НЕ Заплутай В МЕЛОЧАХ !
НЕ Заплутай В "МЕЛОЧАХ"!
МУЗЫКАЛНЫЙ САЛОН
НЕ Заплутай В "МЕЛОЧАХ"!
Алексей МАЛАФЕЕВ
Если вы собрались серьезно заняться качеством звука в собственном автомобиле и с этой идеей идете в магазин - остановитесь! Количество различных кроссоверов, ресиверов, коннекторов и т. п. может сбить с толку. И как итог - набор ценой в 2000 баксов будет звучать ужаснее более обычного, что в четыре раза дешевле. Предлагаемая статья не дает всеобъятных советов - быстрее, ставит целью предостеречь от нередко встречающихся ошибок.
В свое время мне проявили "восьмерку", музыкальная система которой произвела достаточно не плохое воспоминание. При всем этом спецы утверждали, что такое сочетание компонент "играть не должно". В него входили магнитола "Сони-XR-С720", CD-ченджер "Сони-51", передняя "акустика": среднечастотная "Инфинити" с кроссовером и "пищалкой" "Кентон" и активный сабвуфер "Кларион АТ-8", находившийся в незакрепленном состоянии в багажнике. Для "восьмерки" большего и не требовалось. В предстоящем этот набор был дополнен усилителем "Кенвуд-КАС-РS100", что добавило мощи и резкости звуку, а покупка DSP (Digital Signal Processor - цифровой микропроцессор сигнала) занесла шарм, доступный не всякой бытовой системе. Никакой дополнительной звукоизоляции на машине не было.
Упомянутые спецы разъясняли свое мировоззрение так: "мягенькая" акустика "Инфинити" в купе с достаточно жесткой "Кентон" не способна дать реальной картины звука, а активный сабвуфер "Кларион" по мощности не дотягивает до принятых канонов. (Заметим в скобках, что мощность сабвуфера должна быть примерно равна общей мощности системы.)
Вроде бы то ни было, система игралась, притом, исходя из убеждений обладателя, достаточно отлично. Думаю, посодействовало отсутствие задней пары динамиков: звук "не размазывался" по салону. Низкими частотами объем заполнял сабвуфер, а передняя акустика стопроцентно отвечала за звуковой образ. Спецы развели руками, а я считаю, что звук в этой "восьмерке" - просто отдача вложенной в него души. Приведенный пример обосновывает, что в "музыкальном салоне" не все так просто, как кажется. Непременно, на опыты может идти или состоявшийся обладатель (а вдруг систему придется переделывать?), или овладевший познаниями по этой части.
Создадим очередной шаг по лестнице зания - разберемся в реальной необходимости неких компонент. Начнем с того, что тип магнитолы и необходимость в ченджере вы должны найти сами. От многофункциональных способностей хэдюнита (головного устройства, другими словами магнитолы) зависит, какой будет система в окончательном варианте (подробности - см. ЗР, 1997, № 6).
Если вы хотят установить компонентную акустику (в ней полный частотный спектр озвучивают несколько динамиков - каждый отвечает за свои определенные частоты), то без кроссовера (фильтра) вам не обойтись. Нередко акустика состоит из пары низкочастотных и высокочастотных динамиков, при всем этом каждый динамик отлично работает исключительно в строго определенном спектре. Ясно, что частотный динамик (твитер) не сумеет воспроизвести басовые нотки и при подаче на него низких частот будет очень хрипеть. То же и с низкочастотным компонентом - мощный и гибкий диффузор не в состоянии "отреагировать" на высочайшие частоты. Здесь на помощь и приходит кроссовер: конкретно он поделит в каждом канале общий сигнал на два (каждому - свое!) и подаст их на динамики. Можно пойти обычным методом - не подбирая отдельные составляющие, приобрести набор, в который заходит пассивный кроссовер, уже настроенный на характеристики динамиков.
Вы сможете приобрести систему и с активным кроссовером. Если пассивный монтируют после усилителя и он "съедает" около 5 Вт мощности, то активный кроссовер устанавливают перед усилителем. Он сам служит вроде бы для подготовительного усиления. Но активный кроссовер сразу предъявит вам новое требование: на каждом канале должен быть собственный свой усилитель (либо один, но многоканальный). Система с активным кроссовером - очень требовательная и достаточно дорогая. В случае пассивного кроссовера возможно обойтись усилителем магнитолы либо, что удобнее и лучше, добавить очередной. Решайте сами, но при всем этом не забудьте о кабеле.
