ЧЕРНЫМ ПО Белоснежному
ЧЕРНЫМ ПО Белоснежному
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ЧЕРНЫМ ПО Белоснежному
Продолжаем сезонные тесты шин для легковых автомобилей (ЗР, 1998, № 9, 10; 1999, № 3).
Сейчас тестируем нешипованные зимние покрышки.
Сергей МИШИН. Фото создателя
Мы опробовали двенадцать комплектов шин для легковых автомобилей самого всераспространенного в Рф размера - 175/70/R13. Носителями выступали авто VAZ 2110. Сначала каждую покрышку кропотливо произвели осмотр (нет ли очевидных изъянов?), обмерили, взвесили и, смонтировав на фирменные легкосплавные диски "К&К", выслали на 500-километровую обкатку.
При определении продольных сцепных параметров шины учитывалась не только лишь тормозная динамика (как для летних шин), да и интенсивность разгона. Испытания проводились раздельно на льду и на снегу.
Замеряли тормозной путь (с блокировкой всех колес с 50 км/ч до полной остановки автомобиля) и время разгона (с места до 50 км/ч с очень вероятным ускорением). Дело в том, что при разгоне и торможении протектор работает в различных критериях. В первом случае шина самоочищается, во 2-м - срезанный шашками снег стремится забить протектор.
Сцепные характеристики шин в поперечном направлении оценивались на раскатанном снегу с учетом наибольшей скорости, на которой можно выполнить маневр "объезд недвижного препятствия" (шведский "лосиный тест"), удерживая машину в данном коридоре. Определялось время прохождения коридора, по нему высчитывалась скорость. Чем она выше, тем лучше маневренность.
Совместно с тем высочайшие сцепные характеристики протектора могут сочетаться с непредсказуемостью шины в предельных режимах - резкий срыв в скольжение и утрата контроля над машиной. Таковы, к примеру, покрышки НИИШП. Шина с уменьшенными сцепными качествами часто безопаснее - скольжение начинается ранее и его легче держать под контролем.
Проходимость оценивали по тому, как автомобиль движется по глубочайшему снегу и выбирается из скользкой колеи. Снег - родная стихия для нешипованных шин, ведь шип всеполноценно работает лишь на льду.
Последующая группа тестов - удобство управления автомобилем в разных режимах движения: разгон и торможение, повороты и ровная. Оценивалось, как просто "нащупывается" начало буксования при разгоне, торможение на грани блокирования колес, прохождение скользких поворотов различной крутизны, срывы в боковое скольжение, нрав и восстанавливаемость сцепления колес с дорогой, необходимость корректировки рулем на прямых.
Испытания на экономичность включали замеры расхода горючего на скоростях 60 и 90 км/ч. Автомобиль проходил километровый горизонтальный участок на V передаче, при этом каждый застыл состоял из 2-ух заездов в обоих направлениях, чтоб исключить воздействие ветра.
Комфортабельность шин специалисты оценивали на разных покрытиях (асфальт, лед, снег, тракторный след) и на различных скоростях.
Как обычно, во всех упражнениях отправной точкой для сопоставления уже не 1-ый год выступает самая массовая покрышка Бл-85. Она же служит и для контроля: "бэ-элки" участвовали в замерах пару раз, меж тестами каждых 2-3 зимних шин, чтоб учитывать изменение состояния покрытия. Потом результаты пересчитывали и приводили к одному базисному значению. А в испытании "объезд" мы использовали две машины сразу (одна - на Бл-85, 2-ая - на испытуемых шинах), чтоб повсевременно выслеживать, как раскатывается покрытие.
Все измерения делали знакомым вам комплексом "Датрон" с датчиком пути "Корревит Л" и расходомером "Пирбург" (Германия). Время выполнения упражнения "переставка" регистрировали фотостворами.
Чтоб исключить тенденциозное отношение к шинам в "личных" тестах (прохождение скользких поворотов, рысканье автомобиля, необходимость подруливания на прямых и т.п.), специалисты проводили тесты и выставляли оценки, не зная, какая шина стояла в этот момент на автомобиле.
Кстати, наша "печка", нижнекамская Бл-85, после обкатки в 500 км и 2-ух комплексов испытаний (прошлогодние летние и зимние этого года), не пройдя и тыщи км, проявила себя далековато не наилучшим образом. Уже в конце последних испытаний машину стало значительно трясти. Пригляделись - боковины всех 4 (!) шин (на одной больше, на другой меньше) вздулись волнами. Естественно, шины работали в экстремальных режимах, но быстрота разрушения каркаса настораживает. Сейчас эта резина годится разве что для клумбы. А нам для летних испытаний пришлось брать новейшую.
