ДОВЕРЯТЬ ЛИ МАНОМЕТРУ?
ДОВЕРЯТЬ ЛИ МАНОМЕТРУ?
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ДОВЕРЯТЬ ЛИ МАНОМЕТРУ?
Каким "давлением" накачано колесо? Это зависит не только лишь от нашего с вами желания,
да и от точности манометра, которым мы пользуемся.
Александр БУДКИН
ЭКСПЕРТИЗА. Признаться, сначала мы несколько сомневались в актуальности избранной для экспертизы темы, но под занавес нашей работы выплыл факт, подтвердивший, что выбор оказался очень кстати.
Для экспертной оценки было взято 6 образцов манометров. Три из их - маленькие, обычные всем приборы, созданные для проверки давления в шинах легковых автомобилей. Еще два - конструктивно включены в состав ножных насосов. Последний, 6-ой манометр был установлен на электронном компрессоре забугорного производства без "опознавательных символов".
Два из 3-х "обыденных" манометров именуются идиентично - МД-214, но шкалы у их различные и сделаны они на различных заводах (фото 1). У 1-го (назовем его "номер один") шкала от 50 до 300 кПа (от 0,5 до 3 ата). Сделан он владимирским заводом "Точмаш" и должен по ГОСТ 9921-81 иметь погрешность измерений ±10 кПа. У его "брата" с символом "ПА" шкала от 0,5 до 3х100 кПа, на самом деле та же, что и у первого прибора. Назовем его "номер два".
3-ий "обыденный" манометр, называемый МД-209, наделен, можно сказать, уникальной шкалой (фото 2). Из 5 ее больших рисок подписаны только три, но зато как: "1", "2,5", "4". Обычная математика дает подсказку, что посредине меж "1" и "2,5" предполагается значение "1,75", а меж "2,5" и "4" - "3,25". Удивительно, не правда ли? В процессе испытаний появилась, но, другая догадка: неопознанным рискам можно приписать значения "2" и "3". Конкретно при таком раскладе показания манометра близки к настоящим значениям. Но тогда выходит, что меж "неопознанными" рисками стоимость деления 0,1х100 кПа, а в остальной части шкалы - 0,2х100 кПа.
4-ый прибор - один из 2-ух манометров, интегрированных в ножной насос ВЗЭП Витебского завода. Он меньше размером, чем его сотрудник, но при всем этом более четкий - класс точности 2,5 (фото 3). Градуировка шкалы от 0 до 0,4 МПа, по другому говоря, до 400 кПа, либо до 4 ата. Последующий, 5-ый манометр (то же фото 3) установлен на таком же насосе от ВЗЭП, но, как уже сказано, имеет б'ольшие размеры (и спектр измерений), но наименьшую точность (класс 4,0). Шкала от 0 до 600 кПа (до 6 ата). В конце концов, 6-ой манометр (фото 4) - электронного воздушного компрессора (air compressor). Его шкала обещает нам спектр измерений аж до 1700 кПа (17 ата). Стоимость деления при всем этом 50 кПа (0,5 ата). Согласитесь, навряд ли таковой прибор сумеет поймать разницу меж 1,9 и 2,1 ата.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Как мы и подразумевали, ужаснее других "отработал" манометр, интегрированный в электрокомпрессор. Его шкала не позволяла точно найти давление и практически все приведенные в таблице числа уложились в одно деление шкалы. Использовать для измерения давления таковой прибор, естественно, не стоит.
Достойные внимания результаты отдала экспертиза интегрированных манометров на насосах российского производства. Тот, что больше размером и, казалось бы, должен больше понравиться будущему покупателю, ошибался почаще собственных братьев (см. таблицу), занижая показания во всем спектре проведенных нами измерений (от 1 до 2,2 ата). Но стоит этому удивляться - высочайшей точности (класс 4,0) он и не обещает. 2-ой манометр от того же ножного насоса хоть и был с виду скромнее, но благодаря более высочайшему классу точности (2,5) отработал не ужаснее "обыденных" манометров и даже затмил некие из их. Как говорится, мал золотник, да дорог.
Сейчас обратимся к "обыденным" манометрам. Оба прибора МД-214, невзирая на разную шкалу и различные заводы-изготовители, проявили идентичные результаты: точно отработали при 2,2...2,0 ата и однообразно повышали погрешность при наименьшем давлении, занижая реальные показания. Манометр МД-209 был точен в спектре 1,3...1,8 ата, несколько завышал значения при 1,8...2,2 ата и чуток занижал при 1,0...1,4 ата. Правда, показания МД-209 мы определяли, исходя из нелинейности его шкалы, полагая, что у неопознанных рисок были значения 2,0 и 3,0 (см. выше).
