Колющиеся ШИНЫ
Колющиеся ШИНЫ
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
Колющиеся ШИНЫ
В прошлом номере мы начали рассказ о нашем тесте шипованных покрышек 12-ти ведущих забугорных и российских производителей. 1-ая его часть посвящалась шинам, занявшим места с 7-го по 12-е. Сейчас представляем фаворитов (1-6-е места).
Сергей МИШИН. Фото создателя
Шипованные покрышки по конструкции приметно отличаются от обыденных летних либо зимних. Обосновано это, очевидно, шипами в шашках протектора. Размещение их (схема шиповки), количество, высота над поверхностью протектора, строение, форма, материал, в конце концов, само крепление в шашке - это целая наука. Естественно, и покрышки нашего теста очень разнятся по шипам - у каждой компании своя школа. Но есть непререкаемое, общее, что учитывает каждый производитель, серьезно занимающийся "колющимися" шинами.
ШИПЫ - Ремонт и эксплуатация маленькие, но совершенно не обыкновенные. Каждый состоит из 2-ух частей - корпуса (обычно железного) и запрессованной в него твердосплавной вставки. Не так давно появились шипы с пластмассовым корпусом, что позволило значительно понизить массу шипа, а означает, и шипованной шины в целом. Итог? Наименьший расход горючего, лучше ускорение, ну и держатся шипы крепче. В нашей коллекции с такими "гвоздями" только шведский "Гиславед". Он 1-ый пришел к этому и единственный, кто на конвейере шипует автоматом, а не вручную.
Размеры шипа определяют 3-мя цифрами, к примеру, 8-11-2. 1-ая показывает поперечник шляпки, 2-ая - полную высоту шипа, 3-я - поперечник твердосплавной вставки.
Шипы различных компаний иногда очень отличаются друг от друга формой корпуса: прямой с одной шляпкой, с 2-мя поясками, конусный с одной шляпкой... Обычно производитель, создавая покрышку, подбирает к ней тот тип шипа, который лучше соответствует конструкции шины.
В Россию готовые покрышки с шипами поставляет только "Гиславед". Другие везут шипы совместно с шинами, а монтируют их на дилерских пт, бывает даже на фирменном оборудовании ("Нокия", "Купер"). "Бриджстоун" и "Мишлен" шипы не поставляют, отдавая на откуп дилерам их подбор и установку. Русские компании, обычно, шипуют шины на производстве, поставляя в торговлю готовые изделия.
КОЛИЧЕСТВО ШИПОВ. Казалось бы, чем их больше, тем лучше. Это не так. Есть определенный предел. Если на шине шипов 180-200 либо чуток больше, она будет прекрасно "держать" оледенелое покрытие, но на чистом асфальте покатится, фактически не касаясь поверхности протектором - сцепление металла с асфальтом куда ужаснее, чем резины. Наилучшее количество шипов для шин с посадочным поперечником 13 дюймов - 90. Это подтверждено бессчетными испытаниями. Так, фактически, и ошиповано большая часть привезенных из других стран покрышек. Исключение - "Бриджстоун", "Тореадор": у их по 110 шипов, и "Купер" - 72. Посреди русских производителей больше всего шипов ставит НИИШП - 128. Заметим попутно, что даже при таком их богатстве шина по сцепным свойствам не поднялась выше среднего уровня.
ВЫСТУПАНИЕ ШИПОВ НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ ПРОТЕКТОРА. Хорошим считают 1,5-2,0 мм. Если меньше, шипы при движении автомобиля практически полностью вдавливаются в протектор и только немного царапают лед, не обеспечивая неплохого сцепления. В нашем тесте так вели себя шины "Бриджстоун". У их шипы выступали только на 0,3 мм, отсюда очень среднее сцепление при движении по льду.
Да и другая крайность не лучше. В определенных критериях под нагрузкой "высочайший" шип может лечь на бок и закончить цепляться за снег и лед. Такое случилось с "Данлопом". У него шипы выступали на 2,5-2,6 мм. На огромных скоростях автомобиль небезопасно "плавал". К тому же шипы расшатываются и скоро могут выпасть.
СХЕМЫ ШИПОВКИ. Они достаточно многообразны, но есть общие правила. Шипы устанавливают поближе к краю протектора (приблизительно на 1/3 его ширины), там, где при качении шины создается наибольшее удельное давление. В данном случае шипы будут отлично вгрызаться в поверхность. Их нельзя ставить стройными рядами. В пятне контакта будет работать только 1-ый шип из шеренги, другие - только скользить по проделанной канавке, не цепляясь за лед.