После окончания тестов вновь пристально осматриваем зимние шины. И что все-таки? На боковинах "Напарника" (три покрышки из 4) и "Росавы" (две шины из 4) тоже появились маленькие волны. Любопытно, как стремительно будет прогрессировать недостаток и сколько жить этим покрышкам?
Итак, очки подсчитаны, места разыграны, но какой ценой дались они шинам? Кто-то готов заплатить любые Энциклопедия грузовых автомобилей за набор, только бы иметь самые-самые. Другому важнее сберечь домашний бюджет, но остаться при колесах. Соотношение стоимость/качество поможет в выборе. Данная величина получена делением средней цены покрышки в Москве на очки, приобретенные шиной в нашем рейтинге. Очевидно, чем меньше число, тем больше плюсов шины можно приобрести за свои Энциклопедия грузовых автомобилей. Совместно с тем это соотношение никак не оказывает влияние на занятое место, ведь фаворитов не судят.
SPT 4
Производитель - Наша родина,
Уральский шинный завод
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 9,5-9,7 мм
Масса шины - 6,8 кг
(без камеры)
Стоимость в Москве* - 500 руб.
Стоимость/качество - 6,6
Единственная посреди испытуемых камерная покрышка. Ее протектор когда-то разработали в НИИШПе, но "в родных стенках" эти шины больше не создают. Большие, без ламелей, шашки, напоминающие снежинки. Последние размечены для установки шипов.
Единственное ярко выраженное "зимнее" свойство этой шины - проходимость. Но зимнюю дорогу она держит немногим лучше Бл-85, но приметно шумнее и жестче, к тому же наименее экономна.
Может быть, ошиповка приметно сделает лучше сцепные характеристики SPT 4 на льду. Без шипов использовать эту шину на скользких покрытиях мы не советуем.
Высочайшая проходимость.
+Низкие сцепные характеристики на зимней дороге;
-невысокий уровень комфорта.
*Цены на все шины теста - примерные, приведены на середину августа.
Matador MP 57 Sibir
Производитель - СП "Тореадор Омск"
Представитель - "Тореадор М",
Москва
Наибольшая скорость - 190 км/ч (индекс "Т")
Глубина рисунка протектора - 8,5 мм
Масса шины - 6,4 кг
Стоимость в Москве - 530 руб.
Стоимость/качество - 4,14
Эта шина с самым узеньким протектором, круглым плечом с заходящей на него вырезкой. Такая же участвовала в прошлогоднем тесте зимних шин с шипами (ЗР, 1998, № 9). В новейшей шине - только отверстия под их.
Но "беззубая" МР 57 попала очевидно не в собственный "класс" - без шипов на льду она совершенно беспомощна. На заснеженной дороге покрышка все же держится хорошо. Но по проходимости "Сибирь" оказалась худшей. По комфортабельности и экономичности - "крепким середнячком".
+ Хорошие сцепные характеристики на снежной дороге; приемлемый уровень комфорта.
- Неудовлетворительная проходимость; низкие сцепные характеристики на льду.
Partner М 232
Производитель - Наша родина,
Столичный шинный завод
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 10,5 мм
Масса шины - 5,7 кг
Стоимость в Москве - 555 руб.
Стоимость/качество - 3,1
Эта шина, знакомая читателям по прошлогоднему тесту "колющихся" шин (ЗР, 1998, № 9), сейчас представлена, как и "Тореадор МР 57", в нешипованном варианте.
Конкретно отсутствие шипов не позволило "Партнеру" подняться выше 10-го места. На льду тормозные характеристики шины без "колючек" очень низкие.
А вот поперечные сцепные характеристики по сопоставлению с шипованным вариантом снизились всего на 2 % - может быть, шипы прошлогоднего "Напарника" были размещены очень близко к краю протектора и в повороте фактически не работали.
+Отличные тормозные характеристики на снегу;
хорошая маневренность.
-Низкие тормозные характеристики на льду;
неловкое управление в торможении и разгоне.
Отличные тормозные характеристики на снегу;
хорошая маневренность.
Низкие тормозные характеристики на льду;
неловкое управление в торможении и разгоне.
Производитель - Украина,
"Росава"
Разработчик шины, официальный представитель - "ППО Старт"
Наибольшая скорость - 190 км/ч (индекс "Т")
Глубина рисунка протектора - 8,5 мм
Масса шины - 6,2 кг
Стоимость в Москве - 450 руб.
Стоимость/качество - 1,98
Единственная всесезонная шина, попавшая в компанию зимних. Вес немногим больше 6 кг, шашки чуток крупнее средних.
