К ЛЕСУ - ПЕРЕДОМ, К МАШИНЕ - ЗАДОМ
К ЛЕСУ - ПЕРЕДОМ, К МАШИНЕ - ЗАДОМ
РЫНОК
Экспертиза
К ЛЕСУ - ПЕРЕДОМ, К МАШИНЕ - ЗАДОМ
Любители активного отдыха не прочь иметь
в багажнике неплохую ручную лебедку.
Вот только какая из их "отменная"?
Александр БУДКИН
По своим способностям ручные лебедки делятся на два типа: тяговые и подъемно-тяговые. Как явствует из наименования, 1-ые могут только тянуть, 2-ые, вприбавок к этому, подымать и опускать грузы.
В тесте приняли роль четыре эталона. Подъемно-тяговая "Потягушка"
ЛР-300/500 саратовского предприятия "Авто-Дуплет", такого же типа устройство
ЛР-300/600 завода энергетического машиностроения из Чехова, тяговая ТР-800 неведомого производителя и таинственная ввезенная лебедка. Судя по штриховому коду, последняя изготовлена в Нидерландах (хотя на упаковке страна не указана), отнесена изготовителем к подъемно-тяговым, хотя спецы совершенно точно систематизировали ее как тяговую. Не считая того, она щедро сулит усилие в 1000-2000 кгс, где тонна - наибольшее усилие при подъеме груза, две тонны - при разработке тягового усилия в горизонтальной плоскости. Кстати, у российских лебедок дробные значения расшифровываются по другому. У чеховской ЛР-300/600 номинальное усилие 600 кгс - при использовании прилагаемого в наборе полиспаста, 300 кгс - без него. У саратовской ЛР-300/500 - 500 кгс в комплектации с "массивным" тросом, 300 кгс - в варианте со "слабеньким".
У КОГО ЧТО БОЛИТ?
Обвешиваем претендентов динамометрами и имитируем вытаскивание автомобиля из трясины. Сначала нас будут заинтересовывать тяга на крюке и усилие на ручке.
Изделие саратовского "Авто-Дуплет" с червячным механизмом, закрытым пластмассовым кожухом, оказалось более комфортно в использовании, ну и смотрится эстетичнее других. Конструкция дает возможность выбора меж 2-мя передаточными числами (отключение редуктора): наименьшее - для наматывания-сматывания, большее - для сотворения тяговых усилий. Беремся за ручку: заявленные 300 кгс достигаются при усилии на ручке 10 кгс. Вращаем далее, 2-ая номинальная величина - 500 кгс (для более массивного троса) востребует от автовладельца приложения 18 кгс. Еще малость - и достигаем 20 кгс на ручке. Это считается обычным усилием для взрослого человека. Динамометр фиксирует на крюке 600 кгс. При всем этом значении появились пластические деформации в механизме лебедки (фото 1), но предстоящее повышение нагрузки пока допустимо. Продолжаем пытку: 650, 700... все, "узкий" трос не выдержал! Тем, кто лицезрел, как взрываются тросы, наверняка, не по для себя. Остальным хотим такового никогда не узреть. В нашем случае жутко не то, что трос все-же разорвался, а то, что вышло это при 700 кгс. По ГОСТ 3068-88 с тросом шириной 4,5 мм такая оказия должна была произойти только при усилии 1125 кгс. Разница, заметим, не в 5-10%, а в 1,6 раза! Нет, к изготовителю лебедок претензий нет, он пообещал всего 300 кгс, а вот кто трос делал?
Последующие изымательства над лебедкой (уже с другим тросом) привели к ее поломке при тяговом усилии 800 кгс. При всем этом усилие на ручке достигнуло 30 кгс. Развить такую силу, вращая одной рукою ручку лебедки и держа саму лебедку в другой, человеку средних пропорций достаточно трудно. В общем, изделие полностью заслуживает оценки "5 с минусом". Чистую "пятерку" заслужило бы, окажись трос покрепче - поломка механизма все таки безопаснее, чем разрыв троса.
Как-то поведет себя ЛР-300/600? Ее червячный механизм открыт "для всеобщего обозрения". В варианте без полиспаста номинальные 300 кгс получаются при усилии на ручке 13 кгс. При 18 кгс на ручке лебедка выдает 600 кгс. При всем этом сила вращения передается на корпус: чем далее, тем сложнее его задерживать. Сейчас с дополнительным блоком - полиспастом. "ПаПодвесканые" 600 кгс тут достигаются приложением усилия 11 кгс. При 14 кгс лебедка выдает 800 кгс, а уже при 880 кг... рвется четырехмиллиметровый трос (должен выдерживать 975 кгс). Человеку для этого в особенности тужиться не придется - 16 кгс по силам многим. Скоро после троса - при 900 кгс - начал разгибаться крюк. А ведь безопаснее было бы напротив. Пожалуй, этой лебедке поставим "четыре с плюсом".