РЕЗЮМЕ. Проведенные замеры не могут служить основанием, чтоб верно найти, какой из манометров занял 1-ое место, какой 2-ое, третье. Для этого необходимо было бы проверить, как минимум, по 10-ку схожих изделий, приобретенных в различных магазинах. Но приобретенных данных довольно, чтоб дать две советы: во-1-х, не следует доверяться всецело манометрам, интегрированным в насосы, лучше инспектировать их показания "обыкновенными", кстати, достаточно дешевенькими изделиями, во-2-х... А вот тут начинается самое увлекательное: проводя тесты, мы проверили и собственный манометр, тоже МД-214, но прослуживший около 3-х лет. Там, где наш "ветеран" демонстрировал 2,0 ата, по сути оказалось 2,4 ата. А если б мы накачали колесо до 2,2 ата по нашему манометру, по сути было бы 2,6 ата. Это больше, чем 2,5 ата - предельное давление для данного типа шин. Вот вам и воздействие манометра на Законодательство движения. Пожалуй, сумма в 10-15 руб. за манометр не так велика, чтоб раз в два-три года его не поменять. Ужаснее от этого не будет.
Редакция благодарит
ООО "ТУРБО-СТЭД" за помощь в подготовке материала.
Наша справка
ВСЕ МАНОМЕТРЫ разделяются по классу точности: 0,2; 0,6; 1,2; 2,5; 4,0 (чем меньше цифра, тем поточнее прибор). Определяя точность показаний устройств, нужно, чтоб эталонный прибор был хотя бы на один класс точности выше, чем испытуемые эталоны. В нашем случае эталонный манометр имел класс точности 0,6, а подопытные - 2,5...4,0.
Наша справка
ДАВЛЕНИЕ можно определять в Паскалях (Па, кПа, МПа), барах, килограмм-сила на квадратный сантиметр (кгс/см2), миллиметрах ртутного столба либо в атмосферах. При этом "атмосферы" бывают различные - физическая и техно. Физическая обозначается "атм" - это те же 760 мм рт. ст. либо 101324,72 Па. Техно обозначается "ата" и для удобства принята равной 100 000 Па, либо 100 кПа, либо 0,1 МПа. Ей равен и один бар. А вот "один килограмм-сила" - это 98066,5 Па. Так что, переводя "атмосферы" либо "килограммы" в кило- либо мегапаскали, не торопитесь просто приписывать либо зачеркивать нолики.
1. Два манометра МД-214 с различными шкалами от различных заводов.
2.Манометр МД-209 со "необычной" шкалой.
3.Два ножных насоса с различными манометрами.
4. Электронный компрессор со своим манометром.
5. Эталонный прибор от МЗМ с классом точности 0,6. Шкала - от 0 до 10 кгс/см2.
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ДОВЕРЯТЬ ЛИ МАНОМЕТРУ?
Каким "давлением" накачано колесо? Это зависит не только лишь от нашего с вами желания,
да и от точности манометра, которым мы пользуемся.
Александр БУДКИН
ЭКСПЕРТИЗА. Признаться, сначала мы несколько сомневались в актуальности избранной для экспертизы темы, но под занавес нашей работы выплыл факт, подтвердивший, что выбор оказался очень кстати.
Для экспертной оценки было взято 6 образцов манометров. Три из их - маленькие, обычные всем приборы, созданные для проверки давления в шинах легковых автомобилей. Еще два - конструктивно включены в состав ножных насосов. Последний, 6-ой манометр был установлен на электронном компрессоре забугорного производства без "опознавательных символов".
Два из 3-х "обыденных" манометров именуются идиентично - МД-214, но шкалы у их различные и сделаны они на различных заводах (фото 1). У 1-го (назовем его "номер один") шкала от 50 до 300 кПа (от 0,5 до 3 ата). Сделан он владимирским заводом "Точмаш" и должен по ГОСТ 9921-81 иметь погрешность измерений ±10 кПа. У его "брата" с символом "ПА" шкала от 0,5 до 3х100 кПа, на самом деле та же, что и у первого прибора. Назовем его "номер два".
3-ий "обыденный" манометр, называемый МД-209, наделен, можно сказать, уникальной шкалой (фото 2). Из 5 ее больших рисок подписаны только три, но зато как: "1", "2,5", "4". Обычная математика дает подсказку, что посредине меж "1" и "2,5" предполагается значение "1,75", а меж "2,5" и "4" - "3,25". Удивительно, не правда ли? В процессе испытаний появилась, но, другая догадка: неопознанным рискам можно приписать значения "2" и "3". Конкретно при таком раскладе показания манометра близки к настоящим значениям. Но тогда выходит, что меж "неопознанными" рисками стоимость деления 0,1х100 кПа, а в остальной части шкалы - 0,2х100 кПа.
