СКУТЕРРА-ИНКОГНИТА
СКУТЕРРА-ИНКОГНИТА
КЛУБ "Автовладелец"
Мото
Заморили ПРОБКИ? САДИСЬ НА СКУТЕР!
СКУТЕРРА-ИНКОГНИТА
АЛЕКСАНДР ВОРОНЦОВ
Что и гласить, когда по ту сторону окна дождик со снегом либо собачий холод, ездить лучше на машине. Даже стоять в пробках не так тягостно, сидя в тепле. Но, во-1-х, не многим дано, а во-2-х, с пришествием лета в огромных городках пробки становятся образом жизни.
А ведь об этом ужасе можно запамятовать по последней мере до озари! И выход-то издавна известен. Не нужно изобретать велик - нужно на нем ездить, лучше с моторчиком. Имя такому экипажу - мотороллер, но длинноватое и неуклюжее, оно через 50 лет перевоплотился в куцее и оживленное "скутер".
Строго говоря, это одно и то же: разновидность байка со сдвинутым под седло мотором, комфортным для посадки просветом и развитыми облицовками для защиты седока от грязищи и набегающего воздуха. Подлинный бум на эрзац-Новинки Автопрома грянул посреди ХХ века. Сначала посреди 30-х полыхнуло в США (там этот аппаратик и окрестили скутером - scooter), а после войны зараза стремительно расползлась по Европе (окрестившей новинку "мотороллером") и Стране восходящего солнца. Быстро пройдя курс технической эволюции, эти стрекоталки посягнули на роль автомобиля: дескать, и комфорт, и защита от непогодицы - как у взрослых. За это скоро и поплатились: как бюргер дорос до реального автомобиля, он, не мешкая, выслал двухколесного друга на свалку...
Новенькая волна популярности вздыбилась лет 20 вспять. Породили ее топливные кризисы и пробки в мегаполисах. Потребовалось что-то доступное, комфортное в управлении и поболее пронырливое. Поднявшие эту волну жители страны восходящего солнца сначала ориентировались на домохозяек, но скоро сообразили, что главный клиент - молодежь. Первоначальную сдержанность форм сменила стильная Подвескаивность, и громоздкое "мотороллер" совсем уступило место быстрому "скутер".
Современный скутер - машина для тех, кто не желает торчать в пробках и спорить с инспекторами ГИБДД. Да, львиная толика этих самокатов - с 50-кубовыми моторами, и согласно ПДД они - велики. Кое-кто ухитряется выдать за "полтинник" 100- и даже 125-кубовый аппарат. Не тайна, что свобода от бюрократии нередко главный аргумент в пользу покупки скутера. 2-ой же - умопомрачительная легкость воззвания: отдал газу - поехал, надавил на тормоз - тормознул, об остальном "задумывается" вариатор. В конце концов, третье, но не последнее достоинство: на скутере можно (пусть с обмолвками) ездить в обыкновенной одежке - пиджаке и галстуке.
Палитра современных скутеров очень широка - от простых и дешевеньких "табуреток" до больших и шикарных "диванов". Для стандартных маршрутов работа-дом идеальнее всего подойдет "крейсер" средних размеров с четырехтактным мотором объемом 125- 200 смз: таковы "Италджет Джет-Сет", "Пежо-Электар", "Веспа", "Ямаха-Тео'с". Удобная разновидность - машины на 16-дюймовых колесах ("Хонда-SH", "Априлиа-Скарабео"). В последние годы быстро набирают популярность огромные скутеры с растянутой базой, шикарными двухместными сиденьями-креслами и движками рабочим объемом от 250 смз и выше: "Сузуки-Бергман" (на заставке), "Ямаха-Маджести", "Пьяджо-Х9". У новейших экземпляров таких машин - "Хонды-Сильвер Уинг", "Ямахи T-Max" - двухцилиндровые моторы мощностью до 55 л. с.! Они, естественно, не способны лавировать в городском потоке с изяществом 50-кубовых малюток, зато на шоссе с легкостью разгоняются до 160 км/ч.
Противоположность таким гиперскутерам - машины Подвескаивного склада ("Джилера-Раннер", "Пежо-Джет Форс"). Их просто опознать по горбу, наполовину закрывающему просвет меж седлом и управляющий колонкой. Спрятанная в нем пространственная рама обладает еще большей жесткостью, настолько нужной для неплохой маневренности. Кстати, "Джет Форс" - 1-ый серийный, снаряженный мотором с компрессором! Домом стоят "внедорожные" модификации на пухленьких шинах с универсальным рисунком протектора: "Дэлим Е-Файв", "Ямаха-BW'S". На уникальность удачные снаряды для дачных развлечений!
Такая даже не карта - ориентировочная схема земли по имени Scooterra. Но возлагаем надежды, что она стала чуток наименее incognita.
И все-же в концепции скутера есть некоторый комплекс неполноценности. Ну почему он лезет из кожи вон, чтоб стать автомобилем? Новенькая "фишка" - скутеры с крышей! В первый раз идею воплотила "Хонда" в модели "Джиро-Канопи", а чуток позднее ее с экстазом схватили европейцы. Компания БМВ в собственном футуристическом С1 (мгновенно ставшем хитом продаж) не только лишь дает водителю крышу над головой, да и пристегивает его ремнями. Сейчас владельцы таких машиненок судятся с местной дорожной милицией, доказывая, что шлем при таком раскладе ни к чему.
Скутеру уже не угрожает смерть от авто популяции - не те времена. Измученное заторами население все охотнее изменяет автомобилям и вверяет свою судьбу юркой двухколеске. Довольны и поборники экологии. Все таки 150 кг железа требуют для передвижения меньше бензина, чем четырехколесная тонна. Приметный симптом: в почти всех больших городках Европы стараются ограничивать заезд автомобилей в центр городка, зажигая зеленоватый свет перед скутерами.
И очередной нюанс: те же 150 кг просто везет электротяга. Большие мотоциклетные концерны интенсивно работают над "водородными" скутерами. История повторяется: массивные и прожорливые динозавры-автомобили могут вымереть под напором нового племени: юркого, экономичного и экологичного.
Продолжение темы - на с. 155.
"Веспа-РХ", 2-тактный 200-кубовый движок, 11 л. с., 4-ступенчатая КП, 99 кг, 102 км/ч.
Комфорт, экономичность, престиж - "Ямаха-Маджести": 180 см3, 16 л. с., 125 кг, 120 км/ч.
Мегаскутер "Хонда-Сильвер Уинг"
(2 цилиндра, 582 см3, 40 л. с., 204 кг, 160 км/ч) утрет нос авто не только лишь в пробке.
Дамы выбирают скутеры на огромных колесах. "Пьяджио-Либерти": 150 см3,
12,5 л. с., 99 кг, 98 км/ч.
Все под крышу и пристегнуть ремни - БМВ-С1: 176 см3, 18 л. с., 185 кг, 112 км/ч.
"Пежо-Джет Форс". 125-кубовый движок с компрессором - взрывное ускорение.