ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ?
ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ?
ЭКОНОМИКА
ОПЫТ
ЧЕМ ИЗМЕРИТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ?
Бурное развитие чешской автомобилестроения имеет свою обратную сторону.
Лена ВАРШАВСКАЯ. Фото создателя и компании "Манн фильтр"
Приятельница стремительно охладила мои экстазы по поводу роли иноземцев в экономике ее родной Чехии. Вот, гласит, был у нас в городке большой майонезный завод. А здесь вдруг все магазины наводнил германский майонез, дешевенький. Все, естественно, стали его брать, наш завод закрылся, немцы его прибрали к рукам и... повысили свои цены. Сейчас они полные хозяева.
Разговор вспомнился на авто выставке в Брно, когда услышала, что большая часть больших компаний страны имеют зарубежного напарника, а некие - стопроцентно принадлежат иноземцам.
ПУСТЬ Лузер Рыдает
Молодый коммерческий директор чешской компании "Магнетон" угрожал в сторону примыкающего щита "Бош": "Вот они, соперники! Задушить нас желают..."
- Что, проигрываете соревнование? - с осознанием спросила я и ненамеренно попала на нездоровое место. Марек Ришави взорвался:
- Думаете, мы ужаснее? Ошибаетесь!
"Магнетон" существует с 1926 года, предприятие с неплохими традициями, поставлявшее еще в досоциалистический период электрическое оборудование "Шкоде".
После революции 1989 года получил сертификаты ISO-9001 и QS 9000, другими словами стал соответствовать интернациональным эталонам свойства.
- "Фольксваген" проводил тесты собственных автомобилей в критериях Северной Европы. Машины, от "Audi" до "Шкоды", были оставлены на тридцатиградусном морозе на ночь. И что все-таки? Единственная, что просто завелась утром, была... "Фелиция" с нашим стартером! - с гордостью говорил Марек Ришави. - К огорчению, никто из этого выводов не сделал... Хотя можно было бы задуматься: на других автомобилях стояли стартеры "Бош".
По словам коммерческого директора, и процент рекламаций на продукцию чешской компании ниже, чем на электрическое оборудование именитых германцев. Так в чем тогда чехи уступают, если качество не ужаснее, а цены даже ниже, чем у "Боша"?
Как досадно бы это не звучало - позицией на рынке и капиталами. Безбедным германцам еще проще "играть" ценами, заинтересовывая заказчиков, предлагать прибыльные условия совместной деятельности - ради будущих прибылей можно и понести сначала большие расходы. "Магнетон" не располагает такими средствами - и равномерно теряет позиции. Сейчас чехов больше всего волнует энтузиазм "Боша" к "Шкоде", принадлежащей "Фольксвагену", его давнешнему партнеру. Не растеряет ли "Магнетон" 1-го из огромнейших собственных заказчиков? Беря во внимание то, что из-за бомбардировок Югославии были разрушены четыре завода, которым чехи поставляли свою продукцию, новые утраты могут стать для компании роковыми.
- Я убежден, - произнес г-н Ришави, - что через пару лет рынок автопроизводителей будет совсем поделен, и на нем остается не больше 10-ка фирм-монстров. Чтоб иметь шанс выжить, необходимо объединяться. И мы издавна уже смотрим в сторону Рф в поисках напарника. Пока - безрезультативно...
НЕСВОБОДА Либо Погибель?
- Если б мы были самостоятельными, нас бы уже не было. Это моя философия, - произнес Ота Мудрак, управляющий чешским отделением германского завода "Манн фильтр".
Фактически, когда-то это был завод, чья биография началась с производства бумаги в 1690 году! А авто воздушные фильтры он стал выпускать еще в 1965-м. Но судьба привела предприятие к выбору: погибнуть либо отыскать напарника. "Манн", получивший контрольный пакет акций, отдал не только лишь ноу-хау, да и выход на рынок.
Кстати, вопреки всераспространенному у нас представлению, иноземцы не принесли на чешский "Манн фильтр" каких-либо сверхновых технологий, ну и средств фактически не вложили. Разве что прибыль предприятия инвестировали в его развитие.
В не так давно построенном цехе (на снимке слева) - в главном, старенькое оборудование, сильно много ручного труда. Ну и рабочие получают, даже по чешским меркам, копейки (в этом регионе высока безработица, поэтому и такая заработная плата - счастье). Фильтры "Манн", которые выпускают тут, отгружают в Германию, а оттуда они уже идут заказчикам, кстати, без пометки "Изготовлено в Чехии". На ценовую, финансовую, производственную политику собственного, а тем паче, головного предприятия дочерняя компания оказывать влияние не может. Разве что вправе высказать свои советы и суждения, а решение воспримут германские партнеры. Вобщем, пока этими решениями Ота Мудрак доволен.
