СЯДЕМ ВСЕ!
СЯДЕМ ВСЕ!
ТЕХНИКА
самые-самые
ВМЕСТИТЕЛЬНОСТЬ
СЯДЕМ ВСЕ!
Миша ГЗОВСКИЙ
Пассажирский автомобиль служит для перевозки людей. Кажется, тяжело придумать более очевидное утверждение. Но, решений у этой задачки величавое огромное количество, а "ответы" иногда различаются не на один порядок.
В ОДИНОЧКЕ
Беспокойным днем рабочего денька янки Майк Корбин вдумчиво рассматривал замерший в глухой пробке в центре Лос-Анджелеса поток машин. Приглядевшись, Майк увидел, что практически в каждой машине движутся от силы двое. Ответ пришел сам собой - людям нужна одноместная машина! Так родился смелый проект трехколесного электромобиля "Сперроу", по-русски - "Воробей".
Невзирая на 15-киловаттный моторчик, приводящий средством ремня заднее колесо, припас хода всего в 100 км, несмотря на, мягко говоря, нетипичный для южноамериканского автомобиля дизайн, находятся чудаки, выкладывающие за "Воробья" под 20 тыщ баксов! За эти Энциклопедия грузовых автомобилей клиент получает четырехлетнюю гарантию на батареи, электромотор должен прослужить более 100 тыщ часов, а пластмассовый кузов, считайте, и совсем вечен.
Концепция "автомобилей-эгоистов" потряхивает разумы конструкторов издавна. В Великобритании даже слились в общество собиратели уникальной одноместной машинки "Пил" (ЗР, 2003, № 3) выпуска 1962-1965 гг., не нашедшей, правда, широкого спроса. Удобство парковки не компенсировало обладателям отсутствие задней передачи, немощь четырехсильного "двухтактника" и стршную тесноту в "кокпите" машинки длиной 1,34 м.
Но одноместный автомобиль - далековато не всегда примитивное "экономное" средство передвижения. Иллюстрация тому - макет "F300 Лайф Джет". Попытку вывести новейшую породу предпринял "Даймлер-Крайслер", дерзнув соединять комфорт и Законодательство "Мерседеса" с маневренностью и динамикой Подвеска-байка.
С помощью электронно-гидравлической системы активного управления наклоном "Лайф Джет" "ввинчивается" в виражи, пройти которые на аналогичной скорости под силу только на байке. Датчики выслеживают линейную скорость, ускорение, положение управляющего колеса, а компьютер выбирает лучший и неопасный угол наклона. Далее, как говорится, дело техники, поточнее - гидравлики.
К огорчению, остается только гадать, какие чувства испытывает пилот, закладывая вираж на наибольшей скорости под 200. Ведь 4-х цилиндровый 75-киловаттный мотор от "Мерседес-Бенца" А-класса обеспечивает 800-килограммовой машине максималку 211 км/ч!
Полностью возможно, что диковинные одноместные машинки в один прекрасный момент перейдут из разряда экзотики и ходовых макетов в категорию серийных. Прямо за творением "Даймлер-Крайслера" в свет вышел концептуально похожий "истребитель на колесах" голландской компании "Ванденбринк". Модель "Карвер" также трехколесная, но, в отличие от большинства "хромоножек", одно колесо установлено впереди. Недочет адреналина в крови восполняет хитроумная подвеска, наклоняющая кузов относительно дороги под углом до 45°. Молвят, что мелкосерийное создание "Карвера" не за горами.
НЕ СОСКУЧИШЬСЯ!
Одноместные машины, конечно, не в состоянии решить городских заморочек. Надежда крупных городов - на публичный транПодвеска. Здесь подход изменяется конструктивно: автобусы непреклонно вырастают. Сейчас конструкторы понимают: будущее - за сочлененными "гармошками". При этом моду диктует, казалось бы, неприспособленная для больших пород тесная Европа.
По шведским городкам раскатывает 24-метровый 5-и дверный "Вольво-В10М Артикьюлейтед", за одну ходку берущий на борт до 250 (!) пассажиров. Бельгийский "Ван-Хул AGG300" только малость не дотягивает ранее рекорда, предлагая места для 210 человек. Секрет феноменальной вместительности - в 2-ух "вагончиках", которые тащит за собой "локомотив", снаряженный 360-сильным дизелем МАН.
Лет 50 вспять "гармошки" считали бесперспективными и совсем мертвыми. Они вправду представляли опасность непредсказуемым поведением при торможении на скользкой дороге либо критическом изменении линии движения. Пришлось поломать голову и над тем, как вынудить состоящую из 3-х звеньев машину послушливо двигаться вспять. Эти трудности решила хитроумная блокировка, не позволяющая автобусу "извиваться".
И все таки езда в битком набитом автобусе, каким бы комфортным и современными он ни был, не самое огромное наслаждение. Куда приятнее собрать компанию из 10-15 друзей и прыгнуть в стретч. Удлиненные версии строят на базе легковушек и вседорожников, начиняя "змею" аудио- и видеоаппаратурой, а время от времени даже... джакузи (см. ЗР, 2002, № 4). А еще тут, обычно, бар с шампанским... В общем, и речи нет о недостатке общения, который может ощутить обладатель "эгоистичного" одноместного авто!
"Мерседес-F300 Лайф Джет" в "тренировочном полете" (вверху).
"Кокпит" F300: справа не гашетка, а рычаг коробки.
"Корбин-Сперроу" просит повторяющейся трехчасовой подзарядки, за какую "съедает" около 8 кВт.ч.
Донором для стретча в опытных руках может стать фактически хоть какой автомобиль. Но лучше рамный "янки" - к примеру, " Кадиллак Флитвуд".
Трехзвенный "Ван-Хул AGG300" - один из самых емких автобусов в мире.