МИШКИ Растут В МЕДВЕДЕЙ
"МИШКИ" Растут В МЕДВЕДЕЙ
ЭКОНОМИКА
Проекты
"МИШКИ" Растут В МЕДВЕДЕЙ
За год судьба нового семейства микроавтомобилей стала определеннее.
Лена ВАРШАВСКАЯ
Годом ранее (ЗР, 1999, № 8) родилась эта мысль - сделать семейство микроавтомобилей размером с "Оку" и меньше. На базе каркасной конструкции, с модульным пластмассовым кузовом, с разными вариациями комплектации при участии многих сборочных заводов. Все это, естественно, смотрелось эффектно, но уж очень нереально, при том, что создатели идеи никак не напоминали создателей химер - приличные Различное из АСМ-холдинга, бывшего министерства авто и сельскохозяйственного машиностроения.
Редакция решила проверить план на автомобилистах. В ответ на публикацию пришло огромное количество писем, в главном поддерживающих спорный прожект. Нашлись даже Различное, утверждавшие, что это они - настоящие создатели концепции, что их модульный автомобильчик появился ранее и именуется практически так же - "Мишей".
И все-же нужно оставаться на земле, а не парить в облаках. Существующие-то автозаводы с трудом работают. Большая часть из их сетует на нехватку средств, на трудности с поставщиками, на рост цен у металлургов и энергетиков. АвтоВАЗ, к примеру, никак не может запустить в серию новейшую "Ниву", за которой - уже очередь покупателей. А для постановки на сборочный поток "Калины" тольяттинцам требуется млрд баксов!
Как-то в этих обстоятельствах, мягко говоря, несерьезно звучат предложения сделать полностью новейшую модель автомобиля, организовать с нуля его создание...
Так казалось годом ранее, а позже история про "мишек" забылась, как детская притча. И вот...
Притча И Бывальщина
- Если в 2-ух словах, то за этот период времени мы от концепта перебежали к изготовлению опытнейших образцов, кстати, автомобильчик приметно подрос до размеров "Таврии". Обусловили 85% поставщиков компонент, отыскали завод, готовый выпускать каркасы, заключили контракт с несколькими регионами об участии в проекте, подготовили его экономическое обоснование, - сказал генеральный директор АСМ-холдинга Николай Волосов.
Выходит, мысль не погибла, притча о медведях длится?
Вобщем, решение об увеличении размеров автомобиля - полностью актуальное. Концепт был с движком "Оки", но объемы производства этой машины вырастают, и рассчитывать на то, что моторов хватит к тому же на "Мишку", не приходится.
Зато оказалось, что есть производитель полностью подходящих силовых агрегатов - украинский МеМЗ. Корейцы довели создание на этом заводе до полностью применимого уровня, а ЗАЗ, основной потребитель мелитопольской продукции, еле стоит на ногах. И моторостроители с радостью готовы поставлять МеМЗ-245 для "Мишки". Вот и пришлось под этот движок расширить автомобильчик на 130 мм, ну, заодно и удлинить на 100 мм.
Вот она, база концепции: сделать новейшую машину на базе имеющихся компонент. Это удешевит проект и сделает его воплощение реальным. На все семейство будет нужно, по расчетам АСМ-холдинга, 700-800 млн. баксов. Но вкладывать их придется не одному инвестору, а соткам, в сотки компаний. И сумма для каждого в отдельности окажется не настолько значимой.
Заключены соглашения с администрациями Смоленской, Тамбовской, Калужской областей и Мордовией. Там предприятия, участвующие в проекте, будут освобождены от уплаты налогов в местные бюджеты - вот он, источник инвестиций.
В регионах будут сделаны сборочные фабрики мощностью 5-10 тыщ автомобилей в год. Цена их (даже суммарная!) несопоставима с ценой строительства обычных - около 100 млн. баксов. Не необходимы дорогостоящие штампы, прессы, сварка и расцветка - модули кузова пластмассовые и уже есть соглашение с производителями пластмасс.
Словом, дело движется и уже перестает казаться обреченным. У "мишек" проступают реальные черты.
ДИЗЕЛЬНЫЙ, ГАЗОВЫЙ, ЭЛЕКТРО...
Вобщем, как раз определенности в чертах нового семейства автомобилей и нет. Точнее, есть столько вариантов и кузова, и движков, что просто запутаться. К примеру, в проект включилось АО "ГАЗ" (поверили??!!), объявив в программке производства дизелей "Штайр" двухцилиндровый агрегат для "Мишки". Под малогабаритный дизель с неплохим ресурсом и малым расходом горючего уже создаются мощности.