3-ий претендент - неведомая тяговая лебедка под маркировкой ТР-800. Конструкция внушает доверие - шестимиллиметровые скобы, кажется, выдержат и грузовик. А вот внешний облик удручает - заржавелая, как будто на свалке отыскали. За ручку тут необходимо тянуть, а не крутить. Входящие одна в другую трубы позволят плавненько поменять передаточное отношение лебедки. Если с недлинной рукоятью (длиной 45 см) сможете достигнуть номинальных 800 кгс, тогда, наверняка, сможете идти на медведя с нагими руками - ведь усилие на ручке перевалит далековато за 70 кгс. Выдвигаем ручку на длину 54 см. Принятые за норму 20 кгс позволят нам сейчас "вытянуть" из лебедки 300 кгс. Если прилагаемую силу удвоить, получим 600 кгс. Бабка за дедку, дедка за репку... 800 кгс при усилии на ручке 55 кгс. Неплох номинал - видать, не перевелись еще на Руси богатыри. Тянем далее: обрыв троса при 880 кгс, подобно предыдущему эталону. Для троса - это провал, для лебедки... пожалуй, до незапятанной "четверки" она не дотянет. Поставим "четыре с минусом".
Пришел черед зарубежной лебедки. 1-ое, что показалось очевидным - сверхкороткий трос. Если у русских образцов длина в среднем более 5 м, то у иноземца - всего 0,88 м. К тому же со штампованных деталей не удален облой. Словом, в европейское происхождение этого экземпляра верится с трудом, хотя в зарубежное - полностью.
Приложенные к ручке 20 кгс позволили достигнуть усилия 500 кгс. Если хватит духу на 30 кгс, на крюке получите 700, как мы - но... здесь ручка лебедки беспомощно погнулась - слабая, большего она выдержать и не могла. Зато трос (кстати, покрытый цинком) при поперечнике 4 мм выдержал 1100 кгс. Видно, и взаправду ввезенный - как делают тросы в Рф, наглядно показали три российские лебедки. Но, невзирая на неплохой трос, заявленные 2000 кгс кажутся чьей-то злой шуточкой. Даже до первого номинала (1000 кгс) изделие не дотянуло (фото 2). Беря во внимание, что приобретенные 700 кгс в сопоставлении с соперниками - итог приемлемый, поставим твердую "тройку".
ТЯГОВЫЕ Свойства ВАЖНЫ, НО...
Посреди критериев оценки лебедок важный, на наш взор, Законодательство: возможность обрыва троса должна быть сведена к минимуму. С этой точки зрения лучше других саратовская лебедка и...зарубежная. У русской пластические деформации механизма начались при двукратном превышении номинальной нагрузки и только позже - обрыв троса. При этом обе проблемы произошли при усилиях на ручке, превосходящих 20 кгс, что делает схожую поломку маловероятной в реальной эксплуатации. "Иностранка" действует по тому же принципу: при 20 кгс на ручке честно выдает усилие 500 кгс, при 30 кгс - начинает гнуться, не позволяя обладателю довести дело до обрыва троса. Третье место в этом перечне - у безымянного русского изделия, того, что припоминает кусочек заржавелого железа. Для обрыва троса от обладателя будет нужно усилие выше 60 кгс. Наверняка, изготовитель решил, что детина, способный на таковой подвиг, лопнувшего троса не побоится. Но тогда для чего вообщем такому молодцу лебедка? Замыкает перечень более неопасных могучая лебедка из Чехова. Сила есть... далее сами понимаете. В список самых комфортных на 1-ое место снова выходит саратовская "Авто-Дуплет". Но в перечне более дешевеньких она окажется последней.
ЛР-300/500. Производитель - "Авто-Дуплет", Саратов. Стоимость - 1100 руб. (опытнейшая партия). Тип - подъемно-тяговая. Длина троса - 6 м. Более комфортна и неопасна в эксплуатации, не имеет сварных швов, в конструкции - червячный механизм с возможностью отключения (два варианта передаточного дела лебедки).
Усилие на ручке, кгс 10 18 20 25
Усилие на крюке, кгс 300 500 600 700
начало обрыв
пласт. троса
деформаций
ЛР-300/600. Производитель - завод энергетического машиностроения, Чехов. Стоимость - 300 руб. Тип - подъемно-тяговая. Длина троса без полиспаста - 3 м. Самый крепкий механизм с огромным передаточным отношением, что опасно, беря во внимание некондиционный трос. В червячной передаче не было консистентной смазки (механизм открытый). Оснащается полиспастом.
ЛР-300 ЛР-600
(без полиспаста) (с полиспастом)
Усилие на
ручке, кгс 13 18 10 12 14 <16
Усилие
на крюке, кгс 300 600 550 650 800 880
обрыв
троса
ТР-800. Производитель неизвестен. Стоимость - 230 руб. Тип - тяговая. Длина троса - 7 м. Просит приложения огромных усилий, имеет нетоварный вид. Болтовые соединения - без стопорения.
Ручка Ручка
450 мм 540 мм
(выдвинута)
Усилие
на ручке, Около
кгс 18 40 20 40 55 70
Усилие
на крюке,
кгс 200 500 300 600 800 880
обрыв
троса
ТР-1000/2000. Производитель не указан (по штрихкоду - Нидерланды). Стоимость - 650 руб. Тип - тяговая. Длина троса - 0,88 м. Конструкция слабенькая и недолговечная, пластмассовая ручка при работе соскакивает, со штампованных деталей не удален облой, болтовые соединения без стопорения. Самый крепкий трос.
Усилие 11 20 27 30
на ручке,
кгс
Усилие
на крюке,
кгс 255 500 650 700
деформация
ручки
Деформация паза на торце барабана и хвостовика фиксатора, входящего в этот паз на саратовской лебедке, работает как "защита от дурачины".
Конструкция зарубежного завоевателя рынка на 2 тонны очевидно не рассчитана.
Редакция благодарит малаховский испытательный центр МОС "Сертиум" за помощь в подготовке материала.