ПО СУЩЕСТВУ Недочета
ПО СУЩЕСТВУ Недочета
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ПОТРЕБИТЕЛЬ
ПО СУЩЕСТВУ Недочета
Закон "О защите прав потребителей" говорит: потребитель имеет право поменять автомобиль на новый, если в нем найден значимый недочет. Мы решили расшифровать это понятие.
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ
ЧИСТО На техническом уровне
Закон дает целых 5 определений существенного недочета. При этом каждое из 5 - самодостаточно: чтоб считаться значимым, недочет должен отвечать хотя бы одному из их. Автовладельцы, кто ни в технике, ни в юриспруденции не силен, часто пасуют перед этим букетом определений и для прояснения сущности вопроса обычно идут к техническим профессионалам. Мы тоже решили посетить "технарей" из НАМИ, МАДИ и компании "Авто Мобил", также профессионалов из Федерального центра судебных экспертиз и юристов, чтоб поинтересоваться: какой недочет тянет на значимый?
"Это недостаток, относящийся к кузову", - в один глас заявили собеседники - технические специалисты. Конкретнее: не соответственное ГОСТу лакокрасочное покрытие, недостающая хим обработка, металл низкого свойства, нарушение геометрии кузова, негерметичность (не выдержаны размеры просветов дверей, багажника и капота); завышенная вибрация кузова (вследствие нехороший сварки) и др.
Закономерно, что в качестве "носителя" существенных изъянов специалисты окрестили конкретно кузов. Во-1-х, это несущий элемент автомобиля. Во-2-х, он очень дорог (самая "ценная" часть машины). В-3-х, номерной узел - меняя его, мы практически получаем другой автомобиль, который необходимо поновой регистрировать. В-4-х, поменять кузов, как говорится, в домашних критериях, соблюдая все нужные требования и нормы, очень трудно.
Специалисты единогласно отнесли к значимым недочетам и комплекс дефектов, связанных с Законодательствою (руль, тормоза, подвеска). Ведь по Правилам дорожного движения в автомобиле с такими недостатками просто неприемлимо ездить! Даже чисто психологически: кому охота посиживать на пороховой бочке? К тому же устранение недочетов, влияющих на Законодательство, не всегда служит гарантией от их повторного возникновения. Но тут необходимо ощущать грань: если у вас просто не отрегулированы тормозные колодки, то на значимый недостаток это не тянет. Если же есть трещинка в рычаге подвески, негерметичность тормозных шлангов и трубопроводов, неизменный и непрогнозируемый "клин" управляющего колеса, то угроза безопасности полностью реальна.
Итак, в отношении изъянов кузова и тех, что связаны с Законодательствою, - полное согласие. А вот насчет других недочетов специалисты очень разошлись во воззрениях. "Существенными нужно считать недочеты больших агрегатов (мотора и шасси, включая коробку), если они проявились вторично", - гласит Андрей Иванов, доктор технических наук из МАДИ. А Владимир Фомичев из НАМИ, управляющий органа по сертификации, напротив, утверждает, что когда отказ автомобиля вызван неисправностью отдельного узла либо агрегата (коробки, моста мотора), то это просто недочет и добиваться подмены автомобиля по этой причине нельзя. Дискуссия появилась и по поводу "цены" существенного недочета. "Если устранение недостатка обойдется дороже 10 процентов цены автомобиля, то он уже значимый", - считает Владимир Фомичев. А Андрей Штыков из экспертной компании "Авто Мобил" считает, что стоимость устранения такового недочета должна быть более 70 процентов.
Расхождения суровые, но не надо забывать, что это - представления профессионалов, а не числа, установленные ГОСТом раз и навечно. И все таки - как быть потребителю, к кому обращаться, если даже ведущие специалисты не могут придти к одному знаменателю? Как в спорных случаях выяснить: значимый либо нет определенный недочет? Об этом мы поговорили с теми, кто защищает "обиженных" автолюбителей в суде.
ЧИСТО ЮРИДИЧЕСКИ
- Вот вам наглядный пример, - гласит Евгений Недзвецкий, президент "Общества потребителей автотехники Рф". - К нам в общество обратился обладатель "ФИАТ-Уно": в салоне накапливалась влага. Сотрудник Федерального центра судебных экспертиз отдал заключение, что недочет несущественный, так как не мешает использовать автомобиль по предназначению. Да, использовать не мешает, только обладателя это не устраивает - не желает он ездить в сырой машине, где пахнет гнилостью и хлюпает под ногами. И это его легитимное право, которое мы и помогаем ему защищать". С этим тяжело не согласиться, любой из нас желает ездить по-людски, но как все таки быть с заключениями техэкспертов, для которых влага в салоне - не неудача?
Иван Кудряшов, юрист, специализирующийся на защите прав автолюбителей, объяснил, что дело профессионала - дать техно характеристику недочета, указать причину его появления (заводская либо эксплуатационная) и найти вероятные методы устранения недостатка. Остальное - дело суда либо досудебного разбирательства, правда, последнее в делах о подмене машин изредка практикуется. Кстати, с этим стопроцентно согласен Миша Замяховский из Центра судебных экспертиз РФ.
