РОЖДЕНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
РОЖДЕНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
РОЖДЕНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
ОТЦЫ
"СИЛЬВЕР ГОУСТА" САМОУВЕРЕННО Окрестили ЕГО Наилучшим АВТОМОБИЛЕМ
В МИРЕ.
И С ЭТИМ
Не достаточно КТО СПОРИЛ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Зимой 1904 года в фешенебельном манчестерском ресторане "Мидленд" повстречались Фредерик Генри Ройс и Чарльз Стюарт Роллс. 1-ый - отпрыск мельника, механик-самоучка, к 40 годам обзавелся своей компанией, где в 1903-м уже собрали три автомобиля. 2-ой - 27-летний дворянин, выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, увлеченный машинами и аэропланами, не так давно открыл торговлю ввезенными авто. Настолько различных людей свело желание строить авто, каких еще не видывал мир, - самые крепкие, самые надежные, самые комфортные.
Скоро джентльмены подписали контракт о разработке компании "Роллс-Ройс". Но истинное рождение знаменитой марки вышло несколько позднее: исключительно в 1906 году на английском "Олимпия Мотор Шоу" представили 1-ое шасси "Роллс-Ройс 40/50 НР" под заводским номером 60551.
Ранее Ройс сделал много конструкций: маленькие двухцилиндровые машины, авто с трех- и четырехцилиндровыми моторами, с "шестеркой", состоящей из 2-ух блоков - по два и четыре цилиндра, и даже восьмицилиндровый "Легалимит". Но новенькая модель ничем не повторяла предшественников.
Сильную раму сделали из качественной стали, мосты подвесили на длинноватых полуэллиптических рессорах (на ранешних 40/50 НР сзади, кроме продольных, ставили дополнительную поперечную рессору) - они дали редчайшую плавность хода. Механические тормоза действовали лишь на задние колеса, зато имели приспособление для уравнивания тормозных сил слева и справа.
Но главное пряталось под капотом. Шестицилиндровый мотор, состоявший из 2-ух симметричных блоков, имел рабочий объем 7036 смз и развивал приблизительно 48 л. с. Благодаря тщательности проработки и производства деталей, отлично уравновешенному коленвалу (поперечник его подшипников прирастили в два раза по сопоставлению с прошлыми моторами) движок работал поразительно тихо и мягко. Конструкторы применили редчайшую в те годы систему смазки под давлением.
Реализации шасси начали в 1907-м. Оно стоило 985 фунтов. В те годы за 800 фунтов можно было приобрести приличный "Кроссли-40НР", а простой "Воксхолл-6НР" обходился всего в 150 фунтов. Но в заказчиках шикарных кузовов, достойных настолько дорогого шасси, у именитых мастерских недочета не было. (Завод "Роллс-Ройс" до 2-ой мировой войны кузовов не делал.)
Скоро машине дали необыкновенное имя - "Сильвер Гоуст" ("Серебряный Дух"). По легенде, заглавием автомобиль должен посеребренным внешним деталям 1-го из первых образцов и необыкновенно тихому движку. Гласили, что самый звучный звук в салоне - тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых "сильвер гоустах" других часов не было.
Уже в 1907-м "Роллс-Ройс" рекламировали как "наилучший автомобиль в мире". Самоуверенность компании раззадорила Клода Джонсона - секретаря царского автоклуба и бывшего напарника Роллса. Он организовал огромные испытательные пробеги "Сильвер Гоуста" - поначалу на 2000 миль (3200 км), потом на 15 тыс. миль (более 24 тыс. км). Большущее по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью - вышел из строя топливный краник. Джонсон скрупулезно зафиксировал цена ремонта: 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. На не плохих участках автомобиль удавалось разогнать до 120 км/ч. Таковой скоростью в те годы могла повытрепываться не любая Подвескаивная модель.
В конце 1909 года прирастили рабочий объем мотора до 7428 смз, мощность возросла до 65 л. с. А в 1911-м для автомобиля лорда Монтегю живописец Чарльз Сайкс нарисовал набросок крылатой фигуры. С того времени статуя, нареченная "Дух экстаза", стала фирменным знаком "Роллс-Ройса". Кстати, знаменитый знак рождался достаточно прозаично: Сайксу позировала секретарь лорда Элеонора Торнтон.
В 1913 году в число именитых клиентов компании вошел русский правитель Николай II. В мае в Санкт-Петербурге открылась интернациональная авто выставка. Щит "Роллс-Ройса" занимал в Михайловском манеже достойное место. Автомобиль с шикарным кузовом компании "Кельне" восполнил королевский гараж, позднее там появился очередной "Сильвер Гоуст". А на Британской набережной в доме 62 открыли консульство английской компании.
