ЧЕМ КОРОБКЕ УГОДИТЬ?
ЧЕМ КОРОБКЕ УГОДИТЬ?
РЫНОК
Экспертиза
ЧЕМ КОРОБКЕ УГОДИТЬ?
Было время, в коробку "Самары" заливали моторное масло. Сейчас завод советует заправлять агрегат трансмиссионным. Что лучше, автомобилисты спорят до настоящего времени.
Александр БУДКИН
ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ...
НА 15 ЛЕТ
Чуть ли не хоть какой механизм просит смазки. При выборе масла для узлов коробки обычно ориентируются на два аспекта: удельные нагрузки, действующие в механизме, и скорости относительного скольжения. Зависимо от этого подбирают масла, различающиеся вязкостью и количеством присадок, сначала противозадирных. Последние, обычно, содержат сернистые соединения, вызывающие в критичных режимах хим конфигурации (модификацию) металла. Поверхностный слой материала не вырывается, образуя забияки, а преобразуется в узкую пленку, которая потом становится продуктом износа. Невзирая на то, что металл при всем этом химически "разъедается", общий износ в томных критериях работы оказывается меньше.
Есть в этих рассуждениях малая обмолвка: хим модификация позволяет понизить износ у стали либо чугуна. Цветные металлы, из которых изготавливают синхронизаторы, плохо уживаются с сернистыми соединениями и в их присутствии изнашиваются, обычно, резвее.
Когда на Вуале начали выпускать "самары", особых трансмиссионных масел для их коробок передач просто не было. Делать нечего, пришлось временно использовать в коробках "восьмерок-девяток" моторное масло. Но нет ничего постояннее временного. Только через 15 лет после начала производства "Самары" в стране появились трансмиссионные масла для нее. Сначала ТМ5-9П, применяемое для первой заправки (группы ТМ-5, но "приспособленное"), потом еще несколько товаров рязанского и омского НПЗ, отнесенных к группе ТМ4 либо ТМ4/ТМ5 (ЗР, 1998, № 12). Выход на рынок новых масел практически совпал с возникновением коробки VAZ 2110, устанавливаемой сейчас и на "девятки". Сейчас есть и малый свод требований, которым должно удовлетворять масло для коробок переднеприводных автомобилей (табл. 1). Правда, сюда не вошли нормативы коррозионной активности по отношению к цветным металлам, но никто не мешает ввести этот параметр при проведении сравнительной экспертизы. Фактически, мы так и сделали.
ВСЯК МОЛОДЕЦ -
НА Собственный Эталон
"Ухаживать" за коробкой "Самары" мы доверили восьмерым претендентам (см. фото). Силы у их заранее неравны, так как это масла различных классов. Фактически, мы и собирались ассоциировать классы масел меж собой.
Так как моторные масла в коробках "самар" применялись издревле и допущены к применению на данный момент, обойтись без их было нельзя. Взяли два эталона - "поординарнее" (М6з12Г1) и "посолиднее" ("Лукойл-Супер" SAE 15W40 API CD/SF). Из российских трансмиссионных масел, рекомендованных АвтоВАЗом для "зубил", в магазинах отыскали только "Рексол" ТМ-4-12. Не могли обойти и самую известную "трансмиссионку" - ТАД-17И. Только поэтому, что марка эта, как говорится, на слуху. Хотя использовать его в переднеприводных ВАЗах - для себя дороже. Во-1-х, это масло очень густое (в особенности при низких температурах), во-2-х, в нем очень много противозадирных добавок, гибельных для синхронизаторов. А какое сопоставление без привезенных из других стран товаров? Таких в нашем тесте две пары: два эталона - "Вальволин" и два - "Кастрол". Два "голландца" представляют различные группы (GL-4 и GL-5) в схожем вязкостно-температурном спектре. Два "немца", напротив, различаются по вязкости (SAЕ-80 и SAЕ-90), будучи в одной группе GL-4. Отличие одной зарубежной пары от другой в том, что масла "Вальволин" - загущенные (таких на прилавках большая часть), а "Кастрол" - незагущенные. Последние при наименьшей универсальности очень любимы Подвескасменами, так как их характеристики более размеренны при высочайшей температуре.
Результаты смотрятся достаточно громоздко (табл. 2). Чтоб не запутаться в строчках и колонках этой таблицы, разглядим способности товаров раздельно по каждому из характеристик. За некоторый идеал возьмем российскее ТМ-4-12.
Вязкость - безусловно, один из важных критериев и в то же время более понятных. Чем больше ее значение, тем прочнее масляная пленка, но ужаснее доступ масла к деталям коробки. Очень высочайшее значение вязкости, не считая того, сделает труднее работу синхронизаторов, ведь избыточное масло они должны повсевременно выдавливать "из-под себя". Малое значение этого параметра при 100°С для интересующего нас агрегата - 9-11 мм2/с, наибольшее - 14-16, стало быть, оптимум - 12-14 мм2/с. Из испытанных масел "в вилку" попадают все, не считая более густого "Кастрола" (с маркировкой вязкости 90) и нашего ТАД-17И. Последнее никого не поражает, ведь на завышенную вязкость самого известного из русских трансмиссионных масел показывает его маркировка.
