МОДИФИКАТОРОМ ПО ИЗНОСУ
МОДИФИКАТОРОМ ПО ИЗНОСУ
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
МОДИФИКАТОРОМ ПО ИЗНОСУ
Реклама модификаторов трения слагает легенды, автовладельцы теряются в гипотезах... Так можно ли, по правде, одолеть трение? Мы решили проверить.
Федор МАСЛОВ
Интригующе, не правда ли, залить в движок флакон магической воды и запамятовать о капремонте навечно? Вернуть изношенные поверхности, возвратить утерянную компрессию, одним словом, сделать из старенького мотора новый. Пик исследовательских работ в этой области пришелся на 80-е годы, когда над животрепещущей неувязкой понижения трения и износа работали большие НИИ. Но до всеобщей победы над окаянным злом тогда не дошло. Как обстоят дела сейчас?
УЧАСТНИКИ И СУДЬИ. Из большого числа препаратов, обещающих понизить трение и износ, для испытаний взяли четыре (см. фото): два российских, один южноамериканский и один швейцарский. Наши - дешевле, иноземцы - дороже, разброс цен - практически четырехкратный.
Для наибольшей объективности и правильности тест проводили в Испытательном Центре ГСМ 25 ГосНИИ МО РФ, пригласив ведущих профессионалов Междуведомственной комиссии при Госстандарте Рф. Использованная методика соответствовала сходу двум требованиям: положению комиссии при Госстандарте, принятому в 1990 году, также ГОСТ Р 51176-98. Работы проводили на специальной "машине трения" СМТ-1, где пару трения составляют металлическая колодка и металлической диск.
Носителем присадок стало масло Castrol GTX SAE 15W-40 API SF. Оно же послужило отправной точкой для сопоставления, как снизится коэффициент трения и уменьшится износ после введения в масло испытуемых добавок.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Антифрикционные характеристики незапятнанного масла и масла с введенными присадками оценивались по трем показателям: моменту трения, температуре масла в зоне трения и коэффициенту трения. Чем меньше значения этих характеристик, тем лучше. Тут положительный результат проявили только две забугорные присадки - относительное уменьшение коэффициента трения по сопоставлению с незапятнанным маслом у "янки" составило около 12%, у "швейцарца" - 4%. Понижение температуры в зоне трения у обоих - 6°С либо 3,2%. Российские препараты за места в этой номинации решили не биться.
Противоизносные характеристики определялись потерей массы металлической колодки за однообразное время работы в паре трения. Тут первым оказался южноамериканский кондюк металла ER, снизивший износ по сопоставлению с незапятнанным маслом на 22%. На втором месте - российский "РиМет" - 13%, на 3-ем - российский же "Универсальный модификатор" с 8%, на четвертом - швейцарский реметаллизант с 7,5%.
Если попробовать суммировать относительное понижение износа и относительное понижение коэффициента трения, можно получить условную "табель о рангах". Больший рейтинг окажется у южноамериканского продукта ER - 34%, вторым будет "швейцарец" Metalyz 6 - 24,5%, третьим - "РиМет" из Санкт-Петербурга - 13% и окончит перечень "Универсальный модификатор" - 8%.
ВЫВОДЫ. Невзирая на слухи о недееспособности неких препаратов, снижающих трение и износ, желаем констатировать, что в нашем опыте все четыре дали полезный эффект. Последний может зависеть (при этом по-разному) от концентрации препаратов в моторном масле, удельного давления и температуры в паре трения, в конце концов, от режима трения, просто - толщины масляного слоя. В нашем случае эффект составил в среднем 10-15%, но если учитывать, что в реальной жизни мотору приходится работать на различных режимах, навряд ли можно рассчитывать на повышение ресурса более чем на 10%.
Сопоставимый итог получится при изменении вязкости моторного масла на один-два класса, к примеру, при переходе от SAE 15W50 к SAE 5W30 либо напротив: на более вязком масле уменьшится износ, на наименее вязком - утраты на трение. Так что при использовании присадок можно уничтожить 2-ух зайцев, но не следует ждать, например, приметного понижения расхода горючего. Утраты на трение в движке составляют, обычно, менее 5-7% от наибольшей мощности. Потому на режиме полной мощности расход горючего уменьшится менее чем на 1-2%, на холостом ходу - на 5-10%.
Наименование: Антифрикционный кондюк металла ER
Изготовитель: Energy Release Corp, США
Стоимость: 220 руб.
Расход продукта: На 4 литра масла
Итог теста: 1-ое место посреди испытанных препаратов, но приобретенный эффект много меньше заявленного на этикетке. Согласно описанию,
содержит в составе ионы
железа.