Умопомрачительно отлично равновесная по всем зимним свойствам всесезонка, которой удалось обойти три зимние покрышки. Бц-20 отлично показала себя и на льду, и на заснеженной дороге, и в глубочайшем снегу.
Более приметный недочет "Росавы" как всесезонной (а означает, допускающей и летнюю эксплуатацию) шины - "плавание" на асфальте, требующее неизменного подруливания на больших скоростях.
+Ровненькая по всем свойствам;
маленький расход горючего.
-"Плавание" на больших скоростях.
Kleber Krisalp 3
Производитель - Англия
Официальный поставщик - "Российское Генеральное Агентство ШИН МИШЛЕН"
Наибольшая скорость - 190 км/ч (индекс "Т")
Глубина рисунка протектора - 9,0 мм
Масса шины - 4,9 кг
Стоимость в Москве - 1300 руб.
Стоимость/качество - 4,5
Самая легкая шина с круглым плечом и направленным рисунком протектора, напоминающим колосок. Невзирая на малый вес, расход горючего с нею не самый малый! Уровень комфорта средний - шум и вибрации будут докучать в далекой дороге.
Сцепные характеристики "Клебера" несколько противоречивы. Если на льду в продольном направлении они довольно высоки, то в поперечном - приметно ужаснее. В скользких поворотах автомобиль на этих покрышках срывается чуток резче, чем хотелось бы. К тому же ведет себя неровно, соскальзывая то фронтальной, то задней осью. В глубочайшем снегу эта шина позволяет двигаться уверенно, выбираться из колеи - тоже, но тормозит на заснеженной дороге не очень отлично.
+ Высочайшая проходимость;
отличные сцепные характеристики на льду.
- Великоват расход горючего;
недостающий уровень комфорта.
Continental ContiWinterContact TS 760
Производитель - Германия
Официальный дистрибьютор
концерна "Континенталь"
в Рф - Группа "МВО"
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 8,5 мм
Масса шины - 5,1 кг
Стоимость в Москве - 1600 руб.
Стоимость/качество - 5,54
Шашка среднего размера с "паркетным" рисунком. Посреди протектора ламели мельче, чем по бокам, - повышенное внимание уделено продольному сцеплению!
Вправду, тормозит "Конти" на льду и на снегу очень хорошо. Чуток ужаснее держится за скользкую дорогу в повороте. Управлять автомобилем на этих шинах - одно наслаждение. В поворотах - точные реакции на руль, плавный переход к скольжению и мягкое восстановление сцепления. Так же приятно и тормозить, не доводя колеса до блокировки. Тужиться и аккуратненько работать педалями приходится только при разгоне, но зато сходу понимаешь, что дорога скользкая.
Обычный "конек" "Континенталя" - высочайший комфорт и маленький расход горючего. +Комфортабельная шина (мягенькая и тихая);
маленький расход горючего.
- Неуверенно разгоняется на льду.
Michelin XM+S Alpin
Производитель - Франция
Официальный поставщик - "Российское Генеральное
Агентство ШИН МИШЛЕН"
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 8,7 мм
Масса шины - 5,6 кг
Стоимость в Москве - 1390 руб.
Стоимость/качество - 4,51
Шина с направленным рисунком, но с первого взора об этом додуматься трудно - разве что по средней его части. На плечах с боков уникальные прорези сложной формы, обеспечивающие подвижность последних шашек - для наилучшего сцепления с дорогой в повороте.
"Мишлен" экономичен и комфортабелен, практически как "Конти". Потрясающе разгоняется на снегу, отлично тормозит на льду на грани "юза". В остальном "Альпин" - средняя шина.
+Высочайший уровень комфорта;
маленький расход горючего.
- Низкая проходимость;
торможение на снегу могло быть более действенным.
НИИШП-Ралли-2000
Производитель - Наша родина,
НИИШП
Наибольшая скорость - 190 км/ч (индекс"Т")
Глубина рисунка протектора - 10,0-10,5 мм
Масса шины - 6,9 кг
Стоимость в Москве - 550 руб.
Стоимость/качество - 1,75
Уже знакомая нам (ЗР, 1997, № 10) шина с очень крутым плечом и "волосатой" шашкой средних размеров, мелко изрезанной и очень подвижной. Уникальные кольцевые выступы на боковинах в зоне обода защищают ее от повреждений на ямах и выбоинах дороги. Эта модель, как и "Тореадор МР 55", изготовлена из резиновой консистенции освеженного состава.
У НИИШПа выдающаяся проходимость и хорошие сцепные характеристики. Но по надежности поведения эта шина средняя. К примеру, на высочайшей скорости в скользком повороте резко срывается в скольжение и так же внезапно резко восстанавливает сцепление.