Кабель, которым оснащается обычная акустика, - уже с разъемами, так что ошибок при установке быть не может (если естественно, не делать их специально). Покупая дополнительный кабель взамен штатного, вы рискуете запутаться и не получить хотимого улучшения. Помните, что "прозвонить" уже готовую цепь с динамиком нереально: сопротивление его не достаточно (около 4 Ом) и он воспринимается тестером как кусочек провода. На самом деле, так и есть - обмотка динамика состоит из провода. Потому будьте внимательны и все подключайте сходу верно.
Если вы все-же спутали полярность, ничего не сгорит - но вы рискуете утратить часть звука: например, барабан у вашей правой руки сбежит от вас, по ощущениям, метров так на 500 и вы не услышите звуковой образ таким, каким его замыслил режиссер.
Отнеситесь серьезно и к силовому кабелю. Дело не только лишь в том, какой он, да и, в основном, куда он подключен. Очень нередко основной "плюсовый" провод магнитолы подсоединяют кое-где у прикуривателя либо в районе замка зажигания. Невелика неудача, но (если аппаратура достаточно мощная) при увеличении громкости магнитоле не хватит питания. Отсюда и помигивание экрана в такт музыке, и похрипывание при "пиках". Поправить все достаточно легко: взять основной "плюс" конкретно с аккумуляторной батареи.
Каждый, наверняка, когда стартер плохо крутил движок, сперва зачищал контакты на аккуме. Ну, а звуковая система намного чувствительнее и без высококачественного соединения не обойтись. Здесь вам могут пригодиться коннекторы (соединители).
Коннектор сделает лучше звук, но не выручит от еле приметной вибрации в динамиках из-за пульсации тока генератора. Может быть, придется ставить ресивер либо конденсатор, которые отфильтруют ненужные помехи. Емкость ресивера в "хай-эндовских" (другими словами высшего класса) авто музыкальных системах доходит аж до 4 Ф (это колоссальная величина, емкость железного шара размером с Землю - 1 Ф).
Я специально не коснулся темы выбора моделей магнитолы, колонок: на вкус и цвет товарища нет. Что приобрести и сколько заплатить - ваше дело, но... в любом случае проконсультируйтесь со спецом, чтоб не заплутаться в "мелочах" и не выкинуть Энциклопедия грузовых автомобилей на ветер.
Активный кроссовер.
Двухкомпонентная акустика (низкочастотный и частотный динамики в комплекте с пассивным кроссовером).
Набор кабеля и соединений для установки двухполосного усилителя.
Ресивер.
МУЗЫКАЛНЫЙ САЛОН
НЕ Заплутай В "МЕЛОЧАХ"!
Алексей МАЛАФЕЕВ
Если вы собрались серьезно заняться качеством звука в собственном автомобиле и с этой идеей идете в магазин - остановитесь! Количество различных кроссоверов, ресиверов, коннекторов и т. п. может сбить с толку. И как итог - набор ценой в 2000 баксов будет звучать ужаснее более обычного, что в четыре раза дешевле. Предлагаемая статья не дает всеобъятных советов - быстрее, ставит целью предостеречь от нередко встречающихся ошибок.
В свое время мне проявили "восьмерку", музыкальная система которой произвела достаточно не плохое воспоминание. При всем этом спецы утверждали, что такое сочетание компонент "играть не должно". В него входили магнитола "Сони-XR-С720", CD-ченджер "Сони-51", передняя "акустика": среднечастотная "Инфинити" с кроссовером и "пищалкой" "Кентон" и активный сабвуфер "Кларион АТ-8", находившийся в незакрепленном состоянии в багажнике. Для "восьмерки" большего и не требовалось. В предстоящем этот набор был дополнен усилителем "Кенвуд-КАС-РS100", что добавило мощи и резкости звуку, а покупка DSP (Digital Signal Processor - цифровой микропроцессор сигнала) занесла шарм, доступный не всякой бытовой системе. Никакой дополнительной звукоизоляции на машине не было.
Упомянутые спецы разъясняли свое мировоззрение так: "мягенькая" акустика "Инфинити" в купе с достаточно жесткой "Кентон" не способна дать реальной картины звука, а активный сабвуфер "Кларион" по мощности не дотягивает до принятых канонов. (Заметим в скобках, что мощность сабвуфера должна быть примерно равна общей мощности системы.)
Вроде бы то ни было, система игралась, притом, исходя из убеждений обладателя, достаточно отлично. Думаю, посодействовало отсутствие задней пары динамиков: звук "не размазывался" по салону. Низкими частотами объем заполнял сабвуфер, а передняя акустика стопроцентно отвечала за звуковой образ. Спецы развели руками, а я считаю, что звук в этой "восьмерке" - просто отдача вложенной в него души. Приведенный пример обосновывает, что в "музыкальном салоне" не все так просто, как кажется. Непременно, на опыты может идти или состоявшийся обладатель (а вдруг систему придется переделывать?), или овладевший познаниями по этой части.