Решили использовать достоинства каркасной конструкции и сделать двухтопливный (газобензиновый) автомобиль, предусмотрев место для газового баллона за задним сидением. Правительство Москвы, участвующее в проекте, заказало электромобиль... Так что движки у семейства будут различные (кстати, и от вазовского двухцилиндрового не отрешаются). Колесные формулы тоже: и 2х4, и 4х4. Кузова - вообщем простор для фантазии: и универсал, и пикап, и автомобиль с откидным верхом, и фургон... что только можно придумать, варьируя пластмассовые Ремонт и эксплуатация!
Создатели проекта желают поменять психологию продаж: идти от заказа потребителя. Какую машину тот желает, такую ему через пару дней и соберут. Вот что только произнесет ГИБДД при регистрации такового контраста моделей, при этом способных изменяться по воле обладателя? Фактически, с инспекцией по безопасности дорожного движения уже идут переговоры.
ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА Ожидают?
Стоп! Может быть, идеализм заразен? Вдруг ловишь себя на том, что начинаешь гласить о "Мишке" как о действительности. А у него даже заглавие и то рабочее. Позже, скорее всего, будет другое. А в то же время участвуют в реализации проекта Минэкономики, главы областей, большие фабрики, НАМИ...
Кстати, конкретно в НАМИ ведут натурные тесты железного каркаса, делают бывалые эталоны. Семейство прототипов освеженных "мишек" будет представлено на Столичном мотор-шоу в сегодняшнем году.
Но забегать вперед, наверняка, все-же не стоит. Создатели проекта считают, что работа над ним должна идти сразу в 2-ух направлениях - создание автомобиля и организация производства. В дальнейшем году планируют испытание и сертификацию опытнейших образцов. А уже в 2002-м - начало серийного производства. Что ж, ожидать осталось недолго. Всего через несколько лет мы узнаем, кто был прав - скептики, считающие идею сотворения "Мишки" невозможной, либо романтики, готовые веровать в волшебство...
ПРОГНОЗ НА 2005 ГОД
В программке "Развитие авто индустрии Рф на период до 2005 года" дан прогноз развития авто парка и рынка в Рф, представленный Минэкономики РФ.
АВТОБУСЫ. По расчетам профессионалов, в 2005 году в эксплуатации будет находиться более 520 тыс. автобусов разных классов, в том числе 130-140 тыс. общего использования. Объемы продаж составят до 65 тыс. шт. в год (привезенных из других стран - до 16%). ЭкПодвесканые же поставки автобусов не превысят 3 тыс. шт.
ГРУЗОВИКИ. Реализации грузовых автомобилей в 2005 году достигнут приблизительно 240 тыс. шт. (привезенных из других стран до 24 тыс.), при этом сбыт автомобилей грузоподъемностью до 2 тонн оценивается в 148 тыс. шт. Всего к этому периоду в Рф будет эксплуатироваться около 4,5 млн. грузовиков. ЭкПодвесканые поставки грузовых автомобилей ожидаются в объеме около 20 тыс. шт.
ЛЕГКОВЫЕ. Вероятный объем продаж на внутреннем рынке Рф легковых автомобилей в 2005 году составит около 2 млн. шт. Всего же в эксплуатации будет 26 млн. Поставки по ввозу (новых и старых машин) к 2005 году предполагаются в границах 600-700 тыс. шт. (в 1999 году, по данным ГТК Рф - 150 тыс. шт.). Поставки русских легковых автомобилей на экПодвеска в 2005 году ожидаются в объеме до 200 тыс. шт. (в 1999 году - 70 тыс.).
С учетом развития производства легковых автомобилей можно предсказывать к 2005 году структуру русского рынка:
- класс А (типа "Оки") - 4,9% и В (типа "Таврии") - 13,6%. Эта ниша будет обеспечена своим русским созданием;
- класс С (типа ВАЗ) - 33,3%. С учетом совместных производств ("Дэу", КИА, "Рено", ФИАТ и др.) наш рынок сумеет быть обеспечен своим созданием на 80%, другие 20% придутся на импорт;
- класс D (типа "Москвич") - 23,4%. Будет обеспечиваться русскими автомобилями и импортными машинами русской сборки - такими как " Опель Вектра" и " Рено Меган". Импорт - до 60%;
- класс Е (типа "Волги") - 10,2%, при этом 55-60% этого класса будет выполняться снутри страны, в главном на ГАЗе. Остальное - иномарки типа "Mercedes", БМВ, "Вольво";
- класс вседорожников (типа УАЗов, "нив") - 13,2%. Рынок будет обеспечен русскими автомобилями на 50%;
- класс автомобилей завышенной вместимости в главном будет представлен импортными машинами.