ДАЕШЬ ЭНЕРГИЮ
ДАЕШЬ ЭНЕРГИЮ
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
ДАЕШЬ ЭНЕРГИЮ
Электрика в российском автомобиле
барахлит часто. Доходит дело и до подмены генератора.
Александр БУДКИН
Твердо убедившись в неисправности генератора на собственной машине, обладатель будет обязан или чинить старенькый, или брать новый. Означает - в поход по магазинам.
Интересующие нас изделия (они все созданы для вазовских машин) относятся к двум типам: с контактными щетками - эталоны 1, 2, 5 и индукторным (бесщеточным) - эталоны 3, 4. Последние отличаются б'ольшим ресурсом, но худшей работой на малых оборотах. Чтоб восполнить этот недочет, у бесщеточных генераторов делают наименьший поперечник шкива, другими словами большее передаточное число. Но это нередко приводит к перегрузке подшипников на больших оборотах мотора. У "обыденных" генераторов ресурс составляет около 125 тыс. км и определяется, в главном, сроком службы щеточного узла, пореже - обрывом вращающейся обмотки ротора. У бесщеточных на роторе обмотки нет, отношения меж ротором и статором - только средством магнитного поля, потому их ресурс, обычно, находится в зависимости от долговечности подшипников, составляя 300-350 тыс. км. Но, очевидно, неисправности генераторов уменьшают их жизнь.
Заявленная мощность испытуемых устройств колеблется от 588 Вт у болгарского генератора до 1000 Вт у бесщеточного ГА-5. В реальности все эталоны выдали меньше: наибольший показанный ток - от 40 А у "болгарина", до 69 А у русского ГА-5. При регулируемом напряжении 14 В это соответствует 560 Вт и 966 Вт. Вобщем, не будем очень придирчивы. Суровый недобор мощности оказался только у 1-го соискателя, при этом самого именитого - германский "Бош" заместо обещанных 55 А выдавил из себя 48. Может быть, неурядицу занесла маркировка: она нанесена на бумажке, приклеенной к генератору. В Рф это нередко приводит к "ошибкам" и немцы могут быть ни при чем. Зато германский генератор лучше других отработал на оборотах холостого хода, выдав 22 А. Российский ГА-5 оказался тут последним - 17 А. Есть чем похвастать "родному" генератору "Самары" от КЗАТЭ. При 750 об/мин он уступил "германцу" только 1 А, а уже с 900 об/мин пошел в отрыв от именитого соперника. Но "Бош" здесь же ответил: наилучшим качеством сборки, примерно сделанным регулятором напряжения (мы привыкли, что этот узел в российских генераторах не отличается высочайшей надежностью) и б'ольшим коэффициентом припаса заднего подшипника на наибольших оборотах: уменьшив зазоры, немцы достигнули наилучшей отдачи "на низах" и позволили ротору собственного генератора крутиться медлительнее - отсюда больший расчетный ресурс.
Битва вышла горячая, в спор 2-ух фаворитов вмешался не пожелавший остаться третьим бесщеточный генератор алтайского завода (мод. 955.3701). По выдаваемому току он уступил как КЗАТЭ, так и германскому "Бош", но вспомним про расчетный ресурс 300-350 тыс. км - щеточные генераторы столько не служат, к тому же у алтайского претендента самый малый уровень помех радиоприему (см. табл.). Молчком смотрел за этим спором 2-ой бесщеточный генератор ГА-5, но не утерпел: хотя на холостых оборотах отработал ужаснее всех, но 69 А на средних отдадут долг аккуму сполна. Недовольны большенными помехами - без помощи других поставьте конденсатор, как у других генераторов. Не нравится 25-процентная перегрузка подшипника - так подшипник-то японский, должен стерпеть, и позже, не будете же вы повсевременно держать педаль газа "в полу".
"Болгарин" оказался скромнее всех. Немного призадумавшись, похвастал аккуратной сборкой и самой низкой посреди "обыденных" генераторов ценой.
Слева вправо: Bosch, КЗАТЭ, "Болгария". Конструкция полностью схожа.
Bosch, Германия, мод. 0986034390.
4600 руб.
Низкая наибольшая мощность (максим. ток), наилучшие характеристики на малых оборотах мотора, малая нагрузка на подшипники, высочайшая точность сборки.
КЗАТЭ, Наша родина,
мод. 372.3701.
850 руб.
Часто встречающийся генератор для VAZ 2108-21099. Самый мощнейший посреди обычных (с контактными кольцами). На холостых оборотах уступает только германскому Bosch. Ресурс - около 125 тыс. км.
АЗТЭ, Наша родина, мод. 955.3701, бесщеточный.
580 руб.
Предназначен для VAZ 2108-21099. Основная особенность - отсутствие контактных колец. Основное преимущество - увеличенный до 300-350 тыс. км ресурс. Недочеты: малая мощность на холостых оборотах и 13%-ная перегрузка подшипника на наибольших оборотах мотора.
Германский и русский щеточные узлы.
Внутренности бесщеточного генератора: крутящаяся часть справа, обмотка недвижна.
Неведомый производитель, Наша родина, мод. ГА-5.
525 руб.
Эталон продавался как произведенный на АТЭ-1, конструктивно исполнен подобно АЗТЭ. Самый мощнейший - 69 А, но ужаснее других отработал на холостых оборотах. При наибольших оборотах перегрузка подшипника - 25%, но подшипник японский. Ресурс - около 300-350 тыс. км - лимитируется подшипником.
Произведен в Болгарии.
600 руб.
Предназначен для VAZ 2101, 2103, 2106. Недочеты: малая мощность, отсутствие помехоподавления. Ресурс - около 125 тыс. км. Дешевле, чем КЗАТЭ,
но уступает ему.
Наша справка
ГЕНЕРАТОРЫ ДЛЯ VAZ 2101, 2103, 2106 ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ VAZ 2105, 2107 отсутствием встроенного регулятора напряжения, а созданные для VAZ 2108-21099 - большей мощностью. Установка 1-го из их заместо другого вероятна при изменении схемы подключения.