Невысок и комфорт (в особенности докучает шум). Ну, а в расходе горючего - прожорливее всех.
+Высочайшие проходимость, тормозные
характеристики и поперечное сцепление.
-Велик расход горючего и уровень шума.
Dunlop Graspic
Производитель - Япония
Официальный представитель - компания "Микропроцессор"
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 10,0 мм
Масса шины - 5,3 кг
Стоимость в Москве - 1460 руб.
Стоимость/качество - 4,41
ина с рисунком из больших шашек, напоминающим узор змеиной кожи, и резким плечом.
По экономичности "Граспик" близок к "Конти", в комфорте чуток ужаснее "Мишлена". Отличается высочайшими тормозными качествами, хороша на заснеженных дорогах и в глубочайшем снегу. Отменно управляется в поворотах и при торможении.
Ярко выраженных недочетов у "Данлопа" нет, хотя на льду разгонные свойства чуток ниже средних. Не изумляют и поперечные сцепные характеристики. Маленький расход горючего;
+высочайшие проходимость и комфорт.
- Разгонные свойства на льду
и поперечные сцепные характеристики были бы лучше.
Bridgestone Вlizzak MZ-02
Производитель - Япония, "Бриджстоун" Представитель - "Бриджстоун СНГ"
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 9,5 мм
Масса шины - 5,6 кг
Стоимость в Москве - 1600 руб.
Стоимость/качество - 4,57
Ненаправленный набросок самого широкого протектора, достаточно резкое плечо, маленькая вырезка ламелей - вот отличительные особенности "Близзака-2", который приметно жестче собственного предшественника (ЗР, 1996, № 10).
Как и "Данлоп", обладает высочайшими сцепными качествами, но более комфортен в управлении. Маневрировать на шинах "Близзак-2" при разгоне, торможении и в поворотах удобнее, чем на "Граспике". Правда, при лишней скорости в повороте срыв в скольжение, пожалуй, резковат, ну и само скольжение несколько затянуто.
Комфорт чуток выше среднего, а расход горючего ниже, чем у Бл-85.
+Высочайшие тормозные и поперечные
сцепные характеристики, удобство управления.
- Разгонные характеристики на снегу
и уровень комфорта невысоки.
Matador MP 55 Plus
Производитель - Словакия ,
"Тореадор", Пухов
Представитель - "Тореадор М", Москва
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 9,0 мм
Масса шины - 5,7 кг
Стоимость в Москве - 790 руб.
Стоимость/качество -2,16
Эта шина с ярко выраженным направленным рисунком, схожим на елочку, уже знакома читателю (ЗР, 1997, № 9). Узенький протектор, активная вырезка, выходящая на круглое плечо. Но у "Плюса" - новый состав резиновой консистенции (это приметно по блестящей поверхности шины).
Два года вспять МР 55 не отличались выдающимися чертами. Сейчас шина хорошо держится за зимнюю дорогу, отлично тормозя и разгоняясь, уверенно поворачивает на скользком покрытии. По удобству управления - только "прекрасно" и "отлично". Только разгон на льду несколько слабоват. Исходя из убеждений комфорта - "четверка с плюсом". Расход горючего не выше, чем у "бэ-элки".
Остается только пожелать, чтоб новейшую смесь побыстрее освоил Омский шинный завод и + Высочайшие тормозные и поперечные
сцепные характеристики, комфорт.
- Великоват расход горючего,
недостаточо хваткая в разгоне по льду. использовал ее для производства "57-го" "Тореадора".
Nokian Hakkapeliitta Q
Производитель - Финляндия,
"Нокиан тайерс" PLC
Консульство - "Нокиан тайерс",
Москва
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 10,0 мм
Масса шины - 5,5 кг
Стоимость в Москве - 1390 руб.
Стоимость/качество -3,72
Ушедшая было с русского рынка компания "Нокиан" возвратилась с прошлогодней новинкой - шиной с направленным рисунком, самым широким протектором и достаточно резким, но мягеньким на ощупь плечом. Благодаря дополнительным прорезям края протектора более подвижны - и в поворотах лучше держатся за дорогу.
У "Хакапелиты" хорошие сцепные характеристики на льду и снегу, высочайшая проходимость. Вприбавок к этому отменная маневренность, верно контролируемые разгон и торможение, маленький расход горючего. Уровень комфорта - выше среднего.
Единственное замечание - недостаточно высочайшая курсовая устойчивость на больших скоростях. Из-за подвижного протектора шины автомобиль немного "плавает" на дороге и просит неизменного подруливания.
+Отменная сбалансированность всех параметров, высочайшая экономичность.
- "Плавание" на высочайшей скорости