ПАВЛОВСКИЙ МАРШРУТ
ПАВЛОВСКИЙ МАРШРУТ
ТЕХНИКА
АВТОПРОМ
ПАВЛОВСКИЙ МАРШРУТ
В столице и провинции, в школе и армии, в автопарках и у "частников" - везде служат "пазики".
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН.
Фото Александра Полунина, Людмилы Низовой
Автобусный роддом. В июле у коллектива АО "Павловский автобус" был праздничек. С сборочного потока сошел 500-тысячный "пазик", модель 3205. Как живет-поживает один из ветеранов русского автопрома?
Масштабы производства (около 9000 автобусов в год - по одному на каждого работающего) откровенно впечатляют. ПАЗы тут собирают на конвейере - уникальность для автобусных заводов. На стапеле только варят несущий кузов - далее он не переставая движется.
На заводе не ноют, не сетуют на жизнь и не бахвалятся. Просто произнесут: в 1997-м выстроили больше автобусов, чем в прошлом.
Трудности у автобусного такие же, как у всех. В первом полугодии 1998-го только 9,5% машин продали за "живы" Энциклопедия грузовых автомобилей. Остальное - бартер, взаимозачеты. Все же благодаря помощи нижегородских властей на заводе полным ходом идет реконструкция. Приобрели новое окрасочное оборудование, строят сборочный цех. В древнем здании, сохранившемся еще с довоенных времен, сборочный поток пришлось монтировать зигзагами - с разворотами на 180о. В новеньком корпусе он будет прямым, а главное - впритирку примкнет к сварочно-окрасочному производству. Не нужно будет перевозить кузова "в железе" по улице - от "малярки" на сборку.
Как и другие собиратели, павловчане иногда конфликтуют с поставщиками. Неритмичность поставок, низкое качество деталей лупит по престижу того, кто выпускает конечный продукт. Что делать в таких критериях? Расширять круг поставщиков, выбирать наилучших из их, благо многие потенциальные партнеры "под боком" - Нижегородская область богата машиностроением. Так тут и делают.
У стоянки готовой продукции многолюдно - павловские автобусы не застаиваются. Сделаны сборочные СП в Белоруссии и Казахстане, идут переговоры с Бакинским заводом. Некогда еще на базе 672-х "пазиков" там выпускали фургоны-рефрижераторы, прозванные "пингвинами".
Спасатель. Палочкой-выручалочкой как и раньше является ПАЗ-3205, вставший на сборочный поток в 1989-м и продолживший традиции предшественников - маленьких, крепких, обычных автобусов, способных на всякую работу. В самые томные времена "пазики", оказавшиеся более дешевенькими и удобными, чем одноклассники, везли на для себя не только лишь тыщи пассажиров, да и сам завод.
Сейчас основной спрос - на городские и пригородные автобусы в самой обычный комплектации. Все же завод предлагает более полутора 10-ов модификаций. Здесь и северный, и школьный варианты, и обязательный "ритуальный". Три туристских, в том числе с кондюком, холодильником и багажными отделениями. В ПАЗ-3208 могут поместиться инвалиды: автобус оборудуют гидроподъемником и креплениями для колясок. Сделаны две особые версии для МВД, три грузопассажирских варианта. Как и раньше выпускают вэдовый ПАЗ-3206.
Сейчас хоть какой ПАЗ можно приобрести с движком на выбор (всего их три). Основной - ЗМЗ-5112.10 - измененный "газоновский" V-8 (4,25 л, 125 л.с.). По заказу машины оснащают четырехцилиндровыми дизелями - минским ММЗ Д245.7 (4,75 л, 122 л.с.) либо японским "Хино-W04CT" (3,84 л, 138 л.с.). Уже идут тесты автобуса с новым дизелем ЗМЗ-460 (сделанным заволжцами в содружестве с ЯМЗ).
На местности завода нам попался автобус с табличкой "Абс Bosch". Заводские спецы вместе с известной компанией уже подготовили антиблокировочную систему для "пазиков". Она станет серийной, видимо, с 2000 года.
500 001-й... Под таким порядковым номером тут собрана совсем новенькая машина. Она практически вдвое больше и сильнее теперешней модели. Это ПАЗ-5269 - городской автобус. Павловчане стремятся основаться в "непрофильной" для их нише огромных машин, так как с закатом Пролаза, ЛиАЗа она опустела, а потребности рынка остались.
Поглядим, получится ли ПАЗу соперничать с старыми автобусами из Европы, престарелыми "икарусами", отверточными "мерседесами", "каросами" и проч. Вроде бы то ни было, русский большой автобус, пожалуй, 1-ый после "квадратного" ликинского (родившегося еще сначала 80-х), спроектирован и построен на Оке. Здесь же появился и его младший брат - загородный 80-местный ПАЗ-4223.
