ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА
ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА
Задачка про "томную ношу" на багажнике "шестерки" вызвала бурные споры читателей. Одни категорически не соглашались с самим условием: нельзя, мол, грузить больше, чем предписано заводом, - и баста! Другие, напротив, утверждали: такая ситуация встречается очень нередко. Одному читателю, по его словам, бывало перевозить пятиметровые доски в люльке байка "Урал" и на "каблучке".
Недочета в вариантах не было. Одни предлагали скатить опору по наклонным доскам, прислоненным к багажнику. Но что подходит для бортового грузовика с бригадой рабочих, не всегда комфортно в других ситуациях. Багажник намного короче балки, ну и перетаскивать ее через бортик все таки придется. Более дальновидные предложили подстраховаться, придерживая опору за веревку. Кто-то заместо досок использовал лестницу. Что ж, метод хоть и не самый обычный, но подходящий.
Другой прием: опрокинуть опору на 2-ух опорах - досках, прибитых к ее торцам. При верном расчете сработает, но с гвоздями повдоль волокон либо при ином просчете конструкция сложится, и тогда машине достанется. Многие предлагали сходу затолкать опору в дом, подъехав впритирку к окну. Но всегда ли окна выходят на проезжий тракт? Много было и тех, кто рекомендовал снимать брус, развернув его на багажнике и оперев одним концом о землю. Для здорового мужчины 60-80 кг (половина веса бревна), естественно, по плечу - если не найдется более легкого метода. А в качестве промежной опоры предлагали поднятый капот "шестерки", прикрытый тряпкой, - не жаль же машину!
Было и такое решение: разбортовав колеса и надев на брус авто камеры либо покрышки, спустить опору на веревке по борту автомобиля. Либо наклонить машину опрокидывателем - и опора свалится сама. Либо загнать машину боком на косогор и уронить опору с багажника (и даже совместно с багажником!). Не наилучший выход. Кого-либо озарило: для чего мыслить, мужчин звать нужно! Один из читателей определил эту идею максимально просто: "Приобрести бутылку водки, а ассистенты найдутся".
Посреди конкурсантов нашлось много теоретиков. Чтоб сгрузить опору, нужно разогнаться и резко затормозить. "Сам бы я не отважился, - добавляет создатель письма, - но должно получиться". Правда, по его словам, это вариант "для самых ленивых и нетерпеливых". Но что делать с разбитым стеклом и помятым капотом? Вобщем, малость находчивости и познания физики - и машина будет цела. Привязываем опору тросом длиннее 11 м и разгоняемся до 22,5 км/ч с ускорением 2 м/с. Опора свалится на землю через 0,32 с после отрыва от багажника, не задев автомобиль, - читатель приводит в письме весь расчет с иллюстрациями. Жалко, что он не учел коэффициент трения и не просчитал крепкость троса - при рывке нагрузка на него будет значимая. Ну что ж, и ракеты взрывались на старте - расчет полагается инспектировать практикой.
Многие решение трудности узрели в прозрачной воде лесного озера. Концы, точнее опору, в воду и вся недолга - от воды не отпрыгнет.
Кто-то дальновидно привязывает веревку - так легче выловить опору, а вынуть ее на сберегал поможет автомобиль. Только вот точная граница меж твердью и водой бывает, пожалуй, только на географических картах; вынуть автомобиль из прибрежной глины, что с опорой, что без, идиентично тяжело. Ну и про то, что сбросить длинноватую опору, не зацепив автомобиль, совершенно тяжело, как-то запамятовали.
Кто-то пошел, точнее поплыл, еще далее. Нашлось на удивление много читателей, без колебаний предложивших... утопить автомобиль. Один даже рекомендует для смелости "принять на грудь", по российской традиции. "Опора выплывет, - объясняет создатель, - вот и решение задачки". Но много Жюлей Вернов, придумавших целое подводное путешествие: "Плотно закрываем окна и двери, въезжаем в озеро, а когда опора выплывет, потихоньку выезжаем на сберегал". И впрямь, для чего строить подводные лодки, если их с фуррором подменяет автомобиль?
Самый классный метод: распилить брус напополам - так он станет вдвое легче. Как это ранее грузчики не додумались до такового обычного решения - ведь затаскивать распиленный шкаф либо пианино еще проще!
И, в конце концов, о самой бессчетной части читателей (из которой мы избрали фаворита), решивших задачку более просто и роскошно, без гвоздиков, жердей и купания в озере. Опору можно подвесить к дереву, стропилам гаража либо сарая, воротине, а позже просто выехать из-под нее. Приподнять опору над багажником нетрудно. Возможно обойтись теми же веревками, натянув их покрепче, можно приспустить шины либо высадить в машину пассажиров. А можно, как выразился один читатель, выгрузить излишний хлам, а когда опора будет привязана, загрузить его назад. Сколько же "хлама" в машине, что та проседает под его тяжестью!
Избрать одно письмо из более чем сотки - нелегко. В почти всех из их по нескольку вариантов с занимательными рисунками - некие тут публикуем.
Сейчас премия достается Эргееву Вячеславу Николаевичу из Ефремова Тульской области. Поздравляем его!
Задачка ВОСЬМАЯ
ЗАСЛОНЯСЬ ОТ ПРОСТУДЫ
Николай с сынишкой торопились: отпуск завершается, завтра необходимо быть дома, ехать далековато. А здесь еще похолодало - дождик со снегом, порывы сильного ветра кидали старушку "шестерку" по грязной дороге, "дворники" уже не управлялись с чисткой стекла.
Откуда взялась доска, насквозь пробившая ветровое стекло, осталось загадкой - или свалилась со встречного грузовика, или подскочила, подброшенная его колесом. Невезенье? Глядя как оценить. "Бомба" влетела в салон, не зацепив путников. Маленькие ссадины от осколков стекла не в счет.
"Как далее ехать? В такую бурю без "ветровика" сходу задубеешь, а приобрести новый в наилучшем случае получится км через двести, когда выедем на огромную трассу. Как уберечься от холода и дождика?" - размышлял Николай, вынимая из провисшего уплотнителя остатки триплекса. И выдумал. Вдвоем взялись за дело - и скоро радовались собственной находчивости. Старенькый автомобиль смотрелся достаточно удивительно, воздух в салоне посвежел, но с включенным отопителем можно было ехать полностью комфортабельно.
Что бы сделали вы в таком случае?
Ответ с пометкой "Конкурс" отправьте до 10 сентября 2003 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 либо по e-mail: exp@zr.ru. Тел. (095) 207-79-84. Непременно указывайте полные паПодвесканые данные.