ВЫШЕ - ТОЛЬКО ГОРЫ
ВЫШЕ - ТОЛЬКО ГОРЫ
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЭКСПЕРТИЗА
ВЫШЕ - ТОЛЬКО ГОРЫ
ТЕСТ МАСЕЛ ГРУППЫ Свойства SJ
ТЕКСТ / ФЕДОР МАСЛОВ
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ
Чем поближе к верхушке масляного Олимпа продвигается наша экспертиза, тем больше увлекательного и полезного мы узнаем. Напомним: в ЗР, 2000, № 9 проверке подверглись масла группы свойства SF по API, позже, в ЗР, 2001, № 1 мы взялись за масла группы SG, а спустя еще три месяца, в ЗР, 2001, № 4 дошли до SH. И вот мы практически на верхушке.
Почему практически? Группа SJ - самая последняя ступень нынешней американской систематизации - вмещает в себя такое огромное количество различных товаров, что объять их за раз оказалось для нас нереально. Условную границу обозначили так: сначала проверяем более доступные масла этой группы, в главном "полусинтетику" с более симпатичной для нас вязкостью SAE 10W40, а чуток позднее возьмемся за топ-продукты с волшебной надписью Fully synthetic motor oil (стопроцентно синтетическое моторное масло).
ЛЕЙ, КУДА ХОЧЕШЬ?
Перечислять, в какие моторы можно заливать масла группы SJ - занятие непризнательное. Можно сказать "куда хочешь", но... с учетом неких дополнительных критерий, предъявляемых производителями автомобилей. Так, у Европы свои требования к неплохим маслам (можно считать, к маслам, уже удовлетворяющим американской группе SJ). Систематизация АСЕА подразделяет их на группы А1, А2, А3 для бензиновых агрегатов, В1, В2, В3 - для легковых дизелей. Потому для иномарки евро производства масло следует подбирать быстрее по этой систематизации. Отметим: большая часть масел SJ удовлетворяют или АСЕА А2, В2, или АСЕА А3, В3. И еще несколько тонкостей.
Достаточно жесткие дополнительные требования к термостабильности моторного масла предъявляют современные моторы "Фольксвагена" (но не все), потому масло для их обязано иметь допуск VW 505.01 - этакое одобрение германской компании. Оно помещается всегда на оборотной стороне канистры (не путать с более "мягеньким" допуском VW 505.00). Увеличенного интервала подмены требуют для собственных новых машин "Mercedes", "Порше" и еще некие производители - надлежащие допуски, как несложно додуматься, тоже указаны на канистрах. Вот, пожалуй, и все премудрости. Остается добавить очевидное - внимательнее читайте аннотацию к вашему автомобилю.
КОГО И КАК Инспектировали
На этот раз образцов восемь (см. фото). Все маркированы группой свойства SJ по API. Практически все имеют класс вязкости SAE 10W40 - пожалуй, самый ходовой в нашей стране. Единственный штрейкбрехер - "ЛУКойл" - с вязкостью 5W40. Вобщем, и он производит 10W40, но, согласитесь, когда за те же Энциклопедия грузовых автомобилей можно взять 5W40... Трое из претендентов ("Шелл", "Кастрол" и "Вальволин") гордятся синтетическими компонентами в собственном составе. Другие скромничают, хотя и они могут смело называться полусинтетикой. Независимо от позиционирования все должны удовлетворять требованиям группы SJ, другими словами быть приблизительно схожими.
Сейчас о способах испытаний (просим простить за еще одно повторение). К уже обычным 6 показателям (см. ниже) сейчас добавили седьмой - "нейтрализация искусственного загрязнителя". Сущность в последующем: в масло добавляют около 20% тарированной "грязищи" и спустя 10 минут инспектируют качество диспергирования примеси в масле (ее измельчения и растворения). Проверку ведут фотоэлектрическим способом и при высочайшей температуре. Чем лучше диспергирующие характеристики, тем меньше обозначенный в таблице показатель. А так как условия во время теста моделируются близкие к тому, что происходит в верхнем (так именуемом жаровом) поясе поршня (поблизости первого поршневого кольца), принято считать, что данный показатель почти во всем определяет вредное воздействие масла на рабочий процесс в цилиндре (читай, на вредные выбросы).