В первый раз их проявили на прошлогоднем русском автомобильном салоне. Современные прекрасные автобусы с комфортными просторными салонами, с кузовами, изготовленными по передовым технологиям (к примеру, пластмассовая крыша приклеена к боковинам), так понравились большим авто фирмам, что те зачастили на щит ПАЗа с предложениями: возьмите наши шасси. Дальновидные конструкторы вначале выполнили кузов универсальным, готовым "сесть" на хоть какое шасси. Сейчас проект, к взаимному наслаждению и выгоде, ведут ПАЗ и "Вольво". Шведы поставляют шасси (с регулируемой пневмоподвеской, Abs, 10-литровым дизелем управляет электроника - все, как следует), наши ставят на него кузов. Конкретно такие машины вы могли созидать на МИМС-98; кстати, последующая их остановка - Дмитровский полигон, сертификация и выход в Различное.
Огромные машины на привезенных из других стран шасси очень дороги - их за ранее оценивают в 110-120 тыщ баксов. А что все-таки спасатель, дешевенький "пазик" - позабыт, позаброшен? Никак. Городскому и пригородному автобусам предначертано рождаться в малых сериях, а собственный фирменный класс пазовцы сдавать не собираются. И поэтому готовят подмену серийной машине - модель 3209. Новый "пазик" отличается от предшественника даже больше, чем тот - от "672-го". Он подлиннее (на 1 метр), так как движок сейчас, "как у всех", установлен сзади. Идеи, заложенные в конструкцию, продолжают фирменные традиции: обычный, дешевый, нетребовательный автобус для всех. Думаем, вы и сами его оцените - судя по темпам, принятым на ПАЗе, его возникновение на районных маршрутах не за горами.
До того, как стать автобусом, юный "пазик" прогуливается в цехе по рельсам, как трамвай.
Главный сборочный поток. Под кузов в сборе подводят мосты, а потом движок.
1-ый эталон городского ПАЗ-5269.
Загородный ПАЗ-4223 займет среднее положение меж огромным и небольшим "пазиками". Станет ли середина золотой?
Так рождался новый автобус - преемник 3205. Фактически, про эту модель мы знаем немногим больше гостей МИМС-98 - за две недели до выставки 1-ый автобус только собирали, и в Москву он приехал еще "горяченьким".
ТЕХНИКА
АВТОПРОМ
ПАВЛОВСКИЙ МАРШРУТ
В столице и провинции, в школе и армии, в автопарках и у "частников" - везде служат "пазики".
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН.
Фото Александра Полунина, Людмилы Низовой
Автобусный роддом. В июле у коллектива АО "Павловский автобус" был праздничек. С сборочного потока сошел 500-тысячный "пазик", модель 3205. Как живет-поживает один из ветеранов русского автопрома?
Масштабы производства (около 9000 автобусов в год - по одному на каждого работающего) откровенно впечатляют. ПАЗы тут собирают на конвейере - уникальность для автобусных заводов. На стапеле только варят несущий кузов - далее он не переставая движется.
На заводе не ноют, не сетуют на жизнь и не бахвалятся. Просто произнесут: в 1997-м выстроили больше автобусов, чем в прошлом.
Трудности у автобусного такие же, как у всех. В первом полугодии 1998-го только 9,5% машин продали за "живы" Энциклопедия грузовых автомобилей. Остальное - бартер, взаимозачеты. Все же благодаря помощи нижегородских властей на заводе полным ходом идет реконструкция. Приобрели новое окрасочное оборудование, строят сборочный цех. В древнем здании, сохранившемся еще с довоенных времен, сборочный поток пришлось монтировать зигзагами - с разворотами на 180о. В новеньком корпусе он будет прямым, а главное - впритирку примкнет к сварочно-окрасочному производству. Не нужно будет перевозить кузова "в железе" по улице - от "малярки" на сборку.
Как и другие собиратели, павловчане иногда конфликтуют с поставщиками. Неритмичность поставок, низкое качество деталей лупит по престижу того, кто выпускает конечный продукт. Что делать в таких критериях? Расширять круг поставщиков, выбирать наилучших из их, благо многие потенциальные партнеры "под боком" - Нижегородская область богата машиностроением. Так тут и делают.
У стоянки готовой продукции многолюдно - павловские автобусы не застаиваются. Сделаны сборочные СП в Белоруссии и Казахстане, идут переговоры с Бакинским заводом. Некогда еще на базе 672-х "пазиков" там выпускали фургоны-рефрижераторы, прозванные "пингвинами".
