ГОЛОСИСТЫЕ ДВЕРИ
ГОЛОСИСТЫЕ ДВЕРИ
РЫНОК
/МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН
ГОЛОСИСТЫЕ ДВЕРИ
ПОДБИРАЕМ И МОНТИРУЕМ АКУСТИКУ
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ
Помечтав о симпатичных перспективах типа чейнджеров и проигрывателей МР3, возвращаемся к начальной задачке. Напомним: хотелось нам достигнуть очень вероятного свойства звучания при наименьшем вреде бюджету. Нехватку наличных не возбранялось восполнить приложением средств находящихся под рукой и опытных рук. Что ж, продолжим путь к цели.
В статье "Звук экономного окраса" (ЗР, 2002, № 4) мы уже размышляли о том, как сделать лучше звучание "автомузыки", обойдясь совсем без финансовложений. Занятие интересное, но как досадно бы это не звучало: было заблаговременно ясно, что предстоящий прирост свойства все таки востребует неких денежных вливаний. А самое сложное, самое главное и самое трудоемкое в любом авто "оркестрике" можно соединить одним термином - акустика. Конкретно ее лучше сделать, как говорится, раз и навечно - она будет нужна при любом раскладе сил. Этим и займемся - начнем с передней акустики. А финансовую планку установим на отметке 100 баксов.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА
В дверцах современных переднеприводных ВАЗов уже предусмотрены хорошие штатные места под акустику - конкретно туда обычно прикручивают динамики поперечником 13 см умельцы из автомобильных салонах. А мы спешить не будем.
Дело - не в размере. Естественно, 16 см лучше, чем 13, но подробнее об этом чуток попозже. А пока отметим: даже 13-сантиметровые динамики сумеют зазвучать так, чтоб иПодвескаить настроение завистному другу. Только для этого ни при каких обстоятельствах нельзя прикручивать их "в лоб" к дверным потрохам. Сначала это относится к дешевым изделиям, которыми одаривают хитрые дилеры при "предпродажной подготовке". А почему?
Да поэтому, что динамик необходимо устанавливать лишь на ровненькую и плоскую поверхность - наличие ребер жесткости и выштамповок противопоказано ему по определению. Пробы силой притянуть динамик к штатным дыркам непременно перекосят нежную конструкцию, что приведет к приметным искажениям его голоса. И хотя понятно, что при всем этом штампованные "плетенки" ширпотребовских акустических систем сдадутся еще резвее, чем литые каркасы именитых изделий, не стоит портить жизнь ни тем, ни другим. Тем паче, что делему можно решить при помощи пары кусков фанеры...
Простой метод получить требуемую плоскость - вырезать из подходящей деревяшки кольцо-проставку шириной от 6 до 20 мм. Определенные размеры вычислить нетрудно - габаритные шаблоны для "самоделкиных" придаются в комплекте с динамиками, а толщину проставки определяем по месту: динамик необходимо очень удалить от поверхности дверного стекла, но не выйти при всем этом за границы внешней обшивки двери.
Можно, естественно, и выйти, но такая работа просит отдельного описания. Сейчас попытаемся обшивку не трогать.
Приготовленную проставку неплохо бы пропитать олифой либо выкрасить, чтоб не сгнила ранее времени. А если в хозяйстве найдется герметик, стоит обработать им посадочные места в двери - щели нам не необходимы. Сейчас на гладенькую поверхность ставим динамик.
...А КАКОЙ?
Здесь-то и пригодятся припасенные деньги - предстоит приобрести отличные компонентные динамики с высочайшей отдачей. Вариантов достаточно много - от обширного огромного количества изделий независящих производителей до продукции фирм-гигантов Sony, JVC, Alpine, Pioneer, Clarion, Kenwood и т. д. Возьмем на себя смелость посоветовать последующие три: MTX T 3.5e, MB QUART DSC 213 либо Morel Millenium 5. Все - достойные двухкомпонентники, багроветь за их не придется. В комплекте - "пищалочки", НЧ/СЧ-динамики и кроссоверы (напоминаем, что так именуют разделительный фильтр, через который динамики подключают к усилителю). "Пищалочки" из комплекта поставим на стойки ветрового стекла, чуток отвернув их от слушателя - обычно, этот нехитрый прием срабатывает сходу, без последующих подстроек и перестановок. А кроссовер лучше приладить не снутри двери, а под "торпедо" - там климат лучше. Но в любом случае постарайтесь вскрыть коробку с этим самым кроссовером и промазать выводы радиоэлементов термоклеем - ужаснее не будет.
Заговорив про клей, мы невольно вспомнили про одну важную технологическую операцию, которую чуток было не упустили из виду. Так как фронтальные двери машины преобразуются в... корпуса колонок, их нужно вибродемпфировать.
"Традиционное" РЕШЕНИЕ
Владельцам "жигулей" подобные музыкальные трудности покажутся чуток наименее сложными - все дело в дверцах. Это на моделях от 2108 и дальше они сложный формы, а на "классике" - плоские. А раз так, то и возни меньше. Более того, есть шанс отличиться: в такие двери просто пристроить не только лишь 13-, да и 16-сантиметровые динамики! Естественно, 1-ые расположить проще, они влезают чуть не в хоть какое свободное место, но возможность добавить по несколько "дюймов музыки" в каждую дверь упускать не стоит. В остальном, как говорится, смотри параграф 1-ый.
САМАРСКИЕ НАПЕВЫ
Ворачиваясь к "восьмеркам" и "девяткам", посоветуем их обладателям ни при каких обстоятельствах не запихивать динамик выше локотника. Влезть он влезет, а вот разгуляться ему будет негде: все его труды достанутся вашим локтям...
Тот, кто ну очень не желает копаться во внутренностях дверей, попробует схалтурить. На "Самаре" с "высочайшей" панелью можно использовать ее штатные места. Повозиться все равно придется, чтоб заткнуть подходящим мягеньким материалом все щели и дыры, создавая динамикам герметичный объем. Итог окажется... выскажемся так, на два порядка ужаснее, чем при доработке дверей, но лучше, чем "ничегонеделание". К тому же этих динамиков не будет видно снаружи.
Как же упомянутое выше вибродемпфирование и остальные тонкости? Непременно о их побеседуем, но - в последующий раз.