Самая плохая схема шиповки у "Камы" - четыре ряда умеренно размещены по всей ширине протектора и два средних оказываются очень близко к центру. При таковой схеме шипы плохо работают на льду и очень небезопасны на асфальте. У "Тореадора" - другая крайность: они размещены фактически в ряд по самым краям протектора. При торможении и разгоне задействованы только 1-ые шипы в пятне контакта, а в повороте, когда под действием боковой нагрузки шина начинает складываться, шипы внутреннего края повисают в воздухе и не достают до дороги.
У "Пирелли" шипы тоже близки к краю, но с неплохим разбросом по ширине - это и обеспечило хорошее продольное сцепление. Но вот в повороте при увеличении скорости автомобиль начинает рыскать, шипы одной стороны перестают работать. "Гиславед", "Мишлен", "Нокия" ошипованы с соблюдением всех правил. Очевидных недочетов у их не выявилось, авто на этих покрышках проявили отменные результаты, в особенности в тестах на продольное и поперечное сцепление на льду.
И попутно. Мы не раз встречали авто с шипами на... летних покрышках. Попадались нам и мастерские, где предлагали подобные услуги - зашиповать хоть какое колесо, даже на тележке. Ездить на таких не рекомендуем. Обыденные покрышки не созданы для шиповки, а поэтому летние шины, переделанные в зимние, в отдельных случаях на льду могут повести себя ужаснее, чем без шипов. Тогда ожидай неудачи.
В испытаниях шин вместе с создателем учавствовала экспертная группа ЗР: Игорь Зимняков, Евгений Ларин, Валерий Павлов, Александр Смирнов.
Pirelli winter S performance - "Стоп-кран"
У "Пирелли" совершенно круглое плечо и большой, но мелко "нарезанный" набросок протектора. Шипы размещены на последних шашках, но с ярко выраженным разбросом.
Выдающиеся характеристики покрышки - тормозные. Они лидируют не только лишь посреди других ее свойств "средней руки". По этому показателю она вообщем обошла все шины.
Если покрышки, занявшие места с 7-го по 12-е (ЗР, 1998, № 9), довольно уверенно держат машину на зимней дороге, то на "Пирелли" можно позволить большее - "острую" езду, доставляющую к тому же наслаждение. Но очень увлекаться скоростью в поворотах не стоит. По достижении определенного предела сначала предсказуемые реакции и легкий занос преобразуются в рваное рысканье, совладать с которым под силу только опытнейшему водителю.
Откровенно слабенькие места у "Винтер Перформанс" - проходимость и плавность хода.
Производитель - "Пирелли", Турция
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 9,5 мм
Выступание шипов - 1,9-2,2 мм
Количество шипов - 90 шт.
Стоимость в Москве - 440 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,51
(Напомним: чем оно ниже, тем лучше)
Официальный представитель - "БАТ-ТРЕЙД"
+ Отменные тормозные характеристики на снегу и льду, высочайшая курсовая устойчивость.
- Чрезмерная твердость шины, передающая на кузов все дорожные неровности; малый уровень проходимости.
Советуем малоопытным и средней подготовки водителям для заснеженных и оледенелых дорог
и не только лишь для маленьких, да и далеких поездок.
Nokian Hakkapeliitta 1 - "Норовистый северный олень"
Шина с резким плечом и мягеньким протектором со сложным рисунком. Плавающие шипы (с подложкой из мягенькой резины) установлены с огромным разбросом.
Соответствующая черта "Нокии" - сбалансированность: все характеристики на этом же уровне - средние либо чуток выше и ни 1-го провала. С "Хакапелитой" на зимней дороге можно полностью почувствовать, как совместно работают, помогая друг дружке, резина и шипы. Но стопроцентно расслабляться нельзя. В повороте "Нокия" способна внезапно резко сорваться в занос из-за ошибочно избранной скорости либо неосмотрительного деяния рулем. Правда, таковой занос кому-то поможет вписаться в поворот, но это просит от водителя незаурядного мастерства.
Единственный показатель, который попадает в высшую категорию, - маленький расход горючего.
Производитель - "Нокия", Финляндия
Наибольшая скорость - 190 км/ч (индекс "Т")
Глубина рисунка протектора - 9,2 мм
Выступание шипов - 1,8-2,0 мм
Количество шипов - 90 шт.
Стоимость в Москве - 480 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,65
Официальный представитель - "Лига Тайрс"
+ Отменная сбалансированность всех параметров, высочайшая топливная экономичность.
- Резкий срыв в занос в повороте.
Советуем водителям, владеющим чувством меры и довольно высочайшей квалификацией.
Goodyear Ultra Grip 400 - "Обувка по ноге"
Шина со скругленным плечом, ярко выраженным направленным рисунком.
