ждал негативной реакции СП "АвтоЗАЗ-Дэу": ведь ВАЗы как-никак соперники и "Таврии", и "Ланоса". Но доверительный разговор с одним из управляющих СП развеял эти опаски.
- Рынок вазовских автомобилей на Украине все равно существует, - произнес он, - так почему бы нам не получить выгоду, используя свободные мощности?
Технические способности предприятия позволяют сваривать и окрашивать вазовские кузова и даже штамповать отдельные их элементы. Неувязка в другом: после отмены несчастной малой таможенной цены авто из Тольятти значительно подешевели на украинском рынке. Достаточным ли будет при всем этом спрос на те же модели запорожской сборки? Тем паче что АвтоВАЗ пока не согласен поставлять машинокомплекты более свежайшего "десятого" семейства.
Думается, разумный компромисс будет найден. "Нам никуда друг от друга не деться", как поется в старенькой песне. И это, что ни гласи, вселяет надежду в обычных людей по обе стороны границы.