Спасатель. Палочкой-выручалочкой как и раньше является ПАЗ-3205, вставший на сборочный поток в 1989-м и продолживший традиции предшественников - маленьких, крепких, обычных автобусов, способных на всякую работу. В самые томные времена "пазики", оказавшиеся более дешевенькими и удобными, чем одноклассники, везли на для себя не только лишь тыщи пассажиров, да и сам завод.
Сейчас основной спрос - на городские и пригородные автобусы в самой обычный комплектации. Все же завод предлагает более полутора 10-ов модификаций. Здесь и северный, и школьный варианты, и обязательный "ритуальный". Три туристских, в том числе с кондюком, холодильником и багажными отделениями. В ПАЗ-3208 могут поместиться инвалиды: автобус оборудуют гидроподъемником и креплениями для колясок. Сделаны две особые версии для МВД, три грузопассажирских варианта. Как и раньше выпускают вэдовый ПАЗ-3206.
Сейчас хоть какой ПАЗ можно приобрести с движком на выбор (всего их три). Основной - ЗМЗ-5112.10 - измененный "газоновский" V-8 (4,25 л, 125 л.с.). По заказу машины оснащают четырехцилиндровыми дизелями - минским ММЗ Д245.7 (4,75 л, 122 л.с.) либо японским "Хино-W04CT" (3,84 л, 138 л.с.). Уже идут тесты автобуса с новым дизелем ЗМЗ-460 (сделанным заволжцами в содружестве с ЯМЗ).
На местности завода нам попался автобус с табличкой "Абс Bosch". Заводские спецы вместе с известной компанией уже подготовили антиблокировочную систему для "пазиков". Она станет серийной, видимо, с 2000 года.
500 001-й... Под таким порядковым номером тут собрана совсем новенькая машина. Она практически вдвое больше и сильнее теперешней модели. Это ПАЗ-5269 - городской автобус. Павловчане стремятся основаться в "непрофильной" для их нише огромных машин, так как с закатом Пролаза, ЛиАЗа она опустела, а потребности рынка остались.
Поглядим, получится ли ПАЗу соперничать с старыми автобусами из Европы, престарелыми "икарусами", отверточными "мерседесами", "каросами" и проч. Вроде бы то ни было, русский большой автобус, пожалуй, 1-ый после "квадратного" ликинского (родившегося еще сначала 80-х), спроектирован и построен на Оке. Здесь же появился и его младший брат - загородный 80-местный ПАЗ-4223.
В первый раз их проявили на прошлогоднем русском автомобильном салоне. Современные прекрасные автобусы с комфортными просторными салонами, с кузовами, изготовленными по передовым технологиям (к примеру, пластмассовая крыша приклеена к боковинам), так понравились большим авто фирмам, что те зачастили на щит ПАЗа с предложениями: возьмите наши шасси. Дальновидные конструкторы вначале выполнили кузов универсальным, готовым "сесть" на хоть какое шасси. Сейчас проект, к взаимному наслаждению и выгоде, ведут ПАЗ и "Вольво". Шведы поставляют шасси (с регулируемой пневмоподвеской, Abs, 10-литровым дизелем управляет электроника - все, как следует), наши ставят на него кузов. Конкретно такие машины вы могли созидать на МИМС-98; кстати, последующая их остановка - Дмитровский полигон, сертификация и выход в Различное.
Огромные машины на привезенных из других стран шасси очень дороги - их за ранее оценивают в 110-120 тыщ баксов. А что все-таки спасатель, дешевенький "пазик" - позабыт, позаброшен? Никак. Городскому и пригородному автобусам предначертано рождаться в малых сериях, а собственный фирменный класс пазовцы сдавать не собираются. И поэтому готовят подмену серийной машине - модель 3209. Новый "пазик" отличается от предшественника даже больше, чем тот - от "672-го". Он подлиннее (на 1 метр), так как движок сейчас, "как у всех", установлен сзади. Идеи, заложенные в конструкцию, продолжают фирменные традиции: обычный, дешевый, нетребовательный автобус для всех. Думаем, вы и сами его оцените - судя по темпам, принятым на ПАЗе, его возникновение на районных маршрутах не за горами.
До того, как стать автобусом, юный "пазик" прогуливается в цехе по рельсам, как трамвай.
Главный сборочный поток. Под кузов в сборе подводят мосты, а потом движок.
1-ый эталон городского ПАЗ-5269.
Загородный ПАЗ-4223 займет среднее положение меж огромным и небольшим "пазиками". Станет ли середина золотой?
Так рождался новый автобус - преемник 3205. Фактически, про эту модель мы знаем немногим больше гостей МИМС-98 - за две недели до выставки 1-ый автобус только собирали, и в Москву он приехал еще "горяченьким".