Наименование: Реметаллизант мотора Metalyz 6
Изготовитель: Actex SA, Женева, Швейцария
Стоимость: 600 руб.
Расход продукта: На весь объем масла в движке
Итог теста: 2-ое место. В составе содержит сочетание частиц свинца с частичками сплава медь-серебро. Согласно аннотации, наибольший эффект достигается в течение 5 тыс. км.
Наименование: "РиМет"
Изготовитель: Компания ВМП
Стоимость: 55 руб.
Расход продукта: Три флакона на 3-5 л масла
Итог теста: Третье место. В составе содержит ультрадисперсную композицию из сплава меди, олова и серебра. Приобретенный противоизносный эффект существенно меньше заявленного в аннотации.
Наименование: "Универсальный
модификатор"
Изготовитель: "Автоконинвест", Москва
Стоимость: 150 руб.
Расход продукта: Флакон на 5 л масла
Итог теста: 4-ое место. Согласно аннотации,
одной обработки хватает на 50 тыс. км пробега.
Наша справка
В 1987 г. КОМИССИЕЙ ПРИ ГОССТАНДАРТЕ БЫЛА ДОПУЩЕНА к применению в моторных маслах российская антифрикционная присадка-модификатор трения "Фриктол" - маслорастворимое соединение молибдена. По результатам схожих нашему испытаний "Фриктол" снижал трение и износ на 40-60%. При эксплуатации автомобиля это позволяло понизить расход горючего на 3-5%, но присадка оказалась очень дорогостоящей и широкого внедрения не получила.
Наша справка
ПО ПРИНЦИПУ Деяния ПРЕПАРАТЫ, СНИЖАЮЩИЕ ТРЕНИЕ И ИЗНОС, делятся на три типа. 1-ый дает эффект в итоге адгезии частиц модификатора (дисульфид молибдена, графит, тефлон) на трущейся железной поверхности, 2-ой - благодаря физико-химическому взаимодействию модификатора с трущейся поверхностью, а 3-ий - вследствие образования плакирующего (заполняющего шероховатости) слоя частичками мягеньких металлов (олова, свинца, меди, серебра), содержащимися в присадке. Препараты "РиМет" и Metalyz относятся к третьему типу, принцип деяния "Универсального модификатора" и ER не указан.
РЫНОК
ЭКСПЕРТИЗА
МОДИФИКАТОРОМ ПО ИЗНОСУ
Реклама модификаторов трения слагает легенды, автовладельцы теряются в гипотезах... Так можно ли, по правде, одолеть трение? Мы решили проверить.
Федор МАСЛОВ
Интригующе, не правда ли, залить в движок флакон магической воды и запамятовать о капремонте навечно? Вернуть изношенные поверхности, возвратить утерянную компрессию, одним словом, сделать из старенького мотора новый. Пик исследовательских работ в этой области пришелся на 80-е годы, когда над животрепещущей неувязкой понижения трения и износа работали большие НИИ. Но до всеобщей победы над окаянным злом тогда не дошло. Как обстоят дела сейчас?
УЧАСТНИКИ И СУДЬИ. Из большого числа препаратов, обещающих понизить трение и износ, для испытаний взяли четыре (см. фото): два российских, один южноамериканский и один швейцарский. Наши - дешевле, иноземцы - дороже, разброс цен - практически четырехкратный.
Для наибольшей объективности и правильности тест проводили в Испытательном Центре ГСМ 25 ГосНИИ МО РФ, пригласив ведущих профессионалов Междуведомственной комиссии при Госстандарте Рф. Использованная методика соответствовала сходу двум требованиям: положению комиссии при Госстандарте, принятому в 1990 году, также ГОСТ Р 51176-98. Работы проводили на специальной "машине трения" СМТ-1, где пару трения составляют металлическая колодка и металлической диск.
Носителем присадок стало масло Castrol GTX SAE 15W-40 API SF. Оно же послужило отправной точкой для сопоставления, как снизится коэффициент трения и уменьшится износ после введения в масло испытуемых добавок.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Антифрикционные характеристики незапятнанного масла и масла с введенными присадками оценивались по трем показателям: моменту трения, температуре масла в зоне трения и коэффициенту трения. Чем меньше значения этих характеристик, тем лучше. Тут положительный результат проявили только две забугорные присадки - относительное уменьшение коэффициента трения по сопоставлению с незапятнанным маслом у "янки" составило около 12%, у "швейцарца" - 4%. Понижение температуры в зоне трения у обоих - 6°С либо 3,2%. Российские препараты за места в этой номинации решили не биться.