Сейчас о классическом. Щелочность охарактеризовывает возможность масла нейтрализовывать кислоты, образующиеся в процессе работы мотора. Для масел больших групп свойства этот параметр сначала контрольный - позволяет найти грубую подделку. Изменение щелочности в процессе теста дает больше инфы. Пока масла, разлитые в пробирки (в присутствии катализатора), накатывают условные километры пробега, их щелочной припас падает. Если он погрузился до 4-5 единиц - плохо, масло фактически пришло в негодность. Если провал не настолько ощутим, учитывают процент падения для различных образцов. Сопоставляя, сколько процентов потеряно и сколько по абсолютному значению осталось, судят о стабильности присадок (качестве пакета) и остаточных свойствах масла - можно использовать далее либо же не стоит. Высочайшее значение щелочности у нового масла (от 9-10 ед. и выше) гласит о большенном количестве присадок и просит направить внимание на зольность (она же - сульфатная зольность). Показатель охарактеризовывает наличие металлов в масле, входящих в состав большинства присадок. Очень большая зольность (для бензиновых агрегатов - более 1,3%) чревата завышенным нагаром на свечках, а в неких случаях и большенными отложениями в движке.
Еще два показателя - изменение оптической плотности и вязкости в процессе теста. Оптическая плотность всегда вырастает, свидетельствуя об общем ухудшении свойства, а вот вязкость способна изменяться в всякую сторону. Это может быть вызвано 2-мя факторами - разложением загущающей присадки (понижение вязкости) либо окислением базы (увеличение). Так как оба процесса протекают сразу, по изменению вязкости можно судить о доминировании 1-го из их над другим. В конце концов, еще два параметра: коррозия металла, который контактирует с испытуемым маслом, и расчетная температура гарантированного запуска. Разумеется, чем коррозия меньше, а температура ниже (холоднее), тем лучше.
Отличные, Примечательные, ПОТРЯСАЮЩИЕ
Каждое из представленных масел с припасом подойдет хоть какому российскему автомобилю - это было ясно заблаговременно. Но ведь не "жигулями" едиными...
"Шелл" прилежно отнесся к выполнению собственных обязательств - сходу три наилучших показателя: оптическая плотность и коррозия металла на промежном финише (9 тыс. км условного пробега), также нейтрализация искусственного загрязнителя. Поводов придраться не отдал.
"Кастрол" выдал наилучшие характеристики по пусковым свойствам (посреди масел 10W40) и по коррозии на финише состязаний (15 тыс. км); одно из наилучших масел по оптической плотности; самая низкая зольность. Достойный ответ предшествующему участнику.
ВР - уникальная сбалансированность пакета присадок и базы исходя из убеждений стабильности вязкостных параметров; очень положительный результат по оптической плотности. Но есть в бочке меда и ложечка дегтя: эталон самую малость не дотянул до ожидаемой температуры прохладного запуска (несколько повышена вязкость при низких температурах, определяемая стандартными способами).
"Маннол" - очень отличные противокоррозионные характеристики и ровненькие, равновесные характеристики по всем остальным номинациям. Беря во внимание ценовую нишу, в какой борется соискатель, остается только добавить: так держать.
"Вальволин"- может быть, дали о для себя знать синтетические составляющие базы. Судить не беремся, но факт: эталон показал наилучший итог по оптической плотности к концу "пыток". Видно, работоспособности ему не занимать. В остальном - норма.
"Спектрол" - ровненькие и постоянные характеристики фактически во всем. Отменная нейтрализация искусственного загрязнителя (2-ой итог).
"ЛУКойл" - не будем еще раз подчеркивать хорошие низкотемпературные характеристики: этот эталон все-же относится к другому классу вязкости, более "зимнему". Зато о высочайшей остаточной щелочности можно гласить смело, здесь-то все в равных критериях. По части борьбы с загрязнителем и оптической плотности - результаты скромнее. В горячую схватку с соперниками в этих номинациях было решено не вступать.
"Эссо" - вместе с упомянутым уже "Кастролом" показало наилучший итог по прохладному пуску (посреди 10W40). Отлично сбалансировано по вязкости. В нейтрализации загрязнителя и оптической плотности проявило солидарность с "ЛУКойлом".
Вот и все, что было. До того как попрощаться, обратим внимание на очень расплывчатую связь меж надписями synthetic либо synthetic blend на канистрах и показанными плодами. Если закономерность и есть, то, быстрее, она связана с звучными именами. Но не будем забегать вперед. Не за горами окончание долгой серии масляных экспертиз. Вот когда о закономерностях сможем наговориться вволю. Заинтересованным безотступно советуем этот момент не пропустить!