ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО
ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ЭКОЛОГИЯ
ЗАВТРА БУДЕТ ПОЗДНО
ВАРВАРЫ
НА КОЛЕСАХ
ВЕДУТ МИР
К Смерти
ТЕКСТ / Лена ВАРШАВСКАЯ, АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ
В вонючей полумгле, утопая в кучах пластмассовых бутылок, заржавелых консервных банок, многометровым слоем покрывающих отравленную землю, тенями бродят странноватые существа, непохожие на людей. Это наши правнуки на прогулке лет этак через тридцать-сорок... Такая вот антиутопическая картина рисуется в воображении, когда видишь те места, где ступает колесо нашего автомобиля. Без преувеличений: еще лет 10-20, и слово "природа" в толковых словарях снабдят пометкой "устаревшее".
Пока (пока!) еще Наша родина не дотягивает до глобальных эталонов - 400 автомобилей на тыщу населения. Но уже на данный момент мы далековато опережаем многие страны мира по количеству ядовитых выхлопов. Годичный выброс американской машины - 338 кг, а средний автомобиль россиянина "выдает" в атмосферу около 1200 кг всякой дряни! Не забудем: токсичность российских автомобилей в 6-7 раз выше, чем европейских, и в 8-10 - чем японских и американских.
Любая 3-я машина в Рф не соответствует требованиям ГОСТа, выбрасывая из выхлопной трубы ядовитые вещества 280 наименований. Российский автопарк раз в день обрушивает на многострадальную землю 50 тыщ тонн загрязняющих веществ, из которых 40 тыщ - угарный газ и поболее восьми тыщ тонн - углеводороды. Величина каждогоднего экологического вреда от транПодвескаа в Рф составляет 3,4 млрд баксов, и основная его толика (63%) связана с автомобилями.
Совместно с газами в легкие попадают соединения томных металлов. В выбросах содержатся полициклические углеводы, которые провоцируют раковые заболевания и конфигурации на генном уровне. А сажа содействует глубочайшему проникновению этих веществ в организм.
Томные металлы, в особенности свинец, плотным слоем осаждаются повдоль наших магистралей, на порядок превышая максимально допустимые нормы. Ширина таковой "мертвой зоны" - 120 метров по обе стороны дороги, а когда интенсивность движения превосходит 10 тыщ автомобилей в день - 400 метров. В ясную погоду выбросы разлетаются на 1-2 километра с подветренной стороны. И больше всего от их мучаются малыши: самая высочайшая концентрация этой мерзости - на высоте 50-150 см от поверхности.
Нормы Евро, готовность заводов выпускать неэтилированный бензин и авто с нейтрализаторами - на данный момент не об этом. По другому в какой уже раз уйдем в дебри дискуссий о государстве, экономике, политике... Лучше о другом: почему многие из нас считают себе вероятным ездить на чадящих автомобилях, не удосуживаясь привести их в порядок? Подсыпать яду в стакан соседа - и поразмыслить нельзя, а травить окружающих выхлопными газами - норма?
Аргументы, что нет средств на ремонт - пустая отговорка. Нет средств - не нужно ездить. Либо нужно обучаться обслуживать машину без помощи других.
Нет, дело совсем не в бедности. Любопытно было бы понаблюдать, как глядят иноземцы наш культовый кинофильм "Особенности государственной охоты"? Вспомните 1-ые кадры: из окна автомобиля летит "бычок", финн останавливает машину, чтоб его подобрать, и лицезреет нескончаемую обочину, густо покрытую окурками. У зарубежного зрителя, как и у персонажа-финна, округлятся глаза. Но еще более они округлятся, когда он услышит безмятежный смех зрителя русского.
У нас в порядке вещей: зарулить на пикничок в красочном месте и бросить после себя полный разгром. "Прохватить" на внедорожнике по целине так, что колеи из космоса будет видно, либо объехать пробку по газону. Кинуть прямо во дворе у дома старенькый аккумулятор либо слить отработанное масло. У "их" - проект запрета для вседорожников съезжать с дорог: следы от машины неисправимо нарушают природный баланс земли (Англия). Либо - "бутылочные билли" (в неких штатах США), стимулирующие возврат от разовой тары к обратной. "Они" задумываются о будущем, а мы...
В окно машины летит смятая сигаретная пачка, пластмассовая (а то и стеклянная!) бутылка, полиэтиленовый пакет... Зарубежный гость решит, что за рулем - несусветный нахал, который и дома сплевывает на пол да сморкается в занавески. Оказывается, очень солидный, даже интеллигентный человек: окурок выбросил, чтоб в салоне не пахло, ну и все другое - только ради поддержания порядка. Чистоту любит! Он и машину моет аккуратненько. Рядом с домом на улице либо на даче у речки.
Кто не знает, что вода с растворенными загрязнителями - фильтрат, проходя через необработанные отходы, образует ядовитую смесь, в какой находятся железо, свинец, ртуть и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек. Все это зелье, густо приправленное красителями, моющими средствами, моторным маслом и другими химикатами, попадает прямо в водоносные горизонты. А позже - в наши колодцы, водопроводные краны и в организм.
Знаем, но - оправдываемся: мойки не всюду есть, ну и цены там кусаются. Вправду, за мытье машины приходится платить необоснованно много, а всераспространенных в Европе дешевеньких моек самообслуживания в Рф почему-либо нет. Зато кликов о нелегальной деятельности "экологов" - мощнейший хор. Никто не оправдывает поборы под видом борьбы за природу. Мы просто об уровне энтузиазма (точнее, его отсутствии) к дилемме.
Пользующийся популярностью литературный герой произнес, что разруха - не в клозетах, а в головах. Можно принимать какие угодно строгие и правильные законы, но если не будет осознанного рвения их исполнять, действовать они не начнут. И спустя время рассуждать о связи технического прогресса и экологического регресса будут уже мутанты.
По данным Москомприроды, автотранПодвеска выбрасывает на каждого москвича 120 кг загрязняющих веществ, а общий вес только столичных выбросов составляет 2 млрд тонн!
По самым умеренным подсчетам, каждый год на свалки Рф выкидывают около 12 миллионов шин и миллиона авто аккумуляторных батарей. Если разольется одна только "пальчиковая" батарейка, неприменимыми к переработке окажутся 6 кубометров мусора.
В среднем легковом автомобиле весом около 1200 кг - 540 кг листовой стали и 130 кг чугуна (распадаются достаточно стремительно). Остальное - 80 кг легких сплавов, 120 кг пластиков, 90 кг резины, 50 кг стекла, 35 кг краски и др.
Беря во внимание, что средний срок службы машины составляет 13-15 лет, раз в год в Рф нужно утилизировать более полутора миллионов автомобилей.