СВАРИВАЮТСЯ, ЗАДИРАЮТСЯ, ИЗНАШИВАЮТСЯ
Главные трансмиссионные характеристики масел принято определять на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490. Важных характеристик тут тоже четыре: нагрузка заедания, нагрузка сваривания, индекс забияка и поперечник пятна износа.
1-ый показатель охарактеризовывает нагрузку, при которой продавливается масляная пленка и режим гидродинамического трения сменяется режимом полусухого (граничного) трения. Чем больше у масла этот показатель, тем меньше износ деталей в обычных (некритических) режимах работы. Для синхронизатора типично как раз полусухое трение (после того как он выжмет избытки масла). Выходит, очень огромным этот параметр быть не должен. Каковой оптимум? Если исходить из того, что масло ТМ-4-12, попавшее в наш тест, - не подделка, для "девятой" коробки окажется впору 1100-1200 Н. Конкретно это масло получило рекомендацию АвтоВАЗа. А каковы характеристики других? Моторное М6з12Г1 и ТАД-17И малость не дотягивают. Один из привезенных из других стран "вальволинов" - полусинтетический (группы свойства GL-4) - фактически попадает в условный коридор. Три других зарубежных "трансмиссионки" демонстрируют нагрузку приметно огромную. Не будем считать это недочетом, все-же наш ориентир в официальных требованиях ВАЗа не числится. Просто такие масла больше нацелены на сохранение целостности шестерен. Согласитесь, для трансмиссионных масел это не умопомрачительно.
Последующий показатель - нагрузка сваривания. Это усилие, при котором трущиеся поверхности не в состоянии передвигаться (проскальзывать) относительно друг дружку. Если в таком режиме механизм все таки провернется, то с неминуемым вырыванием кусочков металла с одной либо обеих поверхностей: появляется тот забияк. Согласно требованиям ВАЗа, данная величина для масел должна быть более 224 кгс (2200 Н). Сейчас заглянем в табл. 2. Моторное масло "поординарнее" выдавило из себя 1880 Н, "Лукойл" дотянул до 2000, а вот все без исключения трансмиссионки обозначенный барьер перемахнули. При этом наименее вязкий из "кастролей" - с припасом более чем в 1,6 раза, а самый "крутой" из "вальволинов" - более чем в два раза.
Идем далее. 3-ий трибологический показатель - индекс забияка - показывает на эффективность противозадирных параметров в интервале меж нагрузкой заедания и нагрузкой сваривания. Чем индекс больше, тем лучше. Заводские требования предписывают более 40 кгс (392 Н). Единственное масло, не сдавшее экзамен в этой номинации, - ТАД-17И неведомого происхождения. Фавориты - те же, что в прошлом случае. Интересно, что "Лукойл" тут уступил наименее именитому "моторному" сопернику, а проигрыш последнего трансмиссионному ТМ-4-12, специально предназначенному для КП "Самары", оказался наименее 4%.
Последний из трибологических характеристик - поперечник пятна износа. С ним все разумеется - чем меньше, тем лучше. Тут направляет на себя внимание ТАД-17И. Показанные им 0,78 мм не лезут ни в какие ворота - практически в полтора раза ужаснее, чем у последующего за ним моторного масла! Наилучшее из 2-ух моторных масел по этому показателю (М6з12Г1) смогло переплюнуть одну из привезенных из других стран "трансмиссионок"; правда, это вышло быстрее из-за того, что "противник позволил". Заметим, стопроцентно синтетическое масло не оказалось по этому показателю в фаворитах, а наилучшим стало самое вязкое "Кастрол ЕР 90". Из масел более подходящей вязкости отлично отработало полусинтетическое "Вальволин" группы GL-4.
По итогам трибологического теста спецы высчитали фактическую группу ТМ либо GL. У моторных масел 2,9 и 3,0, у ТАД-17И вышло 3,1 (должно быть 5,0). У эталона для сопоставления (ТМ-4-12) "накапало" только 3,6, у 2-ух масел "Вальволин" - 3,9 и 5,5 (!), а у пары "Кастрол" - 4,3 и 4,9 (у 2-ух последних в маркировке 4,0). Единственный из иноземцев, условно не дотянувший до заявленной GL-4, - полусинтетический "Вальволин", в общем зачете масел для агрегата "Самары", как ни удивительно, пока лидирует.
