Человечий ФАКТОР
Человечий ФАКТОР
ЕСЛИ Свалится КЛАПАН
Испытывать спорткар либо дегустировать незнакомый напиток - рискованные занятия. Людям схожих профессий приписывают исключительную собранность: ведь здесь одно неправильное движение либо сбой в идей - и хана! Как досадно бы это не звучало, ошибки совершают и саперы, и шоферы, и бухгалтеры с журналистами. Эту человеческую слабость принято именовать человечьим фактором.
...Так либо по другому, а клапан-то свалился! У нас нет оснований не доверять создателям писем на данную тему - и выяснилось, что тема не нова. Бывало, клапан роняли не только лишь новенькие, да и матерые ремонтники. Потому не станем уподобляться тем читателям, которые - о эта неустранимая самоуверенность! - потрудились написать в редакцию только потом, чтоб заслужить комплимент своей непогрешимости: с нами, дескать, такое никогда не случится!
Другие восприняли задачку реалистически - и прислали много предложений. Большая часть ответов похожи. Создатели - в главном мужчины (видно, ронять клапаны все-же не женское дело). Практически все сообразили, для чего упоминались лампочка и паяльничек: это мини-переноска, только подпаяй проводки и заизолируй "плюсовый". Через отверстие для свечки лампу можно запихнуть в цилиндр и там станет светло, как ясным деньком. Можешь ухватить клапан самодельным инвентарем наподобие пинцета, сделав его из узенькой полосы стали. Тут много вариантов извива рабочих концов пинцета (по стержню другого клапана) и извива самого инструмента. Нужен ведь таковой, которым удобнее действовать через свечное отверстие, а оси направляющей втулки клапана и свечки, как мы знаем, не пересекаются. Означает, лучший извив необходимо получить "по месту".
Принципиальная деталь (это сообразили многие!): на пинцете нужно предугадать какое-то устройство, которое позволяет, ухватив стержень клапана, зафиксировать на нем инструмент, чтоб пальцы не утомлялись. Ведь непонятно, сколько времени уйдет на то, чтоб возвратить стержень во втулку - минутка либо полчаса. А зафиксировав сжатый пинцет, можно сделать перерыв в работе.
Самый обычный фиксатор - кусок изоленты, намотанный на сжатый пинцет. Многие прислали наброски замысловатых устройств со сдвижными муфтами, шарнирами, пружинами. Пока такое сделаешь, кто-то успеет всю головку блока снять! Мы-то, порочные, считали, что Различное будут находить обыкновенные решения.
Но кое-кто предлагает для упрощения работы - что бы вы задумывались? - отсоединить коллекторы: мол, так легче подобраться к клапану.
Вправду, так - легче: "музыкальными пальцами" полностью можно навести клапан во втулку без каких-то приспособлений. Вот только демонтаж коллекторов - не самая обычная затея. Ужаснее разве что снимать головку. Вспомним-ка: впускной коллектор не снимешь, не слив хотя бы часть "Тосола". А после оборотного монтажа новенькая забота - не потекло бы из-под прокладки. Выпускной? Здесь своя песня: демонтировать "брюки", а для этого разъединять выпускную систему. Ну и "брюки" иногда не снимешь, не отклонив в сторону движок... О маленьких препятствиях, вроде пригоревших гаек, даже вспоминать скучновато.
Обсудив этот заманчивый вариант, жюри посчитало, что он так верен, как и не увлекателен. Не обижайтесь, мужчины! Возвращаемся к самому обычному решению - тому, что предложено большинством.
Даже освещая цилиндр изнутри, попасть стержнем клапана во втулку тяжело: терпение! Шевеля клапан, в отверстие втулки смотрим за результатом. Свет померк - означает, стержень у входа во втулку. Пробуем приподнять: вошел? Тогда, придерживая, просим ассистента тихонько повернуть коленвал, чтоб поршень двинулся ввысь и коснулся тарелки клапана. Сейчас, если втулка отлично смазана, предстоящий подъем клапана можно доверить поршню. Пинцет и лампочку - долой из цилиндра! Обрисовывать торжество мастера лишне.
Так поступило бы большая часть. Ну, а варианты? Вот одно из самых увлекательных писем. Создатель (кстати, промышляющий ремонтом автомобилей) в один прекрасный момент упустил на "Ауди 100" сходу два клапана. Отлично, что в различных цилиндрах! Запахло серьезными неуввязками. Это принудило мастера мобилизоваться, натужить фантазию - и он отправился на рынок, где купил "приспособу" вроде отвертки, только заместо нажимала у нее крохотный, но сильный магнит. Предстоящее - дело техники. Подправляя клапан (уже описанным пинцетом), оставалось только подвести торец стержня к магниту - последний свободно прошел в отверстие направляющей втулки. Правда, стержень клапана не сходу удалось ввести во втулку, ведь магнит по клапану не центрируется. Но после энной пробы это вышло. Со вторым клапаном дело пошло живее - уже был опыт.