4-ый прибор - один из 2-ух манометров, интегрированных в ножной насос ВЗЭП Витебского завода. Он меньше размером, чем его сотрудник, но при всем этом более четкий - класс точности 2,5 (фото 3). Градуировка шкалы от 0 до 0,4 МПа, по другому говоря, до 400 кПа, либо до 4 ата. Последующий, 5-ый манометр (то же фото 3) установлен на таком же насосе от ВЗЭП, но, как уже сказано, имеет б'ольшие размеры (и спектр измерений), но наименьшую точность (класс 4,0). Шкала от 0 до 600 кПа (до 6 ата). В конце концов, 6-ой манометр (фото 4) - электронного воздушного компрессора (air compressor). Его шкала обещает нам спектр измерений аж до 1700 кПа (17 ата). Стоимость деления при всем этом 50 кПа (0,5 ата). Согласитесь, навряд ли таковой прибор сумеет поймать разницу меж 1,9 и 2,1 ата.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Как мы и подразумевали, ужаснее других "отработал" манометр, интегрированный в электрокомпрессор. Его шкала не позволяла точно найти давление и практически все приведенные в таблице числа уложились в одно деление шкалы. Использовать для измерения давления таковой прибор, естественно, не стоит.
Достойные внимания результаты отдала экспертиза интегрированных манометров на насосах российского производства. Тот, что больше размером и, казалось бы, должен больше понравиться будущему покупателю, ошибался почаще собственных братьев (см. таблицу), занижая показания во всем спектре проведенных нами измерений (от 1 до 2,2 ата). Но стоит этому удивляться - высочайшей точности (класс 4,0) он и не обещает. 2-ой манометр от того же ножного насоса хоть и был с виду скромнее, но благодаря более высочайшему классу точности (2,5) отработал не ужаснее "обыденных" манометров и даже затмил некие из их. Как говорится, мал золотник, да дорог.
Сейчас обратимся к "обыденным" манометрам. Оба прибора МД-214, невзирая на разную шкалу и различные заводы-изготовители, проявили идентичные результаты: точно отработали при 2,2...2,0 ата и однообразно повышали погрешность при наименьшем давлении, занижая реальные показания. Манометр МД-209 был точен в спектре 1,3...1,8 ата, несколько завышал значения при 1,8...2,2 ата и чуток занижал при 1,0...1,4 ата. Правда, показания МД-209 мы определяли, исходя из нелинейности его шкалы, полагая, что у неопознанных рисок были значения 2,0 и 3,0 (см. выше).
РЕЗЮМЕ. Проведенные замеры не могут служить основанием, чтоб верно найти, какой из манометров занял 1-ое место, какой 2-ое, третье. Для этого необходимо было бы проверить, как минимум, по 10-ку схожих изделий, приобретенных в различных магазинах. Но приобретенных данных довольно, чтоб дать две советы: во-1-х, не следует доверяться всецело манометрам, интегрированным в насосы, лучше инспектировать их показания "обыкновенными", кстати, достаточно дешевенькими изделиями, во-2-х... А вот тут начинается самое увлекательное: проводя тесты, мы проверили и собственный манометр, тоже МД-214, но прослуживший около 3-х лет. Там, где наш "ветеран" демонстрировал 2,0 ата, по сути оказалось 2,4 ата. А если б мы накачали колесо до 2,2 ата по нашему манометру, по сути было бы 2,6 ата. Это больше, чем 2,5 ата - предельное давление для данного типа шин. Вот вам и воздействие манометра на Законодательство движения. Пожалуй, сумма в 10-15 руб. за манометр не так велика, чтоб раз в два-три года его не поменять. Ужаснее от этого не будет.
Редакция благодарит
ООО "ТУРБО-СТЭД" за помощь в подготовке материала.
Наша справка
ВСЕ МАНОМЕТРЫ разделяются по классу точности: 0,2; 0,6; 1,2; 2,5; 4,0 (чем меньше цифра, тем поточнее прибор). Определяя точность показаний устройств, нужно, чтоб эталонный прибор был хотя бы на один класс точности выше, чем испытуемые эталоны. В нашем случае эталонный манометр имел класс точности 0,6, а подопытные - 2,5...4,0.
Наша справка
ДАВЛЕНИЕ можно определять в Паскалях (Па, кПа, МПа), барах, килограмм-сила на квадратный сантиметр (кгс/см2), миллиметрах ртутного столба либо в атмосферах. При этом "атмосферы" бывают различные - физическая и техно. Физическая обозначается "атм" - это те же 760 мм рт. ст. либо 101324,72 Па. Техно обозначается "ата" и для удобства принята равной 100 000 Па, либо 100 кПа, либо 0,1 МПа. Ей равен и один бар. А вот "один килограмм-сила" - это 98066,5 Па. Так что, переводя "атмосферы" либо "килограммы" в кило- либо мегапаскали, не торопитесь просто приписывать либо зачеркивать нолики.
1. Два манометра МД-214 с различными шкалами от различных заводов.
2.Манометр МД-209 со "необычной" шкалой.
3.Два ножных насоса с различными манометрами.
4. Электронный компрессор со своим манометром.
5. Эталонный прибор от МЗМ с классом точности 0,6. Шкала - от 0 до 10 кгс/см2.