Не считая воздушных и масляных фильтров марки "Манн", на заводе продолжают выпускать и аналогичную продукцию под своей маркой - "ОТО". Но эти фильтры - с наименьшей улавливающей способностью (хотя, естественно, сертифицированы германцами и соответствуют требованиям заводов-изготовителей), потому и стоят приметно дешевле. Их "Манн" посылает на восточные рынки, где германское качество не многим по кармашку.
Здесь я закончила осознавать, в чем смысл объединения: если чехи, по-прежнему, могли удачно вести торговлю у себя и в бывшем соцлагере, при чем здесь "Манн"?
Ота Мудрак все растолковал:
- Материалы, если б мы закупали их сами под наши объемы производства, стоили бы намного дороже, чем "Манну" (у него - большой опт), и наши цены фактически сравнялись бы, из-за чего свалились бы реализации. То же - в отношении банков. Они дают кредиты германской компании на еще более прибыльных критериях. Плюс к этому репутация продукта, выпущенного под контролем германцев...
Смысл понятен.
Небольшой И Жизнестойкий
Их всего - 20 человек, работающих в фирме "Аском", которая никому, не считая их, не принадлежит и никого не опасается. Они строят асфальтосмесительные установки.
Сначала 90-х за счет личного капитала сделали общество по обслуживанию установок, позже стали вести торговлю запчастями, позже, по договору с итальянцами, собрали три асфальтосмесителя в Чехии. И, в конце концов, сделали свое проектное бюро и начали внедрять собственные разработки. Кстати, три из их есть и в Рф, в Подмосковье.
- А было время, из дома забирали все Энциклопедия грузовых автомобилей и приносили сюда, - гласит Вольдемар Диттрих, коммерческий директор "Аскома". - Кредиты-то нам, в отличие от больших узнаваемых компаний, давали на грабительских критериях.
Ну и на данный момент приходится биться за заказы: пусть у тех же германцев установка намного дороже, зато имена известней, ну и условия реализации привлекательней. Чешская компания обязана работать с 50-процентной предоплатой, а богатые компании могут позволить рассрочку платежей чуть не на десяток лет.
И все-же "Аском" не сдается и с оптимизмом глядит в будущее. Объемы производства не так значительны, чтоб бояться отсутствия заказчиков, а остальное находится в зависимости от энергичности самих работников компании.
В особенности "Аском" заинтересован в русском рынке и уповает на сотрудничество с нами и сохранение независимости от зарубежного капитала.
ЛУЧШЕ БЫТЬ БОГАТЫМ И ЗДОРОВЫМ
Так отлично это либо плохо - зарубежные хозяева? По последней мере, при ближнем рассмотрении стало ясно: не так совершенно точно отлично, как казалось бы. Даже те, кто доволен поглощением собственной компании западной компанией, уточняют: по другому не было бы перспектив.
Энтузиазм иноземцев к Чехии велик. Но никто из моих собеседников не считал его бескорыстным. Вправду, восточноевропейская страна завлекает Запад неплохим уровнем производства, опытом работы в автомобилестроения, выходом на Россию и СНГ и... низким уровнем жизни людей, заработная плата которых составляет примерно третья часть от заработка западных рабочих. И навряд ли когда-нибудь иноземцы позволят догнать себя по качеству жизни - это им просто нерентабельно, так как удорожит продукцию.
- Они сбрасывают нам свои устаревшие технологии, чтоб мы их позже передали вам, - заявила та моя приятельница.
Представители заводов не были настолько категоричны.
- Они не отыскивают создание, они отыскивают сбыт, - произнес управляющий "Манн фильтр" про хозяев-немцев. - Создание - только средство привлечь заказчика.
- Мы им, как производители, не необходимы, они заинтересованы в нас как в рынке сбыта, - более агрессивно увидел представитель "Магнетона".
Естественно, все это только личные представления. И если успехи попавшего под воздействие Запада чешского автопрома можно измерить в единицах продукции, кронах прибыли и марках инвестиций, то как подсчитать итог утраты самостоятельности? Независимость не поддается измерению и оценить ее, возможно, можно, только утратив.
Меньше всего хотелось бы, чтоб эти заметки восприняли как критику пути чешской автомобилестроения, предпочитающей объединение с сильным прозябанию либо смерти. А ах так повод для размышления они годятся. Ведь мы невольно примеряем жизнь соседей к для себя, и нелишне знать о ней побольше, при этом не только лишь с парадной стороны. Еще пока у нас, кажется, остается выбор...
Культура производства - западная.