После февраля 1917-го королевские "роллсы" служили Временному правительству, потом Совнаркому. В 1920-х два "роллс-ройса" обслуживали В. И. Ленина. Какой-то из них оснастили гусеницами сзади и лыжами впереди для езды по заснеженным дорогам из Горок в Москву. Конструкцию гусеничного движителя разработал еще до революции французский инженер, начальник королевского гаража Адольф Кегресс. Из "Сильвер Гоуста" вышел хороший вездеход. Кстати, во время Первой мировой войны "роллс-ройсы" служили... броневиками. Крепкое шасси выдерживало "крепости" массой до 2 тонн.
После войны "Призрак" модернизировали - появились электростартер и электронное освещение. Тормозами оснастили все колеса; водителю помогал уникальный механический усилитель. Шасси значительно подорожало, но спрос превосходил способности завода. Чтоб насытить заморский рынок, в 1921 году пришлось даже открыть филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей южноамериканского "Сильвер Гоуста" стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926-го выстроили 1703 автомобиля. В Англии "Фантом" сменил "Призрака" годом ранее. На родине выпустили 6173 шасси.
"Сильвер гоусты" верой и правдой служили обладателям десятилетиями. В США в 30-х на неубиваемые шасси ставили новые престижные кузова, а один из автомобилей Ленина, по слухам, безотказно возил некоего провинциального управляющего до 1939 года. И работал бы далее, но машину вождя отозвали в столичный музей.
За 95 лет компания "Роллс-Ройс" нечасто меняла модели. Они все унаследовали от "Сильвер Гоуста" импозантную стоимость, легендарную надежность и сохранили в заглавиях "призрачность" либо "серебро". Верность традициям - стиль известной марки. Ведь такие авто передают по наследию совместно с титулами, родовым серебром и родовыми замками, в каких водятся привидения...
Один из первых "Роллс-Ройс Сильвер Гоуст".
На таком автомобиле с кузовом "Руа де Бельж" Клод Джонсон ездил в испытательные пробеги.
"Призрак" 1920 года с кузовом мастерской "Мюльбахер".
Штабной "Роллс-Ройс" британского адмиралтейства в 1916 году преодолел путь от Архангельска до Турции и назад без поломок.
Один из последних "призраков" первого поколения - янки 1926 года.
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
РОЖДЕНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
ОТЦЫ
"СИЛЬВЕР ГОУСТА" САМОУВЕРЕННО Окрестили ЕГО Наилучшим АВТОМОБИЛЕМ
В МИРЕ.
И С ЭТИМ
Не достаточно КТО СПОРИЛ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Зимой 1904 года в фешенебельном манчестерском ресторане "Мидленд" повстречались Фредерик Генри Ройс и Чарльз Стюарт Роллс. 1-ый - отпрыск мельника, механик-самоучка, к 40 годам обзавелся своей компанией, где в 1903-м уже собрали три автомобиля. 2-ой - 27-летний дворянин, выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, увлеченный машинами и аэропланами, не так давно открыл торговлю ввезенными авто. Настолько различных людей свело желание строить авто, каких еще не видывал мир, - самые крепкие, самые надежные, самые комфортные.
Скоро джентльмены подписали контракт о разработке компании "Роллс-Ройс". Но истинное рождение знаменитой марки вышло несколько позднее: исключительно в 1906 году на английском "Олимпия Мотор Шоу" представили 1-ое шасси "Роллс-Ройс 40/50 НР" под заводским номером 60551.
Ранее Ройс сделал много конструкций: маленькие двухцилиндровые машины, авто с трех- и четырехцилиндровыми моторами, с "шестеркой", состоящей из 2-ух блоков - по два и четыре цилиндра, и даже восьмицилиндровый "Легалимит". Но новенькая модель ничем не повторяла предшественников.
Сильную раму сделали из качественной стали, мосты подвесили на длинноватых полуэллиптических рессорах (на ранешних 40/50 НР сзади, кроме продольных, ставили дополнительную поперечную рессору) - они дали редчайшую плавность хода. Механические тормоза действовали лишь на задние колеса, зато имели приспособление для уравнивания тормозных сил слева и справа.
Но главное пряталось под капотом. Шестицилиндровый мотор, состоявший из 2-ух симметричных блоков, имел рабочий объем 7036 смз и развивал приблизительно 48 л. с. Благодаря тщательности проработки и производства деталей, отлично уравновешенному коленвалу (поперечник его подшипников прирастили в два раза по сопоставлению с прошлыми моторами) движок работал поразительно тихо и мягко. Конструкторы применили редчайшую в те годы систему смазки под давлением.