Создадим очередной шаг по лестнице зания - разберемся в реальной необходимости неких компонент. Начнем с того, что тип магнитолы и необходимость в ченджере вы должны найти сами. От многофункциональных способностей хэдюнита (головного устройства, другими словами магнитолы) зависит, какой будет система в окончательном варианте (подробности - см. ЗР, 1997, № 6).
Если вы хотят установить компонентную акустику (в ней полный частотный спектр озвучивают несколько динамиков - каждый отвечает за свои определенные частоты), то без кроссовера (фильтра) вам не обойтись. Нередко акустика состоит из пары низкочастотных и высокочастотных динамиков, при всем этом каждый динамик отлично работает исключительно в строго определенном спектре. Ясно, что частотный динамик (твитер) не сумеет воспроизвести басовые нотки и при подаче на него низких частот будет очень хрипеть. То же и с низкочастотным компонентом - мощный и гибкий диффузор не в состоянии "отреагировать" на высочайшие частоты. Здесь на помощь и приходит кроссовер: конкретно он поделит в каждом канале общий сигнал на два (каждому - свое!) и подаст их на динамики. Можно пойти обычным методом - не подбирая отдельные составляющие, приобрести набор, в который заходит пассивный кроссовер, уже настроенный на характеристики динамиков.
Вы сможете приобрести систему и с активным кроссовером. Если пассивный монтируют после усилителя и он "съедает" около 5 Вт мощности, то активный кроссовер устанавливают перед усилителем. Он сам служит вроде бы для подготовительного усиления. Но активный кроссовер сразу предъявит вам новое требование: на каждом канале должен быть собственный свой усилитель (либо один, но многоканальный). Система с активным кроссовером - очень требовательная и достаточно дорогая. В случае пассивного кроссовера возможно обойтись усилителем магнитолы либо, что удобнее и лучше, добавить очередной. Решайте сами, но при всем этом не забудьте о кабеле.
Кабель, которым оснащается обычная акустика, - уже с разъемами, так что ошибок при установке быть не может (если естественно, не делать их специально). Покупая дополнительный кабель взамен штатного, вы рискуете запутаться и не получить хотимого улучшения. Помните, что "прозвонить" уже готовую цепь с динамиком нереально: сопротивление его не достаточно (около 4 Ом) и он воспринимается тестером как кусочек провода. На самом деле, так и есть - обмотка динамика состоит из провода. Потому будьте внимательны и все подключайте сходу верно.
Если вы все-же спутали полярность, ничего не сгорит - но вы рискуете утратить часть звука: например, барабан у вашей правой руки сбежит от вас, по ощущениям, метров так на 500 и вы не услышите звуковой образ таким, каким его замыслил режиссер.
Отнеситесь серьезно и к силовому кабелю. Дело не только лишь в том, какой он, да и, в основном, куда он подключен. Очень нередко основной "плюсовый" провод магнитолы подсоединяют кое-где у прикуривателя либо в районе замка зажигания. Невелика неудача, но (если аппаратура достаточно мощная) при увеличении громкости магнитоле не хватит питания. Отсюда и помигивание экрана в такт музыке, и похрипывание при "пиках". Поправить все достаточно легко: взять основной "плюс" конкретно с аккумуляторной батареи.
Каждый, наверняка, когда стартер плохо крутил движок, сперва зачищал контакты на аккуме. Ну, а звуковая система намного чувствительнее и без высококачественного соединения не обойтись. Здесь вам могут пригодиться коннекторы (соединители).
Коннектор сделает лучше звук, но не выручит от еле приметной вибрации в динамиках из-за пульсации тока генератора. Может быть, придется ставить ресивер либо конденсатор, которые отфильтруют ненужные помехи. Емкость ресивера в "хай-эндовских" (другими словами высшего класса) авто музыкальных системах доходит аж до 4 Ф (это колоссальная величина, емкость железного шара размером с Землю - 1 Ф).
Я специально не коснулся темы выбора моделей магнитолы, колонок: на вкус и цвет товарища нет. Что приобрести и сколько заплатить - ваше дело, но... в любом случае проконсультируйтесь со спецом, чтоб не заплутаться в "мелочах" и не выкинуть Энциклопедия грузовых автомобилей на ветер.
Активный кроссовер.
Двухкомпонентная акустика (низкочастотный и частотный динамики в комплекте с пассивным кроссовером).
Набор кабеля и соединений для установки двухполосного усилителя.
Ресивер.