Автомобиль, обутый в "Гудьир-Ультра Грип", производит приятное воспоминание на хоть какой зимней дороге - будь то асфальт, снег либо лед. Управлять разгоном и торможением не составляет труда. Машина устойчива на прямой, отлично управляется в всех поворотах. К тому же фактически не чувствуется разница в движении по льду и укатанному снегу. Хорошо ведет себя в глубочайшем снегу - обеспечивает не плохое сцепление при движении внатяг и при пробуксовке.
Производитель - "Гудьир", Англия
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 10,1 мм
Выступание шипов - 1,5 мм
Количество шипов - 90 шт.
Стоимость в Москве - 480 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,52
Официальный представитель - "ЮВЛ Плюс"
+ Отменная маневренность на прямой и в повороте, отменная плавность хода.
- Недостающая топливная экономичность.
Советуем для водителей с различным стажем и опытом
для самых различных критерий, другими словами без ограничений.
Michelin Ivalo - "Вальяжный дворянин"
Шина с круглым плечом и специфичным узорчатым направленным рисунком.
Чувства от "Мишлена" практически такие же, как от "Гудьира". Поведение и нравы покрышек очень идентичны, различия исключительно в аспектах. "Ивало" чуток лучше "Ультра Грип" по боковым сцепным свойствам на льду и по экономичности, но несколько уступает ему по проходимости, разгону на льду и плавности хода. Осязаемо изменение реакций, когда машина в повороте перебегает со снега на лед и напротив.
Производитель - "Мишлен", Европейский альянс
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 10,0 мм
Выступание шипов - 1,5-1,7 мм
Количество шипов - 88 шт.
Стоимость в Москве - 450 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,41
Официальный представитель - "Российское Генеральное Агентство ШИН МИШЛЕН"
+ Высочайшие поперечные сцепные характеристики на льду, отменная курсовая устойчивость.
- Недостающая топливная экономичность, низкий уровень проходимости.
Советуем "Мишлен" для всех категорий водителей и всех зимних критерий.
Dunlop SP Arctic M 3 - "Крепкий орех"
Шина с круглым плечом и ненаправленным рисунком, обеспечивающим, благодаря косым канавкам, эффективную самоочистку. Шипы выступают из протектора очевидно больше, чем следует.
У "Данлопа" высочайшие сцепные характеристики на льду. Силен он в проходимости и топливной экономичности. Все другие характеристики - не ниже среднего уровня. Вероятнее всего, конкретно очень выступающие шипы обеспечивают автомобилю при движении с большой скоростью маленькие курсовые колебания. В то же время тем же можно разъяснить очень резкий срыв при достижении предельной скорости в повороте - как подламываются шипы, машиной управлять практически нереально.
После пробега чуток более тыщи км нашли сильный износ шипов и следы складывания (посадка их стала наименее плотной - шипы немного качаются). Похоже, еще через пару тыщ они станут выпадать, и шина в данном случае со второго места сначала таблицы может переместиться на 2-ое с конца.
Производитель - "Данлоп", Финляндия
Наибольшая скорость - 190 км/ч (индекс "Т")
Глубина рисунка протектора - 9,6 мм
Выступание шипов - 2,5-2,6 мм
Количество шипов - 90 шт.
Стоимость в Москве - 530 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,61
Официальный представитель - "Компания Микропроцессор"
+ Высочайшие сцепные характеристики на льду, высочайшая проходимость.
- "Плавание" по дороге на больших скоростях, насыщенный износ шипов.
Рекомендуется, как и предшествующая, для всех категорий водителей,
но с одним ограничением: не стоит ездить по чистому асфальту.
Gislaved Nord Frost II - "Чудеса на виражах"
Шина с необычным протектором, очень подвижным в центральной части. Ошипована сверхлегкими пластмассовыми шипами с твердосплавной вставкой.
"Гиславед" - неоспоримый фаворит нашего теста. По всем замеренным и оцененным показателям, обычно, заходит в первую тройку. Управление машиной на "Норд Фрост" не только лишь неопасно, да и очень приятно. Шине полностью все равно, что за покрытие на дороге - рыхловатый либо укатанный снег, незапятнанный лед и т. д. Отменно согласована работа протектора и шипов. Даже шум последних не вызывает раздражения.
Но после пробега чуток более тыщи км мы нашли утрату шипов на 2-ух шинах. На одной не досчитались 4, на 2-ой - 2-ух.
Производитель - "Гиславед", Швеция
Наибольшая скорость - 160 км/ч (индекс "Q")
Глубина рисунка протектора - 9,8 мм
Выступание шипов - 1,8-2,1 мм
Количество шипов - 90 шт.
Стоимость в Москве - 560 руб.
Соотношение стоимость/качество - 1,42
Официальный представитель - МВО
+ Комплекс больших характеристик.
- Утрата шипов.
Советуем всем водителям - и новеньким, и мастерам. Каждый получит максимум для реализации собственных способностей. Использовать "Норд Фрост" можно без оговорок в всех критериях.