Трибунал может признать недочет значимым и с чисто юридической точки зрения. Минуя технические тонкости. В данном случае принципиально, как серьезно потребитель пострадал от этого недостатка. К примеру, для 1-го человека издержки в 10 процентов от цены машины - неподъемны (так как он пенсионер и получает малость), а другой с легкостью купит для себя и 2-ой автомобиль.
Итак, совет тем, кто по несчастью стал обладателем бракованной машины, можно сконструировать так: если вы столкнулись с большим недостатком кузова либо с комплексом недочетов, влияющих на Законодательство, - вы сможете востребовать подмены автомобиля (как и у кого - см. ЗР, 1998, № 8). Когда же недочет из другой области, то, до того как что-либо добиваться, задумайтесь, есть ли у вас довольно весомые аргументы, способные воздействовать на "внутреннее убеждение" суда (если, естественно, ваше дело не получится решить миром). Можете ли обосновать суду, что реально пострадали от определенного недостатка?
P.S. Уяснив мировоззрение профессионалов, мы связались со спецами АвтоВАЗа и ГАЗа: что, по их оценке, можно считать значимым недочетом, а что нет? Волжский завод от комментариев воздержался. А Горьковский в лице Сергея Демидова, заместителя начальника управления технического контроля, откликнулся. По его словам, ГАЗ в прошедшем году поменял 100 автомобилей, из их 90 легковых. Предпосылки: пожар (из-за возгорания проводки либо течи бензина) и совокупа изъянов больших узлов (кузова, мотора, коробки и мостов) на одном автомобиле.
Примеры из жизни
Гражданин А-ин заполучил новый VAZ 2106. Через восемь месяцев по кромкам стекол и водостоков появились множественные пятна коррозии. Недостаток определен как значимый, так как в дальнейшем он проявится вновь после устранения (поверхность кузова не была подабающим образом обработана перед расцветкой).
Гражданин Б-ов заполучил новый Izh 2126. Фактически сходу вскрылись недостатки: гудела КП, "свистело" сцепление, подтекало масло из-под фронтальной крышки мотора, перекошена дверь со стороны водителя, неисправна охлаждающая система мотора, ослаблено крепление фронтальных колес к ступице (свободный ход ступицы), облезла краска с крыльев и порогов, вышел из строя главный тормозной цилиндр совместно с вакуумным усилителем и тормозной трубкой, наблюдалось биение левого диска тормоза, также течь бензобака. Недочет определен как значимый, так как вследствие его потребитель в значимой степени лишился того, на что он был вправе рассчитывать при покупке, и так как этот недочет влиял на Законодательство езды.
Комментарий юриста ЗР
Неконкретность определения существенного недочета в законе "О защите прав потребителей" полностью оправданна. Законы призваны регулировать более принципиальные, главные публичные дела, а не их тонкости. В каждом определенном случае трибунал будет, "основываясь на внутреннем убеждении, основанном на объективном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств", решать - признать ли тот либо другой недочет значимым. Многолетнюю судебную практику по таким делам потом изучит и обобщит Верховный трибунал и, полностью может быть, выпустит постановление, где даст более точные ориентиры. А пока, обращаясь в трибунал с иском о подмене автомобиля, вы, на самом деле, формируете судебную практику по вопросу, какой недочет считать значимым, а какой - нет.
О чем спорим?
"...Значимый недочет продукта - недочет, который делает неосуществимым либо недопустимым внедрение продукта в согласовании с его мотивированным предназначением, или который не может быть устранен, или который проявляется вновь после устранения, или для устранения которого требуются огромные издержки, или вследствие которого потребитель в значимой степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении контракта". (Из закона "О защите прав потребителей").
Меняют не только лишь новый
Продукт с значимым недочетом подлежит подмене в течение всего срока службы либо в течение 10 лет, если этот срок изготовителем не установлен. АО "Москвич" установило для собственных моделей срок службы в 150 тыщ км пробега и отдельный срок службы для кузова - 4 года (источник: управление по эксплуатации). ВАЗ установил срок для вэдовых моделей - 6 лет либо 90 тыщ км пробега, а для передне- и заднеприводных - 8 лет либо 120 тыщ км пробега (источник: контракт купли-продажи АО "АвтоВАЗ"). АО "ГАЗ" (вместе со всеми производителями импортных машин) не клеветает срок службы, означает для их он равен 10 годам.
Пропустите профессионала!
Штатский процессуальный кодекс определяет судебного профессионала как спеца, владеющего познаниями в той либо другой области (в нашем случае - это область авто техники). Других требований, не считая познаний, не требуется. Так что в качестве профессионала может выступать даже механик из таксопарка. Но, как указывает практика, не каждый спец и даже не всякая экспертная компания пользуется авторитетом у суда. Потому, до того как обращаться к определенным профессионалам, хорошо узнать у судьи, чьим заключениям он вправду доверяет.