Противоизносные характеристики определялись потерей массы металлической колодки за однообразное время работы в паре трения. Тут первым оказался южноамериканский кондюк металла ER, снизивший износ по сопоставлению с незапятнанным маслом на 22%. На втором месте - российский "РиМет" - 13%, на 3-ем - российский же "Универсальный модификатор" с 8%, на четвертом - швейцарский реметаллизант с 7,5%.
Если попробовать суммировать относительное понижение износа и относительное понижение коэффициента трения, можно получить условную "табель о рангах". Больший рейтинг окажется у южноамериканского продукта ER - 34%, вторым будет "швейцарец" Metalyz 6 - 24,5%, третьим - "РиМет" из Санкт-Петербурга - 13% и окончит перечень "Универсальный модификатор" - 8%.
ВЫВОДЫ. Невзирая на слухи о недееспособности неких препаратов, снижающих трение и износ, желаем констатировать, что в нашем опыте все четыре дали полезный эффект. Последний может зависеть (при этом по-разному) от концентрации препаратов в моторном масле, удельного давления и температуры в паре трения, в конце концов, от режима трения, просто - толщины масляного слоя. В нашем случае эффект составил в среднем 10-15%, но если учитывать, что в реальной жизни мотору приходится работать на различных режимах, навряд ли можно рассчитывать на повышение ресурса более чем на 10%.
Сопоставимый итог получится при изменении вязкости моторного масла на один-два класса, к примеру, при переходе от SAE 15W50 к SAE 5W30 либо напротив: на более вязком масле уменьшится износ, на наименее вязком - утраты на трение. Так что при использовании присадок можно уничтожить 2-ух зайцев, но не следует ждать, например, приметного понижения расхода горючего. Утраты на трение в движке составляют, обычно, менее 5-7% от наибольшей мощности. Потому на режиме полной мощности расход горючего уменьшится менее чем на 1-2%, на холостом ходу - на 5-10%.
Наименование: Антифрикционный кондюк металла ER
Изготовитель: Energy Release Corp, США
Стоимость: 220 руб.
Расход продукта: На 4 литра масла
Итог теста: 1-ое место посреди испытанных препаратов, но приобретенный эффект много меньше заявленного на этикетке. Согласно описанию,
содержит в составе ионы
железа.
Наименование: Реметаллизант мотора Metalyz 6
Изготовитель: Actex SA, Женева, Швейцария
Стоимость: 600 руб.
Расход продукта: На весь объем масла в движке
Итог теста: 2-ое место. В составе содержит сочетание частиц свинца с частичками сплава медь-серебро. Согласно аннотации, наибольший эффект достигается в течение 5 тыс. км.
Наименование: "РиМет"
Изготовитель: Компания ВМП
Стоимость: 55 руб.
Расход продукта: Три флакона на 3-5 л масла
Итог теста: Третье место. В составе содержит ультрадисперсную композицию из сплава меди, олова и серебра. Приобретенный противоизносный эффект существенно меньше заявленного в аннотации.
Наименование: "Универсальный
модификатор"
Изготовитель: "Автоконинвест", Москва
Стоимость: 150 руб.
Расход продукта: Флакон на 5 л масла
Итог теста: 4-ое место. Согласно аннотации,
одной обработки хватает на 50 тыс. км пробега.
Наша справка
В 1987 г. КОМИССИЕЙ ПРИ ГОССТАНДАРТЕ БЫЛА ДОПУЩЕНА к применению в моторных маслах российская антифрикционная присадка-модификатор трения "Фриктол" - маслорастворимое соединение молибдена. По результатам схожих нашему испытаний "Фриктол" снижал трение и износ на 40-60%. При эксплуатации автомобиля это позволяло понизить расход горючего на 3-5%, но присадка оказалась очень дорогостоящей и широкого внедрения не получила.
Наша справка
ПО ПРИНЦИПУ Деяния ПРЕПАРАТЫ, СНИЖАЮЩИЕ ТРЕНИЕ И ИЗНОС, делятся на три типа. 1-ый дает эффект в итоге адгезии частиц модификатора (дисульфид молибдена, графит, тефлон) на трущейся железной поверхности, 2-ой - благодаря физико-химическому взаимодействию модификатора с трущейся поверхностью, а 3-ий - вследствие образования плакирующего (заполняющего шероховатости) слоя частичками мягеньких металлов (олова, свинца, меди, серебра), содержащимися в присадке. Препараты "РиМет" и Metalyz относятся к третьему типу, принцип деяния "Универсального модификатора" и ER не указан.