КОЛПАЧОК - НЕ ПУСТЯЧОК
КОЛПАЧОК - НЕ ПУСТЯЧОК
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
КОЛПАЧОК - НЕ ПУСТЯЧОК
Подделка под "фирму" оказалась условно работоспособной.
Александр БУДКИН
У этой ответственной детальки - своя история. Начало ее связано с возникновением первых "жигулей". Вот тогда для производства колпачков разработали резиновую смесь 51-1537а-2 на базе акрилатного каучука. Но специально сделанный материал был очень далек от эталона: из-за его недостаточной теплостойкости колпачки добивались подмены уже через 40-50 тыс. км пробега. Меж тем приблизительно в то же время у нас освоили выпуск более совершенной (и поболее дорогостоящей) резиновой консистенции на базе фторкаучука СКФ-26. Позднее, в 80-х годах, из нее стали делать колпачки для переднеприводных ВАЗов (деталь 2108-1007027), приметно превосходившие собственных предшественников для "классики" - VAZ 2101...2107. Ими поменяли колпачки забугорного производства, которыми сначала оснащались "самары", и доныне их не без основания считают наилучшими посреди российских аналогов, показавшихся в различное время.
ИХ БЫЛО ШЕСТЕРО
Проверке в лаборатории НИИ эластомерных материалов подверглись 6 комплектов маслоотражательных колпачков, из числа тех, что в большинстве случаев встречались нам в магазинах. Русские "Резерв" из Самары за 20 руб. (фото 1), темные безымянные колпачки (похоже, тоже русские) по 2руб. за штуку (фото 2), подделка под "Гётце" за 60 руб. (фото 3), германские SM по 70руб. (фото 4), французские "Элринг" за 72 руб. (фото 5) - эти продавались "россыпью" по 9 руб. за штуку и германские "Гётце" (истинные) за 95 руб. (фото 6).
В программку экспертизы вошли стандартные тесты в перегретом моторном масле М5з10Г1 (175оС, 72 часа), в ацетоне (20оС, 72 часа), в концентрированной азотной кислоте (20оС, 24часа) и, в конце концов, в воздушной сауне (250оС, 5 часов). При всем этом на каждую последующую "пытку" отчаливал не замученный до полусмерти колпачок, а новый, еще не нюхавший пороху боец из имеющегося комплекта.
1-ые результаты теста наметились еще до главных испытаний. Проверив качество крепления уплотнительного элемента к арматуре, специалисты выставили твердую "пятерку" только трем из 6 комплектов: самарскому "Резерву", французскому "Элрингу" и истинному "Гётце". При определении плотности резины германские SM и те же "Элринг" с "Гётце" дали осознать, что вероятнее всего только они изготовлены из обычного фторкаучука. Другие - из чего-то другого. Любознательные характеристики у поддельных колпачков "Гётце": по плотности они заняли среднее положение меж 3-мя фирменными изделиями и 2-мя русскими, но заявка на наилучшую, чем у русских колпачков, резину на фоне никуда не пригодного крепления арматуры особенного воспоминания не произвела.
Более суровые тесты расставили все по местам. После ацетона упругость сохранили только завезенные из других стран изделия - российские несколько затвердели. Старение в жарком воздухе благополучно перенесли германские SM, французские "Элринг" и "Гётце", те, что истинные. Тот же итог при испытаниях в концентрированной азотной кислоте: трое иноземцев выжили, двое россиян погибли. Среднее положение заняла подделка: в кислоте эти колпачки очень разбухли, а после извлечения из нее так же очень усохли и стали хрупкими. Комментировать это можно по-разному: с одной стороны, колпачки утратили упругость - это плохо, с другой - все они же не растворились - это отлично. Но самым, пожалуй, принципиальным испытанием стала проверка в моторном масле. Конкретно в этой среде колпачки работают в движке. Правда, температура масла в нашем тесте не 90-100оС, а 175оС - таково требование методики. И вот результаты: два германских колпачка, французские и подделка сохранили упругость, российские - некординально затвердели. Но это не повод для того, чтоб в этом случае категорично поделить эталоны на "отличные" и "нехорошие": изменение их массы более показательно. Наилучший итог у французских "Элринг" (0,08%), 2-ое место - у реальных "Гётце" (0,09%), отставших от фаворита на величину погрешности измерений, третье место - у германских SM (0,11%), потом с шестикратной различием идут поддельные "Гётце" (0,68%); на предпоследнем месте с еще огромным, практически пятнадцатикратным, отрывом - "Резерв" (9,8%), и замыкают перечень темные безымянные эталоны русского происхождения (9,9%). Таким макаром, различие в процентном изменении массы у наилучшего и худшего образцов в этом опыте превысило 120 раз (!).
Фавориты И АУТСАЙДЕРЫ
Выяснив, на что способен любой из участников теста, подведем итоги. Первое-второе места неоспоримо поделили "Элринг" и "Гётце". Различия меж ними оказались сравнимы с погрешностью измерений. Настолько же уверенно назовем бронзового призера соревнований - германские SM. Этим трем изделиям можно смело доверить движок. А вот далее все не так совершенно точно. Занявшие два последних места российские комплекты колпачков по своим способностям идентичны с теми изделиями, что шли на комплектацию традиционных ВАЗов (2101...2107) и выхаживали там по 40-50 тыс. км. Означает, серьезно гласить об их пригодности можно только применительно к заднеприводным моделям ВАЗа.
Отдельная тема для обсуждения - подделка под "Гётце". Они оказались как раз посредине - лучше аутсайдеров, но ужаснее фаворитов нашего теста. Потому для "жигулей" подходят наверное, а для "самар" - возможно. Кстати, единственным видимым различием попавшей в наши руки подделки от родных колпачков "Гётце" оказалось тиснение фирменной эмблемы на прозрачной крышке упаковки - у подделки его нет.
Результаты экспертизы не внушили оптимизма. Не удалось найти в магазинах российских колпачков из фторкаучуковой резины, которые идут на комплектацию вазовских машин в Тольятти. Не с наилучшей стороны проявили себя самарские "Резерв", хотя за ранее о их гласили в главном со знаком плюс. Либо снова подделка? Подделка под "Гётце" вообщем отдельная тема - вся Москва ими завалена, "родных" практически нет (правда, "чужие" все таки лучше российских). Один из фаворитов теста - французские колпачки "Элринг" - были куплены нами "россыпью" без какой-нибудь упаковки, а означает, запустить в продажу подделку под эти изделия жуликам будет несложно. Что ж, по последней мере, автомобилист, выбирая маслоотражательные колпачки, будет сейчас располагать подходящей информацией.
Резюме
Все колпачки имеют право на жизнь, но советовать к применению на всех автомобилях можно "Элринг", "Гётце" и SM.