Реализации шасси начали в 1907-м. Оно стоило 985 фунтов. В те годы за 800 фунтов можно было приобрести приличный "Кроссли-40НР", а простой "Воксхолл-6НР" обходился всего в 150 фунтов. Но в заказчиках шикарных кузовов, достойных настолько дорогого шасси, у именитых мастерских недочета не было. (Завод "Роллс-Ройс" до 2-ой мировой войны кузовов не делал.)
Скоро машине дали необыкновенное имя - "Сильвер Гоуст" ("Серебряный Дух"). По легенде, заглавием автомобиль должен посеребренным внешним деталям 1-го из первых образцов и необыкновенно тихому движку. Гласили, что самый звучный звук в салоне - тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых "сильвер гоустах" других часов не было.
Уже в 1907-м "Роллс-Ройс" рекламировали как "наилучший автомобиль в мире". Самоуверенность компании раззадорила Клода Джонсона - секретаря царского автоклуба и бывшего напарника Роллса. Он организовал огромные испытательные пробеги "Сильвер Гоуста" - поначалу на 2000 миль (3200 км), потом на 15 тыс. миль (более 24 тыс. км). Большущее по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью - вышел из строя топливный краник. Джонсон скрупулезно зафиксировал цена ремонта: 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. На не плохих участках автомобиль удавалось разогнать до 120 км/ч. Таковой скоростью в те годы могла повытрепываться не любая Подвескаивная модель.
В конце 1909 года прирастили рабочий объем мотора до 7428 смз, мощность возросла до 65 л. с. А в 1911-м для автомобиля лорда Монтегю живописец Чарльз Сайкс нарисовал набросок крылатой фигуры. С того времени статуя, нареченная "Дух экстаза", стала фирменным знаком "Роллс-Ройса". Кстати, знаменитый знак рождался достаточно прозаично: Сайксу позировала секретарь лорда Элеонора Торнтон.
В 1913 году в число именитых клиентов компании вошел русский правитель Николай II. В мае в Санкт-Петербурге открылась интернациональная авто выставка. Щит "Роллс-Ройса" занимал в Михайловском манеже достойное место. Автомобиль с шикарным кузовом компании "Кельне" восполнил королевский гараж, позднее там появился очередной "Сильвер Гоуст". А на Британской набережной в доме 62 открыли консульство английской компании.
После февраля 1917-го королевские "роллсы" служили Временному правительству, потом Совнаркому. В 1920-х два "роллс-ройса" обслуживали В. И. Ленина. Какой-то из них оснастили гусеницами сзади и лыжами впереди для езды по заснеженным дорогам из Горок в Москву. Конструкцию гусеничного движителя разработал еще до революции французский инженер, начальник королевского гаража Адольф Кегресс. Из "Сильвер Гоуста" вышел хороший вездеход. Кстати, во время Первой мировой войны "роллс-ройсы" служили... броневиками. Крепкое шасси выдерживало "крепости" массой до 2 тонн.
После войны "Призрак" модернизировали - появились электростартер и электронное освещение. Тормозами оснастили все колеса; водителю помогал уникальный механический усилитель. Шасси значительно подорожало, но спрос превосходил способности завода. Чтоб насытить заморский рынок, в 1921 году пришлось даже открыть филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей южноамериканского "Сильвер Гоуста" стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926-го выстроили 1703 автомобиля. В Англии "Фантом" сменил "Призрака" годом ранее. На родине выпустили 6173 шасси.
"Сильвер гоусты" верой и правдой служили обладателям десятилетиями. В США в 30-х на неубиваемые шасси ставили новые престижные кузова, а один из автомобилей Ленина, по слухам, безотказно возил некоего провинциального управляющего до 1939 года. И работал бы далее, но машину вождя отозвали в столичный музей.
За 95 лет компания "Роллс-Ройс" нечасто меняла модели. Они все унаследовали от "Сильвер Гоуста" импозантную стоимость, легендарную надежность и сохранили в заглавиях "призрачность" либо "серебро". Верность традициям - стиль известной марки. Ведь такие авто передают по наследию совместно с титулами, родовым серебром и родовыми замками, в каких водятся привидения...
Один из первых "Роллс-Ройс Сильвер Гоуст".
На таком автомобиле с кузовом "Руа де Бельж" Клод Джонсон ездил в испытательные пробеги.
"Призрак" 1920 года с кузовом мастерской "Мюльбахер".
Штабной "Роллс-Ройс" британского адмиралтейства в 1916 году преодолел путь от Архангельска до Турции и назад без поломок.
Один из последних "призраков" первого поколения - янки 1926 года.