Осталось два показателя - температура застывания и коррозионный износ меди, входящей в состав латунных либо бронзовых синхронизаторов. 1-ый комментировать не станем, а вот о коррозии побеседуем. Ее предпосылкой, как вы помните, служит сера в составе противозадирных добавок. Не тяжело осознать, что наилучшее по противозадирным свойствам масло проявит себя самым коррозионноактивным. Взор на табл. 2 только подтверждает теорию. Моторные масла, показавшие меньшие нагрузки сваривания, за время теста изничтожили меньше всего цветного металла - 16 и 20 мг. ТАД-17И "призналось", что противозадирных добавок, на самом деле, нет - износ 19 мг. Рекомендованное АвтоВАЗом ТМ-4-12 позволило снять в 3,5 раза больше - 73 мг. Державший до сего времени лидерство полусинтетический "Вальволин" 75W90 группы GL-4 показал 112 мг. Это в 5,5 раза больше, чем у моторных масел, и в 1,5 раза больше, чем у "эталонного" ТМ-4-12. Далее - еще более, а замыкает перечень самое "крепкое" масло группы GL-5 - у него 150 мг.
Заместо ВЫВОДОВ
Как досадно бы это не звучало, "самого неплохого" масла для коробки "Самары" НЕТ. Чем посильнее проявляется забота о шестернях, тем ужаснее оказываются условия работы синхронизаторов. Так, чтоб и волки сыты, и овцы целы - не выходит. Однозначны только две советы: остерегаться подделок (ха-ха, изумили!) и не использовать для "восьмерки", "девятки", "10-ки" и "Оки" трансмиссионные масла группы ТМ-5 (GL-5). Не следует "подкармливать" обозначенные механизмы маслами с высочайшей вязкостью - моторными 5W50 (10W50 и т.п.) либо трансмиссионными 85W90. Моторные 15W40 (10W40) либо трансмиссионные 75W80 окажутся впору. Рекомендованное ВАЗом ТМ-4-12 - совершенно отлично, только бы не поддельное.
Но мы так и не ответили на главный вопрос: что лучше - моторное либо трансмиссионное? Кто читал пристально, наверняка, додумался. Моторное масло - лучше для синхронизаторов, трансмиссионное - для шестерен. На теоретическом уровне это значает, что внедрение моторного масла позволит пореже перебирать коробку для подмены синхронизаторов, но общий срок службы агрегата, определяемый износом шестерен, окажется меньше. С трансмиссионным маслом - напротив. Ну, а если же хотят скрупулезно следовать советам АвтоВАЗа - отыскиваете ТМ-4-12, только выбирайте внимательнее!
"Лукойл-Супер"; ООО "Лукойлпермнефтеоргсинтез". Моторное, минеральное, SAE 15W40 API CD/SF; стоимость 55 руб./л; допускается к применению в КП "Самары", отлично для работы синхронизаторов, чуток ужаснее - для шестерен.
"Норси" М6з12Г1; ОАО "Норси". Моторное, минеральное, близкий аналог SAE 15W40 API SF; стоимость 35 руб./л; допускается к применению в КП "Самары", отлично для работы синхронизаторов, чуток ужаснее - для шестерен.
ТАД-17И; ОАО "Славнефть Ярославнефтеоргсинтез" (на этикетке). Трансмиссионное, минеральное, близкий аналог ТМ-5-18; стоимость 17 руб./л; масло этой группы и вязкости для переднеприводных ВАЗов неприменимо.
ТНК ТМ-4-12; ОАО "Рязанский НПЗ". Трансмиссионное, минеральное; стоимость 26 руб./л; рекомендовано АвтоВАЗом для КП переднеприводных автомобилей ВАЗ.
Valvoline DuraBlend, Голландия. Трансмиссионное, полусинтетическое, SAE 75W90, API GL-4; стоимость 185 руб./л; одно из более желательных масел для "Самары" из представленных в тесте.
Valvoline SynPower, Голландия. Трансмиссионное, синтетическое, SAE 75W90, API GL-4/GL-5; стоимость 290 руб./л; очень высочайшие противозадирные характеристики, очень низкая температура застывания, но применение в КП "Самары" не нужно.
Castrol EP-80, Германия. Трансмиссионное, минеральное, незагущенное, SAE 80, API GL-4; стоимость 120 руб./л; отлично для Подвескаивных "коробок", но для стандартной КП "Самары" - вариант не наилучший.
Castrol EP-90, Германия. Трансмиссионное, минеральное, незагущенное, SAE 90, API GL-4; стоимость 130 руб./л; применение в КП "Самары" не нужно.
Наша справка
Сейчас В АВТОМОБИЛЯХ используются трансмиссионные масла 2-ух групп: GL-4 и GL-5 по забугорной систематизации либо ТМ-4 и ТМ-5 - по российскей. В мосты с гипоидными передачами и нагруженные коробки, обычно, заливают масло группы GL-5 (ТМ-5), а в агрегаты переднеприводных машин (с цилиндрической главной передачей) - GL-4 (ТМ-4). По вязкостным свойствам допустимый спектр внедрения: для 75W-80 - от -40 до +25°С, для 80W-85 - от -30 до +35°С, для 80W-90 от -30 до +45°С.
ДЛЯ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ ВАЗов на данный момент рекомендованы несколько трансмиссионных масел, но допускается использовать и моторные. Из трансмиссионных удалось отыскать в продаже только ТМ-4-12, представленное в тесте. Масло для первой заправки ТМ-5-9П в розничную продажу не поступает.
Фото Владимира КНЯЗЕВА и Владимира ТРУСОВА