ЧЕСТНОСТЬ ВНЕ ЗАКОНА
ЧЕСТНОСТЬ ВНЕ ЗАКОНА
Животрепещуще
Беззаконие
ЧЕСТНОСТЬ ВНЕ ЗАКОНА
Председателю правительства М. Касьянову.
Министру МВД В. Рушайло.
Председателю ГТК В. Ванину.
"Почетаемые Миша Михайлович, Владимир Борисович и Валентин Михайлович ! От имени тыщи безвинно пострадавших автомобилистов журнальчик "За рулем" просит дать объяснение работникам таможни и ГИБДД, что в согласовании с Конституцией РФ указания, постановления правительства и таможни не могут иметь оборотной силы. Различное, которые сейчас оказались заложниками распоряжения правительства № 942 от 15.06.99 г., вздохнут свободно и будут непомерно вам признательны".
Сколько нерастаможенных и похищенных, по данным Интерпола, автомобилей обитает в Рф? Жаль, никто не считает - их легион. Знаем об этом не понаслышке: читатели, которые оказались обладателями таких машин, завалили ЗР письмами и факсами. Они требуют помощи: ГИБДД на учет не ставит, таможня подводит под конфискацию... А автомобили-то куплены честно: в автомобильном салоне, на рынке, по объявлению.
Чтоб как-то разобраться в том, почему автовладельцев, не совершивших никаких злодеяний, лишают автомобилей и средств, "За рулем" провел конференцию "Презумпция добросовестности". В ней приняли роль О. Доронина, представитель Уполномоченного по правам человека в РФ (дальше - уполномоченный - ред.), М. Толстенко из Генеральной прокуратуры (прокуратура), В. Федоров и В. Самосев
из ГУ ГИБДД МВД РФ, А. Осинов и М. Цыгулев из Столичной западной таможни (таможня), также представители правозащитных организаций: Е. Недзвецкий (Общество потребителей автомототехники Рф - ОПАР) и В. Кузнецов (Оренбургская коллегия правовой защиты автомобилистов - ОКПЗА), юрист ЗР С. Волгин. Вопросы участникам читатели присылали по Вебу в реальном времени на веб-сайт ЗР.
"Белорусский синдром" - неувязка давнишняя, да и до настоящего времени животрепещущая для тыщ автомобилистов. Есть ли у нас с Белоруссией единое таможенное место? Если да, то почему за привезенные оттуда авто принуждают платить пошлины? При этом даже за те, что уже стояли на неизменном учете!
Уполномоченный: В 1995 году РФ и РБ заключили и ратифицировали соглашение "О таможенном союзе". В 1999 году был ратифицирован контракт о разработке союзного страны и в нем также есть пункт: таможенные места РФ и РБ едины. Вывод - претензий к машинам из Белоруссии быть не может.
Таможня: Но есть же постановление правительства № 254, которое свидетельствует об оборотном?
Уполномоченный: Соглашение "О таможенном союзе" действует и имеет б'ольшую силу, чем любые указания ГТК и постановления правительства (статья 15 Конституции)! Желаем мы того либо не желаем. По другому давайте ликвидируем наш альянс либо изменим Конституцию!
Другой "жаркий" вопрос: почему таможня не отыскивает реальных преступников - тех, кто замышлял подлог, подделывал документы и т. д., а берет Энциклопедия грузовых автомобилей с "последнего", другими словами с последнего обладателя, который таможенных правил не нарушал?
Таможня: Максимум, на что имеем право - выслать нарушителю повестку. В наилучшем случае можем постоять у него под дверцей, постучаться. Бандюганы из автомобильных салонах, нажившиеся на нелегальных продажах, грубо говоря, и не скрываются. А они переправляли контрабандой по 30-50-60 машин! Что с их сейчас взять?
ОПАР: Выходит, что таможня ожидает, пока честный приобретатель купит автомобиль, чтоб потом практически в течение 2-ух дней объявиться и покупку отобрать. И никто не отыскивает бандюгана. Правонарушитель это отлично знает и поэтому ощущает себя безнаказанно.
Юрист ЗР: Пару слов по поводу слабости таможни: есть же глава 44 в Таможенном кодексе, где предусмотрена доставка лица, привлекаемого к ответственности, административное задержание... Я понимаю, это тяжело, но законом возможности таможне даны.
Таможня конфискует у безвинных людей машины - какие есть для этого легитимные основания? Молвят, задержание нерастаможенных автомобилей концептуально служит "защите экономических интересов страны". Но обычному человеку не до концепций - ему необходимо непосредственно знать: за что?
Юрист ЗР: Хотелось бы услышать: таможня конфискует транПодвесканое средство у второго-третьего-четвертого обладателя как вещественное подтверждение либо чтоб обеспечить создание по делу? Если как вещественное подтверждение - тогда почему машину возвращают после уплаты последним владельцем пошлин? Вещдок должен храниться до окончания дела, пока не найден правонарушитель... Выходит, все-же для того, чтоб обеспечить создание. Но как это можно допускать в отношении того, на кого нельзя завести дело! Последний обладатель не совершал правонарушения. Нет вины, нет правонарушения - означает не может быть и наказания!
Таможня: А мы и не рассматриваем вопрос в отношении невиновного лица, мы говорим о неустановленном лице (как раз о том, кто вправду нарушил).
Уполномоченный: Но не это "неустановленное лицо" привлекается вами за нарушение таможенных правил. Автомобиль-то изымается, а практически конфискуется у честного приобретателя!
Честный приобретатель может обратиться в трибунал с жалобой на деяния должностного лица (сотрудника ГИБДД), который не вожделеет ставить автомобиль на учет. Допустим, трибунал удовлетворит его жалобу. Что далее? Вопросов больше не появляется?
ГИБДД: Бывает, что трибунал признает гражданина честным приобретателем... Но это не дает ему совсем никаких прав на регистрацию транПодвескаа в ГИБДД - у него нет документов, нужных для регистрации, у него на руках фальшивки. Грубо это либо не грубо, а мы считаем: тут круг замкнулся. Мы действуем только на основании законов, решений Конституционного суда и тех нормативных документов, которыми регламентирована вся наша деятельность. Так что претензии к органам ГИБДД быть просто не должно.
Юрист ЗР: Позвольте, есть 624-й приказ МВД РФ "О порядке регистрации...". В нем сказано, что если человек получает отказ в возбуждении уголовного дела, то это снимает все вопросы. Автомобиль должен быть зарегистрирован...
ГИБДД: Допустим, что в возбуждении уголовного дела на этого человека вправду отказано - он и впрямь ничего не подделывал. Но... факт остается фактом: документы поддельные. Означает кто-то сделал это грех - сделал фальшивки, и его нужно отыскать. Но это должен делать уголовный розыск. Это не прерогатива ГИБДД...
Один орган должен находить, другой - регистрировать, 3-ий - надзирать за ними... Автовладельцу тяжело разобраться в этом . Ну и не надо. Он уже заплатил налоги и, означает, оплатил свою Законодательство. Что еще от него требуется?
Прокуратура: Не брать подозрительно дешевеньких "дорогих" машин".
Таможня: Перед покупкой написать заявление с просьбой подтвердить прохождение таможенного дизайна данным автомобилем и подать в юридическую службу таможни (в Москве и области по адресу: ул. Профсоюзная, 125, тел. 424-97-45 - ред.). Но самый идеальный вариант: сам поехал в Германию, сам купил, сам оформил в милиции, сам доставил, сам на таможне произвел таможенное оформление...
ГИБДД: Если человек вожделеет приобрести машину и обезопасить себя, пусть обратится в ГИБДД, где она ранее регилась, и проверит документы - ему не откажут.
Но это уже намного больше, чем просто заплатить налоги! В конце концов, у каждого свои обязанности: "органы" инспектируют, а гражданин... он всего только вправе совершить покупку! Так что все-таки должно сделать правительство, чтоб автомобилист выполнил свое право и не мучился?
Прокуратура: Есть глобальное решение трудности - привести Таможенный кодекс в соответствие с Конституцией РФ.
Уполномоченный: Дважды подходящим Конституции трибунал признавал таковой порядок: таможня забирает, а недовольный гражданин сетует в трибунал. И два же раза пленум Конституционного суда подтверждал совершенно другую позицию: только трибунал может дать санкцию на конфискацию - никто и никаким другим образом не вправе лишить гражданина имущества! Как действовать? Практически любая статья Уголовно-процессуального кодекса уже прошла через Конституционный трибунал. С Таможенным кодексом на данный момент происходит то же самое. Это ненормально. В кодексе должно быть прямо обозначено, что конфискация вероятна исключительно в судебном порядке. Суды, конечно, будут завалены делами, но выполнить норму статьи 35 Конституции по-иному не представляется вероятным.
Прокуратура: Кодексы необходимо привести в соответствие конкретно с Конституцией РФ, а не с постановлениями Конституционного суда! Вот это будет решение трудности. А то и в Уголовном кодексе, и в Административном обозначено, что конфискация только через трибунал, а в Таможенном вроде как нет. Бред.
ОКПЗА: Закон, ухудшающий положение людей, не имеет оборотной силы - это из нашей Конституции! Вот, к примеру, 942-е распоряжение правительства (авто из Белоруссии получают ПТС в таможне) - его используют ко всем без разбора. Почему? Так как ГТК и МВД издалече совместное письмо и разъяснили своим подчиненным: отправлять в таможню ВСЕ машины независимо от даты ввоза! Мучаются автовладельцы в Оренбурге, Ижевске, Орске, Бузулуке - они приобрели машины два-три года вспять, а с их на данный момент требуют пошлины... Мы можем судиться длительно и упрямо, хотя довольно одной подписи председателя правительства и это бесчинство закончится...
Таможня утверждает, что действует на основании постановлений правительства, Таможенного кодекса и огромного количества "указаний". У ГИБДД тоже много собственных "законодательных актов". Правозащитники оперируют Конституцией и международными соглашениями. Прокуратура обязана выбирать: за соблюдением какого закона ей надзирать, когда действует сразу несколько противоречащих друг дружке. А что все-таки автовладелец?.. Ему остается только обращаться в трибунал, да и это не панацея - решение может быть отменено либо пересмотрено. Не будет же каждый гражданин доходить до Верховного суда!
Выслушав разнобой воззрений на нашей конференции, мы решили, что не остается ничего другого, как обратиться в правительство, также в Конституционный и Верховный суды, которые владеют законодательной инициативой и вправе представить поправки к кодексам в Муниципальную Думу. Наши предложения будут в наиблежайшее же время отправлены адресатам письменно.
Животрепещуще
Беззаконие
ЧЕСТНОСТЬ ВНЕ ЗАКОНА
Председателю правительства М. Касьянову.
Министру МВД В. Рушайло.
Председателю ГТК В. Ванину.
"Почетаемые Миша Михайлович, Владимир Борисович и Валентин Михайлович ! От имени тыщи безвинно пострадавших автомобилистов журнальчик "За рулем" просит дать объяснение работникам таможни и ГИБДД, что в согласовании с Конституцией РФ указания, постановления правительства и таможни не могут иметь оборотной силы. Различное, которые сейчас оказались заложниками распоряжения правительства № 942 от 15.06.99 г., вздохнут свободно и будут непомерно вам признательны".
Сколько нерастаможенных и похищенных, по данным Интерпола, автомобилей обитает в Рф? Жаль, никто не считает - их легион. Знаем об этом не понаслышке: читатели, которые оказались обладателями таких машин, завалили ЗР письмами и факсами. Они требуют помощи: ГИБДД на учет не ставит, таможня подводит под конфискацию... А автомобили-то куплены честно: в автомобильном салоне, на рынке, по объявлению.
Чтоб как-то разобраться в том, почему автовладельцев, не совершивших никаких злодеяний, лишают автомобилей и средств, "За рулем" провел конференцию "Презумпция добросовестности". В ней приняли роль О. Доронина, представитель Уполномоченного по правам человека в РФ (дальше - уполномоченный - ред.), М. Толстенко из Генеральной прокуратуры (прокуратура), В. Федоров и В. Самосев
из ГУ ГИБДД МВД РФ, А. Осинов и М. Цыгулев из Столичной западной таможни (таможня), также представители правозащитных организаций: Е. Недзвецкий (Общество потребителей автомототехники Рф - ОПАР) и В. Кузнецов (Оренбургская коллегия правовой защиты автомобилистов - ОКПЗА), юрист ЗР С. Волгин. Вопросы участникам читатели присылали по Вебу в реальном времени на веб-сайт ЗР.
"Белорусский синдром" - неувязка давнишняя, да и до настоящего времени животрепещущая для тыщ автомобилистов. Есть ли у нас с Белоруссией единое таможенное место? Если да, то почему за привезенные оттуда авто принуждают платить пошлины? При этом даже за те, что уже стояли на неизменном учете!
Уполномоченный: В 1995 году РФ и РБ заключили и ратифицировали соглашение "О таможенном союзе". В 1999 году был ратифицирован контракт о разработке союзного страны и в нем также есть пункт: таможенные места РФ и РБ едины. Вывод - претензий к машинам из Белоруссии быть не может.
Таможня: Но есть же постановление правительства № 254, которое свидетельствует об оборотном?
Уполномоченный: Соглашение "О таможенном союзе" действует и имеет б'ольшую силу, чем любые указания ГТК и постановления правительства (статья 15 Конституции)! Желаем мы того либо не желаем. По другому давайте ликвидируем наш альянс либо изменим Конституцию!
Другой "жаркий" вопрос: почему таможня не отыскивает реальных преступников - тех, кто замышлял подлог, подделывал документы и т. д., а берет Энциклопедия грузовых автомобилей с "последнего", другими словами с последнего обладателя, который таможенных правил не нарушал?
Таможня: Максимум, на что имеем право - выслать нарушителю повестку. В наилучшем случае можем постоять у него под дверцей, постучаться. Бандюганы из автомобильных салонах, нажившиеся на нелегальных продажах, грубо говоря, и не скрываются. А они переправляли контрабандой по 30-50-60 машин! Что с их сейчас взять?
ОПАР: Выходит, что таможня ожидает, пока честный приобретатель купит автомобиль, чтоб потом практически в течение 2-ух дней объявиться и покупку отобрать. И никто не отыскивает бандюгана. Правонарушитель это отлично знает и поэтому ощущает себя безнаказанно.
Юрист ЗР: Пару слов по поводу слабости таможни: есть же глава 44 в Таможенном кодексе, где предусмотрена доставка лица, привлекаемого к ответственности, административное задержание... Я понимаю, это тяжело, но законом возможности таможне даны.
Таможня конфискует у безвинных людей машины - какие есть для этого легитимные основания? Молвят, задержание нерастаможенных автомобилей концептуально служит "защите экономических интересов страны". Но обычному человеку не до концепций - ему необходимо непосредственно знать: за что?
Юрист ЗР: Хотелось бы услышать: таможня конфискует транПодвесканое средство у второго-третьего-четвертого обладателя как вещественное подтверждение либо чтоб обеспечить создание по делу? Если как вещественное подтверждение - тогда почему машину возвращают после уплаты последним владельцем пошлин? Вещдок должен храниться до окончания дела, пока не найден правонарушитель... Выходит, все-же для того, чтоб обеспечить создание. Но как это можно допускать в отношении того, на кого нельзя завести дело! Последний обладатель не совершал правонарушения. Нет вины, нет правонарушения - означает не может быть и наказания!
Таможня: А мы и не рассматриваем вопрос в отношении невиновного лица, мы говорим о неустановленном лице (как раз о том, кто вправду нарушил).
Уполномоченный: Но не это "неустановленное лицо" привлекается вами за нарушение таможенных правил. Автомобиль-то изымается, а практически конфискуется у честного приобретателя!
Честный приобретатель может обратиться в трибунал с жалобой на деяния должностного лица (сотрудника ГИБДД), который не вожделеет ставить автомобиль на учет. Допустим, трибунал удовлетворит его жалобу. Что далее? Вопросов больше не появляется?
ГИБДД: Бывает, что трибунал признает гражданина честным приобретателем... Но это не дает ему совсем никаких прав на регистрацию транПодвескаа в ГИБДД - у него нет документов, нужных для регистрации, у него на руках фальшивки. Грубо это либо не грубо, а мы считаем: тут круг замкнулся. Мы действуем только на основании законов, решений Конституционного суда и тех нормативных документов, которыми регламентирована вся наша деятельность. Так что претензии к органам ГИБДД быть просто не должно.
Юрист ЗР: Позвольте, есть 624-й приказ МВД РФ "О порядке регистрации...". В нем сказано, что если человек получает отказ в возбуждении уголовного дела, то это снимает все вопросы. Автомобиль должен быть зарегистрирован...
ГИБДД: Допустим, что в возбуждении уголовного дела на этого человека вправду отказано - он и впрямь ничего не подделывал. Но... факт остается фактом: документы поддельные. Означает кто-то сделал это грех - сделал фальшивки, и его нужно отыскать. Но это должен делать уголовный розыск. Это не прерогатива ГИБДД...
Один орган должен находить, другой - регистрировать, 3-ий - надзирать за ними... Автовладельцу тяжело разобраться в этом . Ну и не надо. Он уже заплатил налоги и, означает, оплатил свою Законодательство. Что еще от него требуется?
Прокуратура: Не брать подозрительно дешевеньких "дорогих" машин".
Таможня: Перед покупкой написать заявление с просьбой подтвердить прохождение таможенного дизайна данным автомобилем и подать в юридическую службу таможни (в Москве и области по адресу: ул. Профсоюзная, 125, тел. 424-97-45 - ред.). Но самый идеальный вариант: сам поехал в Германию, сам купил, сам оформил в милиции, сам доставил, сам на таможне произвел таможенное оформление...
ГИБДД: Если человек вожделеет приобрести машину и обезопасить себя, пусть обратится в ГИБДД, где она ранее регилась, и проверит документы - ему не откажут.
Но это уже намного больше, чем просто заплатить налоги! В конце концов, у каждого свои обязанности: "органы" инспектируют, а гражданин... он всего только вправе совершить покупку! Так что все-таки должно сделать правительство, чтоб автомобилист выполнил свое право и не мучился?
Прокуратура: Есть глобальное решение трудности - привести Таможенный кодекс в соответствие с Конституцией РФ.
Уполномоченный: Дважды подходящим Конституции трибунал признавал таковой порядок: таможня забирает, а недовольный гражданин сетует в трибунал. И два же раза пленум Конституционного суда подтверждал совершенно другую позицию: только трибунал может дать санкцию на конфискацию - никто и никаким другим образом не вправе лишить гражданина имущества! Как действовать? Практически любая статья Уголовно-процессуального кодекса уже прошла через Конституционный трибунал. С Таможенным кодексом на данный момент происходит то же самое. Это ненормально. В кодексе должно быть прямо обозначено, что конфискация вероятна исключительно в судебном порядке. Суды, конечно, будут завалены делами, но выполнить норму статьи 35 Конституции по-иному не представляется вероятным.
Прокуратура: Кодексы необходимо привести в соответствие конкретно с Конституцией РФ, а не с постановлениями Конституционного суда! Вот это будет решение трудности. А то и в Уголовном кодексе, и в Административном обозначено, что конфискация только через трибунал, а в Таможенном вроде как нет. Бред.
ОКПЗА: Закон, ухудшающий положение людей, не имеет оборотной силы - это из нашей Конституции! Вот, к примеру, 942-е распоряжение правительства (авто из Белоруссии получают ПТС в таможне) - его используют ко всем без разбора. Почему? Так как ГТК и МВД издалече совместное письмо и разъяснили своим подчиненным: отправлять в таможню ВСЕ машины независимо от даты ввоза! Мучаются автовладельцы в Оренбурге, Ижевске, Орске, Бузулуке - они приобрели машины два-три года вспять, а с их на данный момент требуют пошлины... Мы можем судиться длительно и упрямо, хотя довольно одной подписи председателя правительства и это бесчинство закончится...
Таможня утверждает, что действует на основании постановлений правительства, Таможенного кодекса и огромного количества "указаний". У ГИБДД тоже много собственных "законодательных актов". Правозащитники оперируют Конституцией и международными соглашениями. Прокуратура обязана выбирать: за соблюдением какого закона ей надзирать, когда действует сразу несколько противоречащих друг дружке. А что все-таки автовладелец?.. Ему остается только обращаться в трибунал, да и это не панацея - решение может быть отменено либо пересмотрено. Не будет же каждый гражданин доходить до Верховного суда!
Выслушав разнобой воззрений на нашей конференции, мы решили, что не остается ничего другого, как обратиться в правительство, также в Конституционный и Верховный суды, которые владеют законодательной инициативой и вправе представить поправки к кодексам в Муниципальную Думу. Наши предложения будут в наиблежайшее же время отправлены адресатам письменно.