Вот здесь мы поразмыслили: что бы сделал Сергей Анатольевич, упусти он два клапана в одном цилиндре? Может быть, и здесь выручил бы магнит?
За уникальный ответ мы решили его премировать классической суммой в 3 тыщи рублей.
Задачка ДЕВЯТАЯ
СЛОМАН МЕТЧИК
Палыч не проф моторист, но уже лет 25 чинит моторы всем товарищам. Инженерная сметка и ловкие руки кое-что значат! Равномерно накопил таковой опыт, что стал брать движки в ремонт для приработка.
Вот и сейчас на верстаке лежал практически готовый мотор ЗМЗ-402 от "Газели". Работы осталось всего ничего: подтянуть гайки на шпильках головки блока, поставить ось коромысел, отрегулировать клапаны, закрыть крышку - и можно отдавать владельцу. Взял возлюбленный динамометрический ключ и начал, в согласовании со схемой, моментом 10 кгс.м совсем затягивать гайки. И вдруг стрелка ключа дрогнула и завалилась назад - это головочная шпилька полезла из блока. "Не неудача, - поразмыслил Палыч, - это мы уже проходили, на данный момент сниму головку, перережу в блоке резьбу на М14 - и никаких заморочек. Ну и ремонтная шпилька кое-где лежит".
В ящике со сверлами и плашками отыскал издавна заготовленные метчики М14х1,5 с приваренным шестигранником "на 12". Снял головку (прокладка даже не отслоилась) и начал метчиком первого номера порезать резьбу в блоке по вытянутой старенькой. Порезал на глубину около 15 мм; осталось приблизительно столько же, как вдруг раздался хруст - отломился шестигранник с кусочком метчика. "У-йё!" - произнес звучно Палыч. На этот призывный клич прибежала пара соседей по гаражу - и начался мозговой штурм трудности.
Как решили бы ее вы, читатель?
ЕСЛИ Свалится КЛАПАН
Испытывать спорткар либо дегустировать незнакомый напиток - рискованные занятия. Людям схожих профессий приписывают исключительную собранность: ведь здесь одно неправильное движение либо сбой в идей - и хана! Как досадно бы это не звучало, ошибки совершают и саперы, и шоферы, и бухгалтеры с журналистами. Эту человеческую слабость принято именовать человечьим фактором.
...Так либо по другому, а клапан-то свалился! У нас нет оснований не доверять создателям писем на данную тему - и выяснилось, что тема не нова. Бывало, клапан роняли не только лишь новенькие, да и матерые ремонтники. Потому не станем уподобляться тем читателям, которые - о эта неустранимая самоуверенность! - потрудились написать в редакцию только потом, чтоб заслужить комплимент своей непогрешимости: с нами, дескать, такое никогда не случится!
Другие восприняли задачку реалистически - и прислали много предложений. Большая часть ответов похожи. Создатели - в главном мужчины (видно, ронять клапаны все-же не женское дело). Практически все сообразили, для чего упоминались лампочка и паяльничек: это мини-переноска, только подпаяй проводки и заизолируй "плюсовый". Через отверстие для свечки лампу можно запихнуть в цилиндр и там станет светло, как ясным деньком. Можешь ухватить клапан самодельным инвентарем наподобие пинцета, сделав его из узенькой полосы стали. Тут много вариантов извива рабочих концов пинцета (по стержню другого клапана) и извива самого инструмента. Нужен ведь таковой, которым удобнее действовать через свечное отверстие, а оси направляющей втулки клапана и свечки, как мы знаем, не пересекаются. Означает, лучший извив необходимо получить "по месту".
Принципиальная деталь (это сообразили многие!): на пинцете нужно предугадать какое-то устройство, которое позволяет, ухватив стержень клапана, зафиксировать на нем инструмент, чтоб пальцы не утомлялись. Ведь непонятно, сколько времени уйдет на то, чтоб возвратить стержень во втулку - минутка либо полчаса. А зафиксировав сжатый пинцет, можно сделать перерыв в работе.
Самый обычный фиксатор - кусок изоленты, намотанный на сжатый пинцет. Многие прислали наброски замысловатых устройств со сдвижными муфтами, шарнирами, пружинами. Пока такое сделаешь, кто-то успеет всю головку блока снять! Мы-то, порочные, считали, что Различное будут находить обыкновенные решения.
Но кое-кто предлагает для упрощения работы - что бы вы задумывались? - отсоединить коллекторы: мол, так легче подобраться к клапану.
Вправду, так - легче: "музыкальными пальцами" полностью можно навести клапан во втулку без каких-то приспособлений. Вот только демонтаж коллекторов - не самая обычная затея. Ужаснее разве что снимать головку. Вспомним-ка: впускной коллектор не снимешь, не слив хотя бы часть "Тосола". А после оборотного монтажа новенькая забота - не потекло бы из-под прокладки. Выпускной? Здесь своя песня: демонтировать "брюки", а для этого разъединять выпускную систему. Ну и "брюки" иногда не снимешь, не отклонив в сторону движок... О маленьких препятствиях, вроде пригоревших гаек, даже вспоминать скучновато.
Обсудив этот заманчивый вариант, жюри посчитало, что он так верен, как и не увлекателен. Не обижайтесь, мужчины! Возвращаемся к самому обычному решению - тому, что предложено большинством.
Даже освещая цилиндр изнутри, попасть стержнем клапана во втулку тяжело: терпение! Шевеля клапан, в отверстие втулки смотрим за результатом. Свет померк - означает, стержень у входа во втулку. Пробуем приподнять: вошел? Тогда, придерживая, просим ассистента тихонько повернуть коленвал, чтоб поршень двинулся ввысь и коснулся тарелки клапана. Сейчас, если втулка отлично смазана, предстоящий подъем клапана можно доверить поршню. Пинцет и лампочку - долой из цилиндра! Обрисовывать торжество мастера лишне.
Так поступило бы большая часть. Ну, а варианты? Вот одно из самых увлекательных писем. Создатель (кстати, промышляющий ремонтом автомобилей) в один прекрасный момент упустил на "Ауди 100" сходу два клапана. Отлично, что в различных цилиндрах! Запахло серьезными неуввязками. Это принудило мастера мобилизоваться, натужить фантазию - и он отправился на рынок, где купил "приспособу" вроде отвертки, только заместо нажимала у нее крохотный, но сильный магнит. Предстоящее - дело техники. Подправляя клапан (уже описанным пинцетом), оставалось только подвести торец стержня к магниту - последний свободно прошел в отверстие направляющей втулки. Правда, стержень клапана не сходу удалось ввести во втулку, ведь магнит по клапану не центрируется. Но после энной пробы это вышло. Со вторым клапаном дело пошло живее - уже был опыт.
Вот здесь мы поразмыслили: что бы сделал Сергей Анатольевич, упусти он два клапана в одном цилиндре? Может быть, и здесь выручил бы магнит?
За уникальный ответ мы решили его премировать классической суммой в 3 тыщи рублей.
Задачка ДЕВЯТАЯ
СЛОМАН МЕТЧИК
Палыч не проф моторист, но уже лет 25 чинит моторы всем товарищам. Инженерная сметка и ловкие руки кое-что значат! Равномерно накопил таковой опыт, что стал брать движки в ремонт для приработка.
Вот и сейчас на верстаке лежал практически готовый мотор ЗМЗ-402 от "Газели". Работы осталось всего ничего: подтянуть гайки на шпильках головки блока, поставить ось коромысел, отрегулировать клапаны, закрыть крышку - и можно отдавать владельцу. Взял возлюбленный динамометрический ключ и начал, в согласовании со схемой, моментом 10 кгс.м совсем затягивать гайки. И вдруг стрелка ключа дрогнула и завалилась назад - это головочная шпилька полезла из блока. "Не неудача, - поразмыслил Палыч, - это мы уже проходили, на данный момент сниму головку, перережу в блоке резьбу на М14 - и никаких заморочек. Ну и ремонтная шпилька кое-где лежит".
В ящике со сверлами и плашками отыскал издавна заготовленные метчики М14х1,5 с приваренным шестигранником "на 12". Снял головку (прокладка даже не отслоилась) и начал метчиком первого номера порезать резьбу в блоке по вытянутой старенькой. Порезал на глубину около 15 мм; осталось приблизительно столько же, как вдруг раздался хруст - отломился шестигранник с кусочком метчика. "У-йё!" - произнес звучно Палыч. На этот призывный клич прибежала пара соседей по гаражу - и начался мозговой штурм трудности.
Как решили бы ее вы, читатель?