ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
РЫНОК
/ЭКСПЕРТИЗА
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО
ТРАНСМИССИОНКИ 75W90 Демонстрируют КЛАСС
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
Кто из нас, скажите на милость, не желает воспользоваться неплохими маслами. А еще лучше - очень неплохими. Да вот неудача - все не плохое стоит недешево.
Никто, наверное, не колеблется в том, что трансмиссионное масло ценой 300-400 руб. за литр окажется неплохим. Тогда попробуем решить более сложную задачку - избрать трансмиссионку, которая подходит вашему автомобилю, а по стоимости соответствует способностям вашего кармашка. Исходим из того, что результаты испытаний более дешевеньких товаров вы еще не запамятовали (см. ЗР, 2002, № 2, 4). Ну что, начнем?
ДЛЯ КОГО
Вопреки желанию читателей поскорее выяснить результаты, обязаны, следуя законам жанра, начать с представления участников. Сейчас их 10. Все масла группы GL-5 гипоидные - для задних мостов и неких коробок передач - "жигулей" (не путать с "Самарой"), "волг", "нив". Можно, естественно, и в грузовики заливать, но больно недешево выйдет.
Все масла, не считая 1-го, класса вязкости 75W90, исключение... Знакомые с прошлыми тестами трансмиссионок могут додуматься - "Кастрол". Так случилось, что в 2-ух прошедших тестах масла этой компании шли отдельным зачетом. Совместно с 85W90 мы поставили рядом незагущенный "Кастрол ЕРХ90" (см. ЗР, 2002, № 2), в компанию с 80W90 - более "водянистый" ЕРХ80 (2002, № 4). Сейчас "плечом к плечу" с эталонами 75W90 встал SAF-X вязкостью 75W140. Вообще-то оно не совершенно для наших машин и создано для сверхнагруженных основных передач задне- и полноприводников, в том числе и с блокируемым дифференциалом. Подойдет для "Ленд-Крузера", "Паджеро", "Патруля". В общем, для русских автомобилей оно густовато. Тренировать им коробки без весомой на то предпосылки нет нужды. А вот поющие задние мосты другой раз и спасибо произнесут владельцу-экспериментатору.
Зачем
А правда, зачем брать драгоценное масло на синтетической базе, если и с минеральным коробка хорошо работает: не докучает поломками, не стращает воем шестеренок.
Говоря о моторных маслах, мы не раз отмечали плюсы синтетических компонент. Сначала, возможность использовать их в более широком спектре окружающих температур, в особенности низких. То же и тут. Так, у дешевенького минерального масла, маркированного 85W90, будет приблизительно та же вязкость при минус 12°С, что и у дорогого 75W90 при минус 40°С. А, скажем, при схожих минус 20°С их вязкость будет отличаться в 30-50 раз. Впечатляет? Разумеется, в одном случае передачи будут врубаться с приметным усилием, в другом - практически как летом. Да и это не все. Достоинства масел на синтетической базе проявятся и в критериях экстремальных нагрузок на коробку, когда все масла, нагреваясь, становятся более водянистыми. Тут качественные проявят огромную стойкость. Кстати, как у их дела со способностью держать нагрузку?
КАКОВО!
Результаты испытаний не просто приятно изумили - они были как гром посреди ясного неба. По всем испытанным характеристикам нынешние претенденты уверенно оторвались от собственных более дешевеньких коллег, при этом так далековато, что аутсайдеры просто скрылись за горизонтом. Поясним на цифрах.
Возьмем нагрузку сваривания, определяемую на стандартной четырехшариковой машине трения. Она указывает способность масла держать максимальную нагрузку, и по ней, кстати, вместе с другими параметрами, подразделяют масла на группы. Для GL-3 по интернациональной либо ТМ-3 по российскей систематизации установлено малое значение 2760 Н. Приблизительно столько либо чуток меньше демонстрируют и моторные масла вязкостью 15W40. Последующая группа GL-4 (ТМ-4) должна выдать "на-гора" 3000 Н, а для GL-5 (ТМ-5) вытащи да положь 3280 Н.
А сейчас о результатах. Масла 85W90, более дешевенькие и ходовые, проявили от 2607 до 4635Н. Разброс большой, но среднее значение для 10 испытанных образцов оказалось 3827Н. Как бы, отлично, приметно превосходит требования группы GL-5. Но не будем торопиться. Не считая требований эталона, есть более строгие условия автопроизводителей. АвтоВАЗ просит от масла более 3483Н (355кгс), а АЗЛК и того больше - 3924Н (400кгс). С этих позиций результаты, показанные эталонами 85W90, уже не кажутся настолько обнадеживающими.
Последующая группа - масла среднего ценового спектра вязкостью 80W90. Эти, помнится, проявили от 3283 до 4635Н, но среднее значение для этой 10-ки - уже 4122Н. Совершенно другое дело. А что все-таки наши нынешние эталоны 75W90? У их результаты еще выше - от 3685 до 5204 Н (!) при среднем значении (тут их тоже 10) 4508Н. Отрыв оказался внезапно велик. И это при том, что присутствующие в маслах синтетические составляющие впрямую не оказывают влияние (либо не должны оказывать влияние) на нагрузку сваривания.
Победа в 2-ух других номинациях полностью понятна. Блестящие низкотемпературные характеристики и очень отличные высокотемпературные (при перегреве масла в критичных критериях). Незаурядные возможности в экстремальных критериях показал "Кастрол 75W140". Советовать его каждому, пожалуй, не будем, но для районов с горячим климатом и томных критерий - почему бы нет? В мосты, очевидно.
Не плохое Либо Доступное
Вот и познакомились мы с очередными плодами теста. Они и сами по для себя увлекательны, а если с прошлыми сопоставить...
Итак, если сопоставлять осредненно, дешевые трансмиссионки вязкостью 85W90 стоят от 40-50 (российские) до 120-150 руб. за литр (завезенные из других стран). Созданы для уверенной работы при температурах до минус 12°С (время от времени - чуток ниже), имеют нагрузку сваривания 3800 Н (в среднем) и без интереса относятся к экстриму (вязкость около 5,6 мм2/с при 150°С).
Последующая группа 80W90 укладывается в ценовой спектр 130- 150 руб. с редчайшими отклонениями в огромную либо наименьшую сторону. Заместо минус 12 уже минус 26°С, нагрузка сваривания вырастет до 4100, но "жгучая" вязкость остается на том же уровне (5,52 мм2/с). Спрашивается, стоит брать более дорогие из масел 85W90, когда за те же Энциклопедия грузовых автомобилей можно взять 80W90?
А далее - наши экстремальщики. Они лучше по всем характеристикам, при этом практически по всем - намного, а вот стоимость... Да, в два раза больше - от 240 (210 за российский "Спектрол") до 350- 450 руб. за литр. Очень это недешево либо все таки не очень?
В коробку и задний мост "Жигулей" уйдет меньше 3 л.. Доступное российскее 85W90 обойдется таким макаром в 120-150 руб., "среднее" 80W90 - в 360-450 руб., а драгоценное - в 700-1200 (до 1400) руб. С учетом подмены раз в 60 тыс. км и среднего эксплуатационного расхода горючего около 9 л/100 км выйдет, что расходы на трансмиссионное масло составят от 0,28% за доступное масло, до 3,5% за драгоценное от издержек на бензин. Много это либо нет - решать вам.
Wellrun.
У него рекорд по другому параметру - нагрузке сваривания: 5204 Н. Естественно, мы не утверждаем, что в мире нет масел, способных на такое, но из 30 испытанных образцов (за три теста) близких цифр не показал ни один.
Liqui Moli.
Эталон показал абсолютный рекорд хладостойкости, включая два прошедших теста, - вязкость 5337 мПа.с при минус 30°С. Есть пара соперников, подобравшихся достаточно близко, но отрыв от других достаточно велик.
Spectrol Synax.
Единственный на тесте российский продукт. Во все эталоны уложился, хотя до завышенных требований производителей малость не дотянул. В общем, выступать в "еврокубках" можем, но побеждать пока не готовы.
Castrol.
Как и следовало ждать, у масла вязкостью 75W140 стойкость к перегреву (вязкость при 150°С) оказалась наивысшей. Формально это тоже рекорд - масло будет лучше работать в экстремальных критериях. Но снова повторим: продукт специфичный (поглядите на вязкость при 100°С), с его применением стоит быть очень усмотрительным (в коробки - не заливать!).
НАША СПРАВКА
Анализируя температурно-вязкостные характеристики масел при низких и больших температурах, оценивают различные вязкости. При больших - кинематическую (измеряется в мм2/с), при низких - динамическую (размерность - Па.с). Кинематическая вязкость по собственной сущности определяет способность масла течь и затекать, другими словами, это жидкотекучесть. Динамическая - охарактеризовывает сопротивление сдвигу, когда масло густеет, проще говоря, это скорость сдвига.
При низких температурах определять кинематическую вязкость заместо динамической нельзя, так как густое масло с загустителем-полимером не является так именуемой ньютоновской жидкостью.
Напротив, определять динамическую вязкость при рабочих температурах нет смысла - трудно, ну и для чего это, если тут можно воспользоваться обычный формулой для пересчета, известной из школьной физики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
Эталон, Заявленный Нагрузка Вязкость динамическая Вязкость кинематическая
стоимость за 1 л произво- сварива- при низких температурах, при больших температурах,
дитель ния, мПа.с мм2/с
Н -20°С -30°С 100°С 150°С
Liqui Moly, Liqui Moly
API GL-5 GmBH 4635 2385 5337 14,3 6,1
SAE 75W90 D-89081 ULM
310 руб.
Wellrun Wellrun
Passion Synthgear Femhavenweg
API GL-4, GL-5 50 3089 KH 5204 6062 15 114 14,8 5,8
SAE 75W90 Rotterdam
250 руб.
Castrol Castrol Austria
SAF-X GmBH 2355
API GL-5 Wiener 4900 9607 22 403 24,1 9,3
SAE 75W140 Neudorf
450 руб.
76 Lubricants Company 76 Lubricants
MP Gear Lube Company
API GL-4, GL-5 a division 4136 2078 5937 13,8 6,0
SAE 75W90 of Costa Mesa,
290 руб. California
Valvoline Manufactured by Valvoline
GEAR OIL Syn Power Erope, a division of Ash-
API GL-4, GL-5 land Inc. Wildrechtsewey 4900 4905 11 970 14,4 5,8
SAE 75W90 39 3316 BG Dordrecht
290 руб. Netherlands
Motul Manufactured
GEAR 300 by Motul 119 Bd
API GL-5 Felux 94 93303 4900 5972 15 365 14,1 5,7
SAE 75W90 Albervilliers CX,
450 руб. France
JB German Oil
Hypoid-Getriebeoel, Мейд
Vollsynthetisch in Germany 4136 2557 5822 14,3 6,0
API GL-5 SAE 75W90
240 руб.
Texaco
Multigear S
API GL-4, GL-5 Texaco EC 4900 4785 11 816 13,8 5,5
SAE 75W90
240 руб.
Mobil Oil
Mobil SHC Corporation
API GL-5 Keskuskatu 7, 3685 8071 20 000 16,3 6,5
SAE 75W90 Helsinki,
350 руб. Finland

Spectrol Synax Промышленная
API GL-5 группа 3685 9607 34 858 13,8 5,3
SAE 75W90 "Спектр-Авто"
210 руб.