Желаем ДЕЛАТЬ НОРМАЛЬНУЮ ТЕХНИКУ
"Желаем ДЕЛАТЬ НОРМАЛЬНУЮ ТЕХНИКУ"
ЭКОНОМИКА
/АВТОПРОМ
"Желаем ДЕЛАТЬ НОРМАЛЬНУЮ ТЕХНИКУ"
Дмитрий Стрежнев, Генеральный директор ГАЗа
На недавнешнем годичном собрании акционеров ГАЗа были подведены итоги: незапятнанная прибыль предприятия составила 44 миллиона рублей. Вы удовлетворены таким результатом?
- Если относиться к работе завода как к сиюминутному бизнесу: три рубля издержал, три 50 возвратил - отлично. Означает, мы не теряем, а зарабатываем Энциклопедия грузовых автомобилей. Но все еще труднее, если мыслить о перспективах, о том, как дело развить. Вот у нас есть "Газель" - мы на ней зарабатываем, но будущее у нее - семь, ну 10 лет, позже нужно что-то другое. А "Волга" и сейчас прибыли уже не приносит, ее рентабельность чуток выше нуля. Означает, с легковым модельным рядом необходимо решать на данный момент, чтоб через 5 лет выпускать некий другой автомобиль. Если гласить о таких, далековато идущих планах - мы только делаем 1-ые шаги.
- Как же стратегия, разработанная в свое время прежним управлением предприятия: "Волга" GAZ 3111, внедорожники "Атаман-1" и "Атаман-2"...
- Нужно глядеть на вещи реально: GAZ 3111 навряд ли имеет шанс на массовый фуррор у потребителей. Очень высока стоимость, а главное - качество ей не соответствует. Этот автомобиль никогда не станет массовым, не поменяет на конвейере сегодняшнюю "Волгу". В его создание, как и в освоение внедорожника, требуется вложить очень огромные средства. Вобщем, "Атаман", может быть, будет, когда Энциклопедия грузовых автомобилей появятся.
- Но "Базисный элемент" (прошлый "Сибал") как бы компания не бедная...
- Никто не будет вкладывать Энциклопедия грузовых автомобилей просто так. Должны быть благопристойная рентабельность, неплохой объем продаж, техно перспектива. Вот с января следующего года начнем выпускать переделанную "Газель" с дизельным движком. А через год и "Волга" будет значительно изменена по ряду черт: другие подвеска, стабилизатор поперечной стойкости, другие стартер, генератор, гидроусилитель. Да, машина малость подорожает (не больше чем на 500 баксов), но зато не будет ломаться. Нашего же потребителя завлекают, сначала, надежность и эксплуатационные свойства автомобиля. Хотя и наружность "Волги" малость поменяется.
- Но ведь так длительно длиться не может. Вы сами гласите: необходимо разрабатывать новый модельный ряд, развивать создание. Для этого требуются инвестиции.
- Все дискуссии в СМИ сводятся к последующему: неплохо бы сделать такой "mercedes" и продавать его в 20 раз дешевле. Только неясно, откуда взять для этого Энциклопедия грузовых автомобилей и как возвратить позже издержки... Посчитаем: в "Волге" прибыль завода мала, ну, скажем, 50 баксов - это 4 миллиона в год. А одна расцветка стоит 40 миллионов! Если же мы вложим 100 миллионов баксов в новый автомобиль, то сколько будем эти Энциклопедия грузовых автомобилей возвращать? И будет нужно вложить не 100 миллионов, а еще больше... Кто их даст под такую перспективу?
- Где же выход?
- На данный момент мы обсуждаем с итальянской компанией ИВЕКО, как сделать завод работающей, устойчивой компанией. При этом, с маленькими инвестициями - в сегодняшних критериях только таковой путь целесообразен экономически. Мы выделим в самостоятельные производства завод дизелей "Штайр" и завод грузовых автомобилей. Создадим план развития этих дочерних компаний ГАЗа вместе с ИВЕКО. Итальянская компания предоставит нам ноу-хау, технологии - и станет акционером этих заводов. К тому же у большой западной компании больше способностей привлечь инвестиции. Будем на промплощадке ГАЗа выпускать и "Газель", и "Соболь", развивая эти модели. Будем делать дизельный движок ИВЕКО и экПодвескаировать снаряженные им авто...
- Ведь есть же дизель "Штайр"...
- Всем понятно, что нужен новый мотор. "Штайр" навряд ли получит обширное распространение: нет сети обслуживания, запчастей, массового производства в мире, потому продажа этого мотора за границу нереальна. А у нас нет подходящих критерий для его эксплуатации - он требователен к горючему. Нужен более обычный по конструкции движок и поболее легкий в обслуживании. У ИВЕКО такие же технические свойства, как и у "Штайра", но он будет дешевле при массовости производства - при помощи итальянцев мы сможем его экПодвескаировать. У их действуют договоры с рядом государств "третьего мира", а этот рынок нас тоже интересует. Все же, это не значит, что мы совершенно отказываемся от производства "Штайра" - с течением времени все решит рынок.
- А для развития легкового модельного ряда тоже будете находить зарубежного напарника?
- На данный момент идут переговоры с ФИАТом. Пока ничего определенного сказать не могу, но, надеюсь, в скором времени появится определенность. Вообщем наша политика - реструктурировать ГАЗ, превратив его из монстра в группу малогабаритных заводов, которые в состоянии отлично работать и развиваться, отыскивать забугорных партнеров, выходы на наружный рынок. Это литейное создание, завод грузовых автомобилей, завод легковых автомобилей.
Через полтора-два года все наши совместные проекты должны начать действовать. А пока наиблежайшая цель - привести в божеский вид обычный продукт. Для этого мы каждый месяц полтора-два миллиона баксов собственных средств инвестируем в качество.
- В общем, в последнее время конструктивных перемен не предвидится.
- Понимаете, это припоминает историю об арестанте концлагеря, которого каждый денек лупят и впроголодь держат, а позже дают боксерские перчатки и принуждают на потеху драться с сытым, которого месяц мясом кормили.
Наш автопром со всех боков давят, а позже удивляются, почему наши машины ужаснее зарубежных. Но ведь есть рынок, который делает правительство: уровень доходов населения, налоги, цены на сырье. Мы же обычные, понятные Различное и желаем делать нормальную технику. Но для этого должны быть определенные правила игры. А пока, смотрите: цены на сырье, электроэнергию вырастают, на авто же мы их соответственно поднять не можем - много машин у нас можно реализовать только по низкой стоимости. Более того: старые иномарки ввозят без НДС, а мы платим НДС - есть тут логика?
- Это вы клоните к необходимости подымать ввозные пошлины?
- Вот только не нужно из нас делать безжалостных людей, которые не дают гражданам брать восьмилетние "audi". Я говорю только о том, что в государстве должны быть длительные условия работы на рынке. А мы 10 лет вступали в рынок по приказу - результат подведен? Все декларируемые цели исполнены с точностью до напротив. Гласили, будет лучше, а вышло "как обычно". Гласили, будет расцвет, вышел закат, гласили, будут работать - продолжают красть. Вот сейчас готовимся к вступлению в ВТО. К чему это приведет?
Это совсем не значит, что мы ждем, когда ситуация станет для нас подходящей тогда и возьмемся за дело. Завод работает, развивается. Есть и отличные анонсы: вот выпустили для села 150 грузовиков ГАЗ-3307 с минским дизельным движком, подходящим требованиям Евро II. Есть на их заказы, а если агропромышленный комплекс будет развиваться... Еще сделали типичный вездеход на базе БТР - понимаете, в Америке есть "Хаммер"? Возлагаем надежды, эта необыкновенная машина вызовет энтузиазм у тех, кто работает в критериях бездорожья, у любителей экстремальных развлечений... Ну и обычная продукция предприятия становится лучше: поглядите, как стали смотреться "волги", окрашенные в новеньком комплексе. Двенадцать цветов, металлик, гарантию от коррозии кузова, молвят спецы, можно лет на 6 давать!
Вообщем, поставить ГАЗ на ноги - увлекательная и притом настоящая задачка. Очень охото ее выполнить.
ЗАПИСАЛА Лена